Изучение национально-регионального компонента в дополнительном образовании на примере занятия в клубе юных археологов «Потомки» МБУДО «ДДТ «Кировский»

 
 

Новожилов Роман Дмитриевич,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Изучение национально-регионального компонента в дополнительном образовании на примере занятия в клубе юных археологов «Потомки» МБУДО «ДДТ «Кировский»

В настоящее время большое внимание уделяется национально-региональному компоненту государственного стандарта общего образования, особенно четко эта тенденция прослеживается на школьных уроках истории. В данной статье предлагается модель занятия, которое проводится в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы в клубе юных археологов «Потомки» МБУДО ДДТ «Кировский». На занятии предлагается ознакомить учеников с археологической культурой, которая была распространена на территории Новосибирской области в эпоху бронзы.

Цель занятия: формирование представления обучающихся об андроновской культуре центральной Барабы.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

– назвать время появления андроновских племен на территории Новосибирской области;

– назвать род деятельности и основные занятия андроновских племен;

– сформировать целостное представление о миграционных процессах и образе жизни на территории центральной Барабы, происходивших более 4000 лет назад.

Метапредметные результаты:

– обозначить на контурной карте маршруты передвижений и места стоянок андроновских племен в Новосибирской области.

Личностные результаты:

– воспитать уважение к историческому наследию и традициям народов, сложившимся в поликультурном и полиэтническом пространстве центральной Барабы;

– познакомить с особенностью профессии археологов.

Образовательные ресурсы занятия:

1. История Новосибирской области (История России через историю регионов). Учебное пособие / науч. ред. В.И. Молодин. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 382 с. :илл., карты.

2. Д/ф «Андроновцы. В тени египетских пирамид», студия «Ключ», 2001 г. // YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=FAkMDYIYFJk) [0:44 – 2:35 мин.].

3. Бланк ответов-карта для занятия по теме «Андроновская культура центральной Барабы».

4. Презентация «Адроновская культура центральной Барабы».

Изучаемые вопросы:

Первый вопрос занятия «Миграция и расселения андроновских племен на территории центральной Барабы» изучается на основе изложения педагога, работы с контурной картой.

Второй вопрос занятия «Особенности хозяйственной деятельности и жилища андроновцев» изучается на основе работы с текстом учебного пособия.

Третий вопрос занятия «Реконструкция керамических изделий андроновских культуры» изучается на основе практической работы.

I. Организационный момент. Перед началом занятия педагог готовит аудиторию – проветривает ее, включает оборудование. Учащиеся занимают свои рабочие места, приветствуют педагога.

II. Мотивационно-целевой модуль занятия.

Слово педагога: Я предлагаю вашему внимание отрывок из документального фильма «Андроновцы. В тени египетских пирамид». Ваша задача внимательно посмотреть, а позже ответить на мои вопросы, по содержанию видеофрагмента.

Таблица 1

Вопрос

Предполагаемый ответ

1. О какой эпохи идет речь в видеофрагменте?

XVIII в. до н.э.;

2. Какие государства существовали в данную эпоху?

Египетское, Хеттское, Сирийское, Вавилонское;

3. Как назывались разрозненные племена, которые в итоге слились в огромную культурную общность?

Андроновцы.

Итак, как вы догадались, тема нашего занятия: «Андроновская культура центральной Барабы». Появление племен андроновцев на территории нашего края – это только малая часть гигантского явления: коренного изменения этнической территории Западной Сибири. На экране включается слайд № 1.

III. Информационно-содержательный модуль занятия.

Слово педагога: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с андроновской культурой. Мы изучим такие вопросы, как, хозяйственная деятельность, жилища андроновцев, расселение андроновских племен по нашей области и керамические изделия. Ученные-археологи изучают эту культуру с 60-х годов XIX века, но нынешнее название культура получила в 20-ые года XX в. Ученные так назвали культуру, потому что первые находки были сделаны у села Андроново близ г. Ачинск, современного Красноярского края. Ученные установили, что первые племена появились на территории нашей области в середине II тыс. до н. э. На сегодняшний день трудно сказать откуда пришли эти племена, но в среде ученных, что пришли они к нам с территории современного Казахстана из-за глобальных климатических изменений.

У вас на столах лежит подготовленный мной бланк ответов-карта, ваша задача заполнить его. Выполните первые два задания. В первом задании ваша задача, используя текст учебное пособие на стр. 54, выписать в бланк ответов описание жилища андроновцев. Во втором задании вы должны ответить на вопросы, указанные в бланке, используя текст учебного пособия на стр. 55.

Таблица 2

Вопрос

Предполагаемый ответ

1. Опишите, как выглядело жилище андроновцев:

Полуземлянка, почти прямоугольной формы, углубленная в грунт до уровня глины. Площадь достигала 70 кв. м. Крыша была больше котлована, выступавшая часть использовалась как навес для хозяйственных нужд;

2. а). Какой вид деятельности преобладал у андроновцев?

Скотоводство;

б) Какие виды скота разводили андроновцы?

Коровы, лошади, овцы, верблюды;

в) Какие виды скота андроновцы не разводили?

Свиньи.

Педагог включает слайд № 2 на экране, заслушивает ответ одного ученика и поправляет его, если это необходимо.

Слово педагога: Ваша задача будет, выполнить задание №3, а именно: письменно ответить на вопросы и заполнить контурную карту в бланке ответов. Вопросы к контурной карте представлены на слайде № 3. Для подготовки ответа на вопросы и заполнения карты вам поможет учебное пособие на стр. 54-58 и карта на стр. 64.

Задания к бланку ответов-карте:

1. На стр. 64 посчитайте, сколько археологических памятников эпохи бронзы изображено на карте?

На своем бланке ответов-карте выполните задания:

2. Подпишите названия рек в восточной части Новосибирской области, на которых или рядом с которыми находятся археологические памятники. Реки обозначены цифрами 1 и 2.

3. Закрасьте территорию восточных районов Новосибирской области, где находятся скопления памятников андроновской культуры.

4. Подпишите названия современных населенных пунктов, недалеко от которых находятся памятники андроновской культуры.

5. Обозначьте стрелкой направление миграции андроновских племен на территорию центральной Барабы.

6. Допишите названия археологических памятников, на которых были обнаружены следы присутствия андроновской культуры.

Слово педагога. Используя материал учебного пособия, а именно: описание и рисунки на стр. 55, нанесите орнамент на заготовку андроновского сосуда и запишите предположения, что символизирует орнамент на сосуде.

После нанесения орнамента, педагог демонстрирует на слайде № 4 андроновскую керамику.

IV. Оценочно-рефлексивный модуль.

Ребята, давайте обсудим наше сегодняшнее занятие. Мы сыграем с вами в игру «Продолжи фразу». Ваша задача продолжить мои предложения. Я начинаю предложения, а вы его заканчиваете. Начнем в порядке очереди.

Примерные начала фраз:

Я узнал…

Я научился…

Я смогу применить это…

Я проявил себя…

После проведения игры ученики сдают работы учителю. Педагог прощается с учениками. Занятие окончено.

Количество просмотров: 8166  

Добавить комментарий

1. Фольклорная музыка народов Сибири (применение технологии развития критического мышления на уроках музыкальной литературы)
2. Региональный компонент в формировании собственной личностной культуры детей и подростков (на примере деятельности музыкального творческого объединения «Авторская песня»)
3. Изучение национально-регионального компонента в дополнительном образовании на примере занятия в клубе юных археологов «Потомки» МБУДО «ДДТ «Кировский»
4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами вокального искусства в студии эстрадного вокала «Дебют»
5. О лете и театре, или как интересно провести лето в детской школе искусств
6. Ознакомительно-профориентационные занятия для детей младшего школьного возраста в летний каникулярный период в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
7. Взаимодействие образцового танцевального коллектива «Имидж» с семьёй как фактор повышения эффективности образовательного процесса
8. Психологическое здоровье педагога как компонент, обуславливающий формирование безопасной образовательной среды
9. Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством
10. «По следам на снегу». Животные Первомайского района
11. Комплексная общеобразовательная программа «Радуга» как средство социализации и развития творческого потенциала обучающихся старшего дошкольного возраста
1. Стратегия и тактика гендерного воспитания в современных студиях бального танца ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. «Про отцов и дедов помнить от века завещано» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Значение целостности разностороннего воспитания ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Эффективная практика: занятия танцевальной импровизацией как способ самовыражения обучающихся ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Развитие познавательного интереса к культуре и традициям народов России через участие в фестивале «Многоликая Россия: народы – хранители культуры» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в ансамбле авторской песни «Романтики»: из опыта работы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание в театральной студии «Карамель». История одной постановки ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Патриотическое воспитание в изостудии «Северное сияние» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Использование теневого театра на занятиях при подготовке детей к обучению в школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Развитие координационных способностей у младших спортсменов в спортивной аэробике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы