Роль духовного кино для современной молодежи

 
 

Чернова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 136» г. Новосибирска

 

Роль духовного кино для современной молодежи

Однажды Иммануил Кант, знаменитый немецкий философ, сказал: «Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены». Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с этим мнением. Обращаясь к этому высказыванию, мы хотели бы поговорить о современной системе ценностей молодежи и возможному пути излечения общества от депрессии и бездуховности на примере приобщения подростков к просмотру и анализу духовного кино.

К сожалению, современное поколение характеризует две крайности – с одной стороны, это ориентация на развлечения, стремление к материальному обогащению, ценностный беспредел, торжество бездуховности, с другой – цинизм, депрессивное состояние, апатия и неверие в светлое будущее. Корни этого состояния следует искать в истории 90-х, когда распался СССР, и общество стало ориентироваться на быстрое обогащение, «идеалы» низкопробных западных фильмов, красивую беспечную жизнь. Отвергались ценности родителей и учителей, тружеников и патриотов, формировались «дети улиц», пытавшиеся приблизиться к богемному образу жизни.

Всё больше и больше простых людей, граждан России и других стран, понимают важность повышения уровня нравственности в обществе, рассматривая этот процесс как действенный механизм его эволюционного развития. Прослеживается тенденция всё более активного включения россиян и граждан других стран в действия, направленные на возрождение нравственности в мире. Этому свидетельствуют созданные организации по возрождению духовности, такие как «Международное Общественное движение «За нравственность», фонд «За Нравственность», Самарский общественный фонд содействию культуры и нравственности «Всемирное достояние» и др.

По словам Микушиной Т.Н., общественного деятеля, писателя, для того, чтобы бороться с проблемой бездуховности, эгоизма, необходимо, прежде всего, пересмотреть систему ценностей, изменить сознание потребителя и обывателя. [Микушина Т.Н. Проблема Нравственности и глобальный кризис общества]. Для этого необходимо большое внимание уделить формированию ценностей современной молодежи, поскольку во многом от нее будет зависеть судьба страны и мира.

Мы считаем, что основным рычагом воздействия на умы молодёжи является кинематограф. Изначально функция кино очень важна – оно формирует мировоззрение человека, обогащает его духовно, насыщает полезной информацией. Но в современности приоритеты расставлены иначе, многие фильмы провоцируют жестокость и насилие, ведут к деградации умов.

По результатам опроса, проводимого на базе нашего лицея, мы сделали вывод, что подростки предпочитают смотреть комедии (71%), боевики (60%), триллеры, ужасы (53%). Увлеченность фильмами жанра «хоррор», «триллер», «боевик» не может не повлиять на формирование в этом возрасте эмоционально-волевой сферы подростка. По результатам исследования, более чем у трети учеников после просмотра некоторых фильмов возникает желание шокировать окружающих, а у каждого 10-го – желание нанести вред кому-то или чему-то.

Поэтому необходимо повысить спрос населения в фильмах, дающих правильные ориентиры. Важнейшим социальным институтом, пропагандирующим правильные установки и жизненные ценности, является школа. Поэтому прививать правильный вкус в выборе фильмов необходимо тоже в школе. Для этого необходим ряд мероприятий, проводимых в школе:

– устраивать семейные кинопоказы, школьные просмотры фильмов с последующими обменами мыслей и критическими комментариями (наподобие передачи «Закрытый показ» с А. Гордоном);

– классным руководителям и учителям гуманитарного цикла составить список фильмов, направленных на формирование мировоззрения подрастающего поколения, с последующим анализом на классных часах и уроках;

– ввести новый предмет, предложенный в 2012 году известным кинорежиссером Н. Михалковым (по его мнению, он назывался бы «100 лучших фильмов»), который бы расширял кругозор подростков и давал правильные жизненные ориентиры.

Возможно, эти предложения вызовут массу противоречий по поводу нехватки часов на основные предметы, загруженности учеников, но это будет единственно правильным решением, поскольку свободное время большинство школьников просиживает за просмотром боевиков и фантастики или за компьютерными играми, а фильмы особого, высокого содержания навсегда останутся для них нетронутыми. Необходимо создавать новую идеологию, а для этого придется пойти на такие жертвы.

За последние 15 лет список настоящих русских фильмов, призванных формировать моральный облик человека, призывать к духовности, нравственности, насчитывает не более 10. Одним из таких, на наш взгляд, является фильм П. Лунгина «Остров». Мы предлагаем его анализ с краткими комментариями.

Центральным персонажем является отец Анатолий, являющийся образцом терпения, трудолюбия, гуманизма. Рассмотрим важные моменты, которые повлияют на мысли каждого человека:

Во-первых, в фильме раскрывается тема человеческой слабости, трусости и малодушия на примере сцены «убийства» молодым матросом своего мичмана Тихона. Желая спасти свою жизнь, юноша предает своего командира, но счастья от своего избавления от смерти не испытывает. Этот поступок влечет за собой раскаяние отца Анатолия всю оставшуюся жизнь. Кроме раскаяния, монах испытывает невероятные угрызения совести, каждый день помнит о своем грехе и просит за него прощение. Как и знаменитый роман Ф.М. Достоевского, фильм показывает, как страшен и тяжел грех, как ценна любая человеческая жизнь, и какую ответственность за неё мы несём.

Во-вторых, фильм рассказывает о не менее губительных человеческих качествах, а именно о зависти, чувстве соперничества, выслуживании перед старшими по званию, доносительстве, желании продемонстрировать свою учёность (на примере взаимоотношений Тихона и отца Иова), о тяге к вещизму, комфорту (на примере личности отца Филарета).

В-третьих, фильм поднимает очень важную проблему и нашей современности – проблему нежелательной беременности и абортов. В фильме к старцу приходит молодая девушка отпустить ей будущий грех за детоубийство, поскольку она боится не выйти замуж с ребёнком. На что отец Анатолий ответил: «В ад собралась, и меня за собой затащить хочешь?.. Замуж тебя и так никто не возьмёт… А здесь ребёночек будет, утешение, всю жизнь себя потом проклинать будешь». Этот эпизод говорит, в первую очередь, об ответственности за свои поступки и серьёзности их последствий. Как сказал в своей речи Петр Мамонов на вручении премии «Золотой орел» за лучшую мужскую роль (2006 г), «почему мы четыре миллиона Суворовых, Ушаковых, Лермонтовых, Пушкиных в год убиваем? Что за беспечность такая? Переходящая уже в преступление. Десять детишек в Беслане погибли, и все рыдают, вся страна, а четыре миллиона – нормально… И у меня сын вот младший, ему 25 лет. Вот его внук знаете кем будет, если так будет продолжаться? Он будет подсобным рабочим на нефтяной скважине у хозяина китайца…Они нам порядок наведут тут сразу, строго». Необходимо обдуманно подходить к любому своему действию и заботится о своём будущем и будущем страны.

В-четвертых, фильм о важности человеческого прощения, о том, как можно начать прощёному жить по-новому, какая большая сила таится в способности прощать, потому что обида, гнев и злость разрушают душу, отравляют человеческое существование. Когда мы прощаем, то расстаемся с тяжелым грузом ошибок прошлого. Когда Анатолий в своей келье рассказал о грехе молодости и своем раскаянии адмиралу, оказывается, что Тихон Петрович давно не таит зла на молодого предателя: «Давно простил, я ж думал, что тебя и в живых нет. Думал ты тогда вместе с баржей-то…». После чего просветленный, успокоившийся Анатолий сказал: «Тихон, ступай себе с Богом! Господь с тобою!» и вечером скончался.

В-пятых, фильм о самобытности русского народа, его величайших чертах – всепрощении, доброте к ближнему, открытости, простоте, душевной чистоте, вере, глубине переживаний, ответственности. Нагляднее всего это демонстрируется в образах вдовы и женщины с больным ребёнком.

Таким образом, фильмы духовного содержания на примере фильма «Остров» заставляют сопереживать и задумываться о своих поступках, показывают пример преступления и наказания, нравственного отношения к ближнему, поднимают проблему долга, совести, чести, предлагают верный выход из тяжелой ситуации – не забывать своего греха, приносить пользу людям, ежедневно работать и искренне просить прощение, тогда оно (прощение) обязательно случится.

Количество просмотров: 7338  

Добавить комментарий

1. Память о тех, кто «живёт» в наших сердцах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Патриотическое воспитание младших школьников через организацию и проведение встреч с участниками боевых действий СВО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Патриотическое воспитание молодёжи посредством культурно-массовых мероприятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Патриотическое воспитание через декоративно-прикладное искусство ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы