Формирование надпрофессиональных компетенций учащихся на уроках английского языка

 
 

Романчук Алла Владимировна,

учитель английского языка высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Формирование надпрофессиональных компетенций учащихся на уроках английского языка

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, новыми открытиями, которые кардинально меняют образ жизни людей. Подобные изменения не могут не влиять и на профессиональную сферу человека. Важнейшее отличие нового общества состоит в том, что ведущую роль начинает играть активная личность, готовая не только к воспроизведению усвоенных знаний и навыков, а умеющая находить необходимую информацию, принимать нестандартные решения, смотреть на любые задачи под творческим углом. Сами знания предмета не могут рассматриваться как самоцель. Очевидно, что профессионал в современном понимании, должен обладать определенным набором качеств, которые он может применить не в одной определенной области.

В изданном Московской школой управления Сколково и Агентством стратегических инициатив «Атласе новых профессий – 2020» – проекте, который призван помочь понять, в каких отраслях экономики будут появляться новые технологии и какие специалисты потребуются для работы с этими технологиями в будущем, отмечается, что «современный мир меняется так быстро, что мы больше не сможем позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще какое-то время осваивать профессию за счет работодателя. Поэтому образование, особенно для учащихся вузов, становится все более предметным и практико-ориентированным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся» [1].

Безусловно, подготовка «специалиста будущего» должна начинаться не в ВУЗах, а уже в школе. На уроках необходимо уделять время на формирование именно надпрофессиональных навыков. Вышеупомянутый «Атлас» отмечает следующие надпрофессиональные навыки:

1. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).

2. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях.

3. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя;

4. Умение управлять проектами и процессами.

5. Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).

6. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса;

7. Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.

8. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

9. Бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

10. Экологическое мышление.

Предмет «иностранный язык» обладает рядом особенностей, по созданию условий для формирования надпрофессиональных компетенций:

– межпредметностью – содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;

– многоуровневостью – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой – умениями в четырех видах речевой речи;

– полифункциональностью – иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;

– ситуативностью – решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения.

Эти особенности при оптимальном подборе технологий обучения позволяют построить учебный процесс так, чтобы во время работы ученик мог получать знания в предметной области, а также развивать в себе те надпрофессиональные компетенции, которые будут ему необходимы в будущем.

Пример урока, направленного на формирование такого надпрофессионального навыка, как умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (английский язык)

Тема: Написание статьи

Класс: 7Б

Учитель: Романчук А.В.

УМК: Spotlight 7 (Английский язык) / Эванс В., Дули Д., Подоляко О.Е. и др М.: Просвещение, 2012-2018

Цель урока: создание условия для развития умения письменной речи.

Планируемые результаты:

Личностные:

– умение ориентироваться в различных ситуациях, находить выход.

Метапредметные:  

– формирование умения слушать и слышать, выстраивать письменные речевые высказывания (коммуникативные УУД);

– формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД)

– формирование навыка действовать в постоянно меняющихся ситуациях (регулятивные УУД)

– умение осознанно строить высказывание (познавательные УУД)

Предметные:

– развитие умений в  письменной речи

Навык (и): один (или несколько) надпрофессиональных навыков: Работа в условиях неопределенности

Ресурсы урока: компьютер, проектор

 

Этапы урока

Время

Раздаточныйматериал/ дидактически материал/ использование ИКТ-оборудования

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Надпрофессиональный навык (уровень его формирования)*

УУД

 

1. Самоопределение к деятельности

 

5

мин

Учащимся раздаются карточки с инструкциями( за какую парту они должны сесть)

Задает вопрос о том как себя чувствуют учащиеся( предполагается, что  учащиеся будут удивлены тем, что урок начался не по обычной схеме). Посредством этого приема предполагается подвести учащихся к теме урока и вывести на беседу «Изменения- это хорошо или нет».

Говорит о том, что урок будет проходить «наоборот»: цель и задачи урока мы определим в конце

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками

Личностные:

умение организовать

рабочую среду

надпредметный навык: когнитивный уровень

 

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5 – 6 мин

Работа с «друдлами». Учащимся предлагается закончить друдл и придумать ему название

Объясняет что такое «друдлы», объясняет задание. По окончании задания говорит, что на самом деле группы – это редакции различных изданий и сейчас они придумывали название новой статьи и иллюстрацию к ней.

Личностные: осознание возможности применения получаемых знаний на практике

Познавательные УУД:

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  структурирование знаний

Коммуникативные: умение слушать партеров. Взаимодействовать.

Регулятивные:

контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

надпредметный навык:

аффективный уровень(учащиеся понимают, что имеются варианты развития событий, но они отвечают за них сами)

3. Актуализация знаний.

4  мин

 

 

 

 

Работают в группах: обсуждают какие пункты должны быть включены в статьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После обсуждения и утверждения плана статьи учитель объявляет, что группы пишут статьи для изданий разного жанра.

Личностные: осознание возможности применения получаемых знаний на практике

Познавательные УУД:

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  структурирование знаний

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

надпредметный навык: аффективный уровень (резкая смена издания)

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

2 мин

 

Учащимся предлагается роль журналистов. В ходе написания статьи несколько раз неожиданно добавляются условия выполнения задания. Представляют свои статьи классу, обсуждают соответствие статей требованиям.

Предлагает группам написать статью. В ходе написания, каждые 2 минуты добавляет новые условия.

Регулятивные: саморегуляция:

способность к мобилизации сил и энергии;

контроль: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.Познавательные УУД:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; логические: анализ; сравнение объектов по выделенным признакам

надпредметный навык: конативный (написание статьи, учитывая различные условия)

5. Рефлексия

5 мин

Учащиеся формулируют тему урока, возвращаются к вопросу «Изменения-это хорошо или плохо? Стоит ли их бояться?». составляют стратегии выполнения заданий в ситуациях неопределенности

Выход на тему урока и обсуждение стратегий выполнения заданий в ситуациях неопределенности

Личностные: самоопределение — личностное, жизненное; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

надпредметный навык: конативный

1. Атлас новых профессий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://atlas100.ru (дата обращения 04.02.2020).

Количество просмотров: 13838  

Комментарии

Очень полезный материал! Уверена, технологическая карта послужит примером многим учителям. И идея урока замечательная!

Страницы

Добавить комментарий

1. Проектирование современного урока английского языка
2. Формирование языковой догадки на уроках иностранного языка
3. Проектирование современного урока: новые возможности и перспективы
4. Клуб активных читателей. Родители и дети
5. Реализация творческих способностей детей с ОВЗ в разновозрастных группах в условиях школы-интерната
6. Формирование ценностных ориентаций младших школьников
7. Этапы профессиональной адаптации обучающихся по специальности сестринское дело к работе в медицинских организациях в соответствии с основными видами деятельности медицинской сестры
8. Воспитательный потенциал интерактивных методов обучения учащихся
9. Предметные недели как средство развития метапредметных компетенций
10. Формирование надпрофессиональных компетенций учащихся на уроках английского языка
11. Методы и приемы работы педагога на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями: современные подходы и опыт
12. Интеграционный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся в школе с углубленным изучением предметов ХЭЦ (из опыта сетевого взаимодействия МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ и МБУ «ГЦИИ»)
13. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы