Внутренний мир героя. К изучению психологической детали на уроке литературы

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Внутренний мир героя. К изучению психологической детали на уроке литературы

1. Психологическая деталь.

С. Есенин

Вот оно, глупое счастье,

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

 

Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт.

 

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок...

Милое, глупое счастье,

Свежая розовость щёк!

1. Каков «строй чувств», воплощённый в этом стихотворении? Какие детали помогают вам в определении «расы» произведения?

2. Как можно озаглавить стихотворенье?

Такие подробности, которые передают внутренний мир героя: его мысли, чувства, настроения, ощущения, представления, желания, переживания — состояния души, называются психологическими деталями.

Задание. Прочитайте первую главу из повести Л.Н. Толстого «Учитель Карл Иваныч». Поразмышляйте над следующими вопросами:

1. Какой «порядок в душе» установился у вас во время чтения произведения?

2. Первая глава повести Л. Н. Толстого «Детство» называется «Учитель Карл Иваныч». Почему?

3. А что вы узнали о главном герое повести? Каково ваше первое впечатление от встречи с Николенькой?

4. О ком написано: «...противный человек! И халат, и шапочка, и кисточкакакие противные» и «Какой он добрый и как нас любит...»? Чьи это рассуждения? Почему они такие разные? Кого они характеризуют в первую очередь?

5. Найдите в тексте детали, передающие настроение героя, его чувства, мысли, желания, т.е. психологические делали.

6. Почему так подробно описаны вещи, принадлежащие Карлу Иванычу? Можно ли эти детали назвать психологическими?

Задание. Самостоятельно прочтите главу «Маман» в повести «Детство» Л. Н. Толстого. Найдите портретные и психологические детали. Как они взаимосвязаны? Например, улыбка «маман»?

2. Деталь жеста как психологическая деталь

А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

Строфа XXI

Всё хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам;

Все ярусы окинул взором,

Всё видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он;

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился — и зевнул,

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел.

1. В этой строфе Пушкин показывает героя в движении. Обратите внимание на действия, которые совершает Онегин (взгляды, жесты, мимика).

2.Что говорит поведение героя о его внутреннем состоянии?

Взгляд, мимика, жест помогают читателю угадать душевное состояние героя. Это знаки общения, поведения людей, их отношений друг к другу.

Задание. Прочитайте главу  «Папа» из повести «Детство» Л. П. Толстого. При чтении главы обратите внимание на описание движений папа и Якова. О чём «говорят» жесты? Подумайте над вопросами:

1. Какое настроение воплощено в этой главе? Остается ли оно неизменным?

Какие подробности текста позволяют вам об этом судить?

2. Какие детали в описании поведения и состояния Якова, на ваш взгляд, являются самыми яркими? А в описании папа? Кто отмечет эти подробности?

3. Найдите предметную деталь, подробности в описании интерьера кабинета. Много ли их? Какое впечатление они создают о папа? Чьё это впечатление?

4. Почему на первый план выступают детали жеста, описание движений, выражений лиц персонажей, а не подробностей интерьера? Не говорят ли вам эти детали что-либо о самом Николеньке? Что именно? Найдите описание душевных переживаний главного героя после разговора с папа. Какие чувства он испытывает? Почему Николенька заплакал?

Детали жеста, мимики взгляда — внешние проявления внутреннего состояния героя.

Количество просмотров: 8096  

Добавить комментарий

1. Урок по теме «Отзыв на инсценирование басни». Создание письменного текста
2. Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 11-х классов «Спортивный калейдоскоп»
3. Диагностическая работа «Метапредметные результаты» (на материале русского языка и литературы)
4. Вариант метапредметных заданий по русскому языку для 7 класса
5. Методическая разработка внеурочного занятия для учащихся 2-3 классов «Мы за мир»
6. Внеклассное занятие по истории «Историческая мозаика» (6-9 классы) к предметной неделе «Загадки истории»
7. Методические материалы по русскому языку для определения уровня сформированности основных метапредметых результатов обучения
8. Учебное занятие как «событие понимания» (преподавание гуманитарных дисциплин в контексте требований ФГОС)
9. Кейс по теме «Отечественная война 1812 года»
10. Внутренний мир героя. К изучению психологической детали на уроке литературы
11. Материалы к изучению речевой детали на уроке литературы
12. Материалы к изучению темы «Повтор. Контраст. Градация» на уроке литературы
13. Дидактический материал: комплексы ОРУ для учащихся 5-11 классов
14. Старый новый год! Развлечение для средней и старшей группы
1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы