Пение – важный элемент урока музыки в начальной школе

 
 

Алемасова Наталья Константиновна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ Лицей № 185 г. Новосибирска

 

 

Пение – важный элемент урока музыки в начальной школе

Многие педагоги обращают внимание на то, что дети часто обладают слабой артикуляцией, из-за чего речь становится невнятной. И, конечно, обращая внимание на этот недостаток, я, как учитель музыки, с первых же уроков начинаю работать с детьми над этой проблемой.

Давно известно, что пение благотворно влияет на здоровье человека. А хоровое пение в России издавна славилось своими традициями, так как русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается многогранностью, полифоничностью, многоголосием. Используя в своей работе эти особенности русской песни, приятно видеть хорошие результаты в пении детей, ведь пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса.

Моя задача – научить искусству пения каждого ребёнка, средствами голоса передавать художественно-образное содержание музыкального произведение. Пение – психофизиологический процесс, связанный с дыханием, кровообращением и др. И здесь важно, чтобы ребёнок на уроке музыки чувствовал себя легко, пел с удовольствием, не стеснялся. Это важнейший критерий работы учителя.

Голос ребёнка сильно отличается от голоса взрослого человека. Он ещё не сформирован и слаб (особенно у детей 7-8 лет). И уже в школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и укрепление голосового аппарата. Звук детского голоса отличается мягкостью, головным звучанием, «серебристостью» и ограниченностью силы звука. В силу возрастных особенностей, младшие школьники имеют небольшой голосовой диапазон (ре1-до2). Поэтому очень важно научить их в этот период пользоваться своим голосом правильно, так как дети склонны неточно интонировать, у них крикливая манера пения и открытый («белый») звук. О невнятной дикции я говорила выше.

Таким образом, становится понятно, что на уроке музыки важно всё: как ребёнок стоит, как сидит, как он поёт, как проговаривает слова, как дышит. Имея более чем пятидесятилетний стаж работы учителем музыки, я хотела бы поделиться некоторыми приёмами из своей богатой педагогической практики.

Вот что я делаю с первых уроков музыки:

1. Провожу первичную диагностику певческих способностей детей (т.е. природных данных) или беседую с ребёнком, или прошу рассказать стишок.

2. Ребёнок может спеть без моего аккомпанемента. Я его поддерживаю только аккордами (определяю диапазон голоса).

3. Ребёнок поёт короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз за моей игрой.

Таким образом, я сразу выявляю для себя, с чем буду работать и что надо делать в первую очередь. Конечно, учитель музыки, особенно молодой, начинающий, не всегда обращает на это внимание, так как он работает с классом один час в неделю. И если методически урок не продуман до минуты, то ждать хорошего результата не приходится. А урок должен быть динамичным, эмоционально окрашенным, интересным для детей с первой и до последней минуты.

Вот несколько методических приёмов, которые я использую на своих занятиях:

1. Вход в класс под музыку молча (уже определённый настрой) – 1 минута.

2. Дети здороваются с учителем лёгким поклоном головы молча (это интересно для детей и необычно) – 1 минута.

3. Стоя начинаем работать над дыханием. Прошу детей одну руку положить на диафрагму (показываю на себе, где находится диафрагма). Смотрю, как это делают дети, и помогаю правильно положить ладонь на диафрагму – 1 минута.

4. Говорю: «Вдыхаем и выдыхаем воздух бесшумно. Вдыхаем через нос коротко, выдыхаем через рот, как будто легко дуем на одуванчик. Выдыхаем в два раза дольше по времени». Повторяем это интересное упражнение несколько раз в полной тишине. Дети смотрят на меня. Я опускаю обе руки ладонями вниз, а дети бесшумно выдыхают воздух. Я говорю: «Сделали короткий вдох» и зажимаю кулак левой руки на три, четыре или пять секунд. Опускаю медленно руку, и дети спокойно («как на одуванчик») выдыхают воздух. Это упражнение выполняется полторы минуты.

5. Прошу сесть, руки положить на колени, спину выпрямить. Работаем над дикцией. Проговариваем все гласные (а, е, ё, и, о, у, э, ю, я), чётко работая губами. Сама всё показываю и объясняю на себе (для этого на урок прихожу с яркой помадой на губах). Принцип «Делай как я» очень важен для правильного выполнения действия детьми. Или «Послушайте, как надо спеть, и обратите внимание, как чётко я произношу окончания слов».

Упражнений много: можно петь слоги (би, бэ, ба, бо, бу), меняя согласную, можно петь названия нот и так далее. Работа над дикцией – две минуты. И в конце артикуляционной и дыхательной гимнастик мы поём или разучиваем песню, согласно теме урока.

Таким образом, вот так интересно можно провести одну треть урока, оставив время на новый материал, слушание музыки или проверку знаний учащихся.

Количество просмотров: 6278  

Добавить комментарий

1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми по теме «Дикие животные зимой» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Развитие творческого воображения у воспитанников второй младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Урок-подготовка к сочинению в 8 классе «Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Дидактическая игра по русскому языку «Вырасти цветок» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Историко-литературная викторина, посвящённая 80-летию Великой Победы «Крепость не пала. Крепость истекла кровью» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы