Материалы к изучению речевой детали на уроке литературы

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Материалы к изучению речевой детали на уроке литературы

М. Ю. Лермонтов

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

 

У Чёрного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

 

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

 

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

 Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».

 

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —

Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

 

Иди себе дальше; о, странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

 

1. Определите воплощённый в этом стихотворении «строй чувств». Какие детали помогли вам это сделать?

2. Обратите внимание на диалог Листочка и Чинары. Как речь «героев» характеризует их настроения, чувства, переживания? Какие слова вы считаете ключевыми в реплике Листка? Чинары?

Целостное художественное впечатление о герое или событии складывается из различных деталей: пейзажных, интерьерных, предметных, портретных, психологических и... речевых.

Советы читателю: Во время чтения произведения обращайте внимание на подробности речи героев и персонажей: характерные слова, реплики, меткие фразы, особенности произношения, построения предложений и т. д.

Часто автор или персонажи говорят о речи героев. Помните, у Пушкина в «Сказке о царе Салтане...» слова о царевне Лебеди: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит».

Задание 1. Прочтите произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Попробуйте отыскать речевые детали в тексте, который будете читать.

Во время чтения выписывайте в читательский дневник примеры речевых деталей. Воспользуйтесь советом читателю.

Задание 2. Прочтите басню И.А. Крылова «Дуб и Трость», подумайте над следующими вопросами:

1. Эта басня отличается от других басен тем, что в ней не излагается мораль. Как вы думаете, почему? Попробуйте сформулировать мораль басни. Получилось ли у вас однозначное назидание, поучение?

2. Каждое растение олицетворяет в басне какие-то свойства человеческого характера. Какие? Назовите как можно больше таких свойств. Как они проявляются в речи каждого персонажа?

3. Всякое ли качество Дуба находит себе контрастную пару среди качеств Тростинки (например, сила — слабость)? На какие размышления вас наво- дит такое наблюдение? Какую правду исповедует каждый персонаж?Как это раскрывается  с помощью  речевых деталей?

Задание 3. Прочтите произведение А.П. Чехова «Хамелеон», ответьте на вопросы, выполните задания:

1. Почему так озаглавлен рассказ?

2. Можете ли вы одним словом или короткой фразой определить настроение, которое вызвало в вас чтение произведения?

3. А какие подробности в тексте рассказа породили такое ваше настроение?

4. Какие детали помогают создать представление о каждом из персонажей?

5. Много ли в тексте психологических деталей? Почему так? Как вы думаете?

6. Какие детали свидетельствуют о смене «самочувствия» Очумелова?

7. О чём вам говорят фамилии персонажей?

Советы читателю

1. В тексте часто повторяется такая деталь, как «палец». Обратите внимание на этот повтор и подумайте, каково его назначение.

2. Найдите ещё повторяющиеся детали и определите, с какой целью они употребляются каждый раз.

3. В перечисленных парах деталей найдите лишнюю: жарко — холодно, шинель — пальто, ни души — толпа, тишина — крик, лицо заливается улыбкой умиления — грозит.

Почему вы исключили лишнюю пару?

4. Проследите, как связаны по смыслу речевые детали, характеризующие персонажей рассказа.

Количество просмотров: 7042  

Добавить комментарий

1. Урок по теме «Отзыв на инсценирование басни». Создание письменного текста
2. Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 11-х классов «Спортивный калейдоскоп»
3. Диагностическая работа «Метапредметные результаты» (на материале русского языка и литературы)
4. Вариант метапредметных заданий по русскому языку для 7 класса
5. Методическая разработка внеурочного занятия для учащихся 2-3 классов «Мы за мир»
6. Внеклассное занятие по истории «Историческая мозаика» (6-9 классы) к предметной неделе «Загадки истории»
7. Методические материалы по русскому языку для определения уровня сформированности основных метапредметых результатов обучения
8. Учебное занятие как «событие понимания» (преподавание гуманитарных дисциплин в контексте требований ФГОС)
9. Кейс по теме «Отечественная война 1812 года»
10. Внутренний мир героя. К изучению психологической детали на уроке литературы
11. Материалы к изучению речевой детали на уроке литературы
12. Материалы к изучению темы «Повтор. Контраст. Градация» на уроке литературы
13. Дидактический материал: комплексы ОРУ для учащихся 5-11 классов
14. Старый новый год! Развлечение для средней и старшей группы
1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы