Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников (Записки классного руководителя или в поисках главного)

 
 

Симбирцева Татьяна Игоревна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 131 г. Новосибирска

 

Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников (Записки классного руководителя или в поисках главного)

Раннее утро… Хрустит под ногами первый снег… Осторожно ступаю школьным двором, оставляя чёткие следы на снежной глади. Как всегда, тороплюсь. Кружатся снежинки… Роятся в голове мысли. Тысяча дел сегодня!

Перезвонить… Спросить… Узнать... Решить… Проверить… Выяснить… Не забыть… Да, не забыть о ГЛАВНОМ! Как важно в суете школьной жизни среди отчётов и мониторингов, тестирований и стандартов, постановок проблемных задач и поисков решений НЕ ЗАБЫТЬ О ГЛАВНОМ! Как важно оставить правильный след в душах своих учеников. А что же такое это ГЛАВНОЕ? Каждый решит для себя сам. Иногда мне кажется, что из поиска этого ГЛАВНОГО и состоит моя учительская жизнь…

АПРЕЛЬ 2018 года. Твёрдо чеканит шаги мальчишка, громче прежнего стучит его сердце. Волнительно, нельзя сбить шаг, нельзя оступиться… Внимательно следят за ним бетонные плиты Монумента… Сегодня он несёт вахту ПАМЯТИ. Вчерашний весельчак и балагур крепко сжимает в руках оружие. Стоит у Вечного огня, стоит и не моргая смотрит вдаль. Стоит у Монумента Славы насмерть. А каменные плиты расскажут ему о многом. О подвигах предков, которые нельзя забыть ни сегодня, ни завтра, никогда… Он обязательно испытает сопричастность к великой истории своей великой страны, поймет, что живет не просто так, а является носителем памяти народа-победителя. Неделя у Вечного огня останется в его памяти навсегда. Он потом расскажет своему сыну и о Вахте памяти, и о подвигах прадеда.  В этом ГЛАВНОЕ.

МАРТ 2016 года. Санкт-Петербург. Музей Блокады Ленинграда. Недоверчиво и тревожно смотрят дети на суточную норму хлеба. Чуть больше спичечного коробка?! Встречаются глазами с портретом Тани Савичевой, читают последнюю страничку её дневника. «Все умерли?.. Осталась одна Таня?..» Одинокая слеза бежит по детской щеке… Может быть, в этом ГЛАВНОЕ? А может быть, в том, что на обеде дети осторожно берут хлеб в руки, бережно, как святыню. Восприятия боли войны как своей собственной – это прививка против искажений истории.

МАЙ 2017 года. Школа № 131. Классный час на тему «Роль Великой Отечественной войны в истории моей семьи». Родители и дети. Никто не остался в стороне. В каждый дом постучалась война. Всем есть о чём рассказать. Всем хочется поделиться. Давно окончен классный час. А истории не кончаются. Никто не спешит уходить. Просто нет сегодня ничего ГЛАВНЕЕ. Всё сегодня иначе…

«…Как-то все дружней и строже,

Как-то все тебе дороже…

И родней, чем час назад…»

А.Т. Твардовский

«А можно завтра ещё рассказать?» Обязательно… На завтра стихи:

Енушкевич Иван Борисович (9.09.1925 – 11.10.2006)

Фотографии в альбоме

И портреты на стене…

Это всё, что я, мальчишка,

Могу помнить о войне.

Прадед мой бывал на фронте,

Пехотинцем шёл он в бой,

А другой служил в Морфлоте

В бескозырке голубой.

Мой отец служил в Афгане,

Ранен был, но не убит.

Говорит, что на погоду

Рана у него болит.

Мы храним его медали,

Песни о войне поём.

На парад мы всей семьёй

В мае с флагами идём.

Фотографии в альбоме

Молча смотрим, в тишине.

Хорошо, что я и мама

Мало знаем о войне...

(Матвей Мироненко, ученик МБОУ СОШ № 131)

И в этих стихах тоже ГЛАВНОЕ….

МАЙ 2019 года. На школьном дворе Бессмертный полк. Портреты в руках. Дрожь в голосе. Каждый с гордостью рассказывает о предках. Звучат истории жизни и смерти. Возвращаемся в прошлое… Внимательно смотрят с портретов вечно молодые прадеды. Гордятся своими внуками. А те бережно несут их парадным маршем над городом. Каждый чувствует себя частью большого целого русского народа. Спасибо за эту весну… За Мир… Нельзя забыть и это ГЛАВНОЕ.

МАЙ 2019 года. Вечер. Монумент Славы. Вспыхнули свечи памяти. С каждым мгновением их всё больше. Что-то ГЛАВНОЕ разглядят сегодня дети в мерцающем свете этих свечей. Стараемся не шуметь… Не вспугнуть… НЕ потревожить… Звук метронома сливается со стуком сердца и остаётся в нем. Теперь это сердце умеет помнить, умеет быть благодарным, умеет сопереживать! ГЛАВНОЕ, оно никогда не будет равнодушным. Боль в груди…Это растёт душа. Она обязательно станет Большой… Великой… Так рождается ВЕЛИКОдушие…

Снова бегу школьным двором. Много здесь появилось за день разных следов… Но хочется верить, что мой, учительский, след не затеряется и не станет напрасным.

И это ГЛАВНОЕ…

 

 

Количество просмотров: 6110  

Добавить комментарий

1. Педагогические проекты и программы воспитательной работы участников конкурса «Классный руководитель Новосибирска»: аналитические наброски
2. Условия реализации регионального проекта «Социально-педагогическая деятельность с детьми-билингвами, инофонами и мигрантами»
3. Завершён IX городской конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель Новосибирска»
4. Классный час «Подвиг воинов–сибиряков, ставший песней. Мужеству и доблести сибиряков – защитников Отечества посвящается»
5. Час социального общения «Нам мир завещано беречь»
6. Технологическая карта внеклассного мероприятия «Музыка нашей Победы»
7. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников (Записки классного руководителя или в поисках главного)
8. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
9. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
10. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
11. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
12. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
13. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
14. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовно-нравственная основа патриотического воспитания школьников
15. Сценарий Митинга Памяти у Вечного огня
16. Ты хочешь мира? Помни о войне!
17. Классный час «Господь нам дарует Победу»
18. Письма с фронта
19. Моя семья в годы Великой Отечественной войны
20. Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Страницы

1. Применение методов ТРИЗ для развития творческой активности на занятиях внеурочной деятельности по программе «Лабиринт мастерства» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы