Опыт реализации инновационных технологий программы «ПРОдетей»

 
 

Добрякова Зоя Федоровна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска

 

Опыт реализации инновационных технологий программы «ПРОдетей»

Сегодня под влиянием времени меняется система образования. Прогрессивные идеи развития дошкольного образования реализуются через введение Федерального государственного образовательного стандарта. Требования Стандарта выполнимы при условии использования новых подходов, инновационных технологий в дошкольном образовании. Реализация инновационных изменений в ДОУ возможна только в режиме развития. Для педагогического коллектива нашего детского сада характерно стремление к инновационной деятельности.

С 1998 года в основе образовательного процесса в детском саду была комплексная программа «Сообщество». Это значит, что принципы интеграции, комплексно-тематического планирования, взаимодействия с семьей, а также личностно-ориентированные методики: групповой сбор, метод проектов, работающие стенды и другие стали базовыми элементами образовательной деятельности педагогов ДОУ.

Введение Стандарта мы приняли с радостью и оптимизмом. В настоящее время в ДОУ реализуется основная образовательная программа, разработанная и утверждённая в соответствии с ФГОС ДО, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования (утвержденной 20.05 2015), с использованием программы «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной.

В январе текущего года пилотная группа педагогов нашего ДОУ прошла обучение по программе «ПРОдетей» («Рыбаков Фонд»), ориентированной на ребёнка, основанной на лучших международных и российских практиках. На первом обучающем модуле мы с интересом познакомились с рядом практических технологий, направленных на развитие познавательного интереса, инициативы дошкольников, коммуникативных способностей и саморегуляции.

Это такие технологии:

– линейный календарь;

– загадки;

– парные коммуникации;

– проектирование (планирование дошкольникам своей деятельности).

На тренинге учились с легкостью и интересом, так как концептуальные основы технологий нам были знакомы. Обучение проходило в интерактивной форме в кругу единомышленников, мы просто «шагали вперёд», предвкушая интерес и новый импульс в предстоящем применении нового. Положительные ожидания оправдались, когда началась апробация изученного.

Технологию «линейный календарь» апробировали в старшей и подготовительных группах. До этого во всех группах детского сада действовали матричные календари. Линейный календарь дети восприняли «на УРА»! Для них он показался намного проще, интереснее, доступнее. Успешными оказались и те дети, которые испытывали трудности, заполняя календарь матричный.

Уже в мае на семинаре по обмену опытом с коллегами других ДОУ мы увидели, как успешно применяется линейный календарь в группах младшего возраста. При этом замечательно работает принцип интеграции. Заполняя календарь, дети осваивают математические представления, узнают, отмечают и рассказывают о значимых событиях для них лично, для группы и социума. Дети групп старшего возраста в линейном календаре могут отмечать и состояние погоды, кроме того, могут сами изготавливать такой календарь.

Развешивание месячных линейных календарей в групповом помещении даёт детям целостное представление о том, что такое год.

Применяя технологию «Загадки», мы отметили много «плюсов». Технология основана на использовании вопросов, отвечая на которые ребёнок может выбрать ответ «ДА» или «НЕТ» и отметить своей карточкой, а это уже действие, которое с желанием выполняет каждый ребёнок.

Вот тут-то и начинается самое интересное! Дети могут вступить в дискуссию со сверстниками или взрослыми сразу, как только сделали выбор своего ответа. Обсуждение может продолжиться на групповом сборе, где воспитатель предоставит каждому желающему высказать своё мнение и аргументы. При этом педагог целенаправленно и предметно наполняет развивающую среду материалами, которые могут быть опорой детям для проверки выбранных ими ответов. 

Вопросы бывают разные, от простых: «В твоей одежде есть красный цвет?» до не совсем «простых», например: «В настоящее время в космосе работают космонавты?» или: «На Земном шаре 6 частей света?». То есть, технология может применяться в работе с дошкольниками от 3-х до 7 лет. Причём, мы заметили, что родители с удовольствием включаются в поиск ответов на вопросы не только для содействия своему ребёнку, но и просто потому что им самим любопытно. Иногда они озадаченные уходят на работу, где разными способами находят ответы, а вечером включаются в обсуждение. Однажды, когда мы не успели повесить новый вопрос, родители обеспокоились: «У вас что – закончились загадки?»

Одно из преимуществ технологии «Парные коммуникации» – предоставление возможности каждому ребёнку быть активным в роли собеседника или обучающего в рамках определённых правил «ухо» – «глаз», «глаз» – «рука». Мы убедились на практике, как эффективно «работает» технология в разных видах деятельности:

– рассказывание новостей;

– заучивание стихов;

– пересказ текстов;

– презентация поделок, книг и др.

Пожалуй, каждый педагог сталкивается с проблемой, когда новость хотят рассказать многие дети, но нужно уложиться в ограниченные временные рамки. Использование технологии «Парные коммуникации» позволяет за 10-15 минут предоставить всем возможность рассказать новость, пересказать текст, описать картинку… Конечно же, для этого нужны определённые подготовительные шаги со стороны воспитателя. Тонкости организации деятельности педагога с использованием указанной технологии мы узнали на обучающем семинаре, а также при обмене опытом её апробации.

Целенаправленная многолетняя методическая работа по реализации средообразующей идеи образовательной программы позволила создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную среду в русле требований ФГОС ДО. В образовательной среде каждой группы все материалы для занятий, игр детей подобраны и расположены в постоянно действующих центрах активности: искусство, литературный (включает центры грамотности, театрализации), настольный, строительство, сюжетно-ролевой игры, песок и вода, наука и природа. Периодически в соответствии с интересами детей, темой реализуемого проекта могут появляться другие центры: кулинарии, рукоделия, путешествий, коллекционирования и т.д. Центры активности крупно подписаны, обозначены соответствующей картинкой в интерьере группы и на доске выбора. В каждой группе отработана процедура выбора детьми деятельности с обозначением личной карточкой соответствующего центра активности.

На занятиях обучающего семинара программы «ПРОдетей» мы познакомились с технологией моделирования и индивидуального планирования детьми своей деятельности, которая показалась нам важной и полезной для развития у детей саморегуляции, интереса к чтению, письму, развитию мелкой моторики. Её использование создаёт условия формирования у детей предпосылок учебной деятельности, как того требует стандарт дошкольного образования.

В настоящее время мы воспринимаем программу «ПРОдетей» как модуль к основной образовательной программе ДО, творческая группа работает над внесением изменений в ООП.

С нетерпением ждём следующего тренинга, посвящённого самому важному – технологиям организации игры.

Количество просмотров: 24578  

Добавить комментарий

1. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Выставки совместного творчества детей и родителей в ДОО Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. ВКонтакте с семьей: виртуальная площадка как мост между специалистами ДОО и родителями Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Роль родителей в обучении дошкольников безопасности дорожного движения Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Педагогические сообщества: от профессиональных сомнений к уверенности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Педагогические сообщества как ресурс повышения профессиональной компетентности воспитателя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы