Формирование надпрофессиональных компетенций учащихся на уроках английского языка
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, новыми открытиями, которые кардинально меняют образ жизни людей. Подобные изменения не могут не влиять и на профессиональную сферу человека. Важнейшее отличие нового общества состоит в том, что ведущую роль начинает играть активная личность, готовая не только к воспроизведению усвоенных знаний и навыков, а умеющая находить необходимую информацию, принимать нестандартные решения, смотреть на любые задачи под творческим углом. Сами знания предмета не могут рассматриваться как самоцель. Очевидно, что профессионал в современном понимании, должен обладать определенным набором качеств, которые он может применить не в одной определенной области.
В изданном Московской школой управления Сколково и Агентством стратегических инициатив «Атласе новых профессий – 2020» – проекте, который призван помочь понять, в каких отраслях экономики будут появляться новые технологии и какие специалисты потребуются для работы с этими технологиями в будущем, отмечается, что «современный мир меняется так быстро, что мы больше не сможем позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще какое-то время осваивать профессию за счет работодателя. Поэтому образование, особенно для учащихся вузов, становится все более предметным и практико-ориентированным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся» [1].
Безусловно, подготовка «специалиста будущего» должна начинаться не в ВУЗах, а уже в школе. На уроках необходимо уделять время на формирование именно надпрофессиональных навыков. Вышеупомянутый «Атлас» отмечает следующие надпрофессиональные навыки:
1. Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
2. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях.
3. Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя;
4. Умение управлять проектами и процессами.
5. Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
6. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса;
7. Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
8. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
9. Бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
10. Экологическое мышление.
Предмет «иностранный язык» обладает рядом особенностей, по созданию условий для формирования надпрофессиональных компетенций:
– межпредметностью – содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;
– многоуровневостью – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой – умениями в четырех видах речевой речи;
– полифункциональностью – иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;
– ситуативностью – решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения.
Эти особенности при оптимальном подборе технологий обучения позволяют построить учебный процесс так, чтобы во время работы ученик мог получать знания в предметной области, а также развивать в себе те надпрофессиональные компетенции, которые будут ему необходимы в будущем.
Пример урока, направленного на формирование такого надпрофессионального навыка, как умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (английский язык)
Тема: Написание статьи
Класс: 7Б
Учитель: Романчук А.В.
УМК: Spotlight 7 (Английский язык) / Эванс В., Дули Д., Подоляко О.Е. и др М.: Просвещение, 2012-2018
Цель урока: создание условия для развития умения письменной речи.
Планируемые результаты:
Личностные:
– умение ориентироваться в различных ситуациях, находить выход.
Метапредметные:
– формирование умения слушать и слышать, выстраивать письменные речевые высказывания (коммуникативные УУД);
– формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД)
– формирование навыка действовать в постоянно меняющихся ситуациях (регулятивные УУД)
– умение осознанно строить высказывание (познавательные УУД)
Предметные:
– развитие умений в письменной речи
Навык (и): один (или несколько) надпрофессиональных навыков: Работа в условиях неопределенности
Ресурсы урока: компьютер, проектор
Этапы урока |
Время |
Раздаточныйматериал/ дидактически материал/ использование ИКТ-оборудования |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Надпрофессиональный навык (уровень его формирования)* УУД |
|
|||||
1. Самоопределение к деятельности
|
5 мин |
|
Учащимся раздаются карточки с инструкциями( за какую парту они должны сесть) |
Задает вопрос о том как себя чувствуют учащиеся( предполагается, что учащиеся будут удивлены тем, что урок начался не по обычной схеме). Посредством этого приема предполагается подвести учащихся к теме урока и вывести на беседу «Изменения- это хорошо или нет». Говорит о том, что урок будет проходить «наоборот»: цель и задачи урока мы определим в конце |
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные: умение организовать рабочую среду надпредметный навык: когнитивный уровень
|
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
5 – 6 мин |
|
Работа с «друдлами». Учащимся предлагается закончить друдл и придумать ему название |
Объясняет что такое «друдлы», объясняет задание. По окончании задания говорит, что на самом деле группы – это редакции различных изданий и сейчас они придумывали название новой статьи и иллюстрацию к ней. |
Личностные: осознание возможности применения получаемых знаний на практике Познавательные УУД: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний Коммуникативные: умение слушать партеров. Взаимодействовать. Регулятивные: контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него надпредметный навык: аффективный уровень(учащиеся понимают, что имеются варианты развития событий, но они отвечают за них сами) |
3. Актуализация знаний. |
4 мин |
|
Работают в группах: обсуждают какие пункты должны быть включены в статьи
|
После обсуждения и утверждения плана статьи учитель объявляет, что группы пишут статьи для изданий разного жанра. |
Личностные: осознание возможности применения получаемых знаний на практике Познавательные УУД: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации надпредметный навык: аффективный уровень (резкая смена издания) |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации |
2 мин |
|
Учащимся предлагается роль журналистов. В ходе написания статьи несколько раз неожиданно добавляются условия выполнения задания. Представляют свои статьи классу, обсуждают соответствие статей требованиям. |
Предлагает группам написать статью. В ходе написания, каждые 2 минуты добавляет новые условия. |
Регулятивные: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии; контроль: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; логические: анализ; сравнение объектов по выделенным признакам надпредметный навык: конативный (написание статьи, учитывая различные условия) |
5. Рефлексия |
5 мин |
|
Учащиеся формулируют тему урока, возвращаются к вопросу «Изменения-это хорошо или плохо? Стоит ли их бояться?». составляют стратегии выполнения заданий в ситуациях неопределенности |
Выход на тему урока и обсуждение стратегий выполнения заданий в ситуациях неопределенности |
Личностные: самоопределение — личностное, жизненное; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации надпредметный навык: конативный |
1. Атлас новых профессий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://atlas100.ru (дата обращения 04.02.2020).
Количество просмотров: 10714 |
Комментарии
Оксана опубликовано
Страницы
Добавить комментарий