Классный час, посвящённый памяти Ю.М. Магалифа «Добродушный мужчина с прижавшейся к нему обезьянкой»

 
 

Воронова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

Классный час, посвящённый памяти Ю.М. Магалифа «Добродушный мужчина с прижавшейся к нему обезьянкой»

На Новый год родители моим четвероклассникам подарили книгу «Приключения Жакони» Юрия Михайловича Магалифа. Детство и юность будущего писателя прошли в Ленинграде. В 1941 году волею судьбы он оказался в Новосибирске. 60 лет неразрывно связывали Юрия Магалифа с Новосибирском. В творческом наследии Юрия Михайловича 36 произведений для детей. Мои ребята на каникулах прочитали сказку, выполнили иллюстрации к ней. Накануне Дня памяти Магалифа, 28 января, я провела с ребятами классный час. Материалы классного часа можно использовать и на уроке литературного чтения.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Сегодня, 28 января, памятный для всех новосибирцев день. 19 лет назад не стало Юрия Михайловича Магалифа – советского писателя и поэта, который много лет радовал юных новосибирцев и жителей нашей страны своими сказочными историями. «Приключения Жакони» – одна из первых сказок Магалифа. Благодаря нашим родителям, вы прочитали эту удивительную сказку, приготовили иллюстрации и, я уверена, готовы разгадать кроссворд по сказке. Не будет наш классный час полным, если вы не познакомитесь с непростой биографией Юрия Михайловича.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1. Беседа по сказке.

Кто такой Жаконя? Опишите одежду Жакони, которую сшила мама.

Почему папа поехал в Сибирь?

Почему мальчик при отъезде подарил Жаконю папе?

В сказке мы знакомимся с девочкой, Старушкой, тремя её котами и собакой. В какой школьной комиссии состояла девочка? О чём это говорит?

Что говорили люди, кода проходили мимо дома Старушки?

Почему Жаконя обиделся на девочку?

Что пообещали Жаконе коты за дружбу?

Как подвели коты Жаконю во второй раз?

Как Жаконя оказался у папы на работе?

«Тут целые дни крутишься, крутишься, работаешь без устали, да вот ещё потом помогай лодырям удирать от дела». Чьи слова?

Что пообещала хвостатая птица из гнезда своим соседям относительно Жакони?

Как девочка и пёс нашли Жаконю?

Какова главная мысль сказки.

Понравилась ли вам сказка? Почему? Какой эпизод вам особенно запомнился?

2. Кроссворд по сказке о Жаконе (Приложение № 1). Выявление знатоков сказки.

3. Рассматривание иллюстраций к сказке. Определение наиболее удачных работ.

III. Актуализация знаний: знакомство с биографией Магалифа.

Комментарии: Ребятам предлагается статья о жизни и творчестве Магалифа. Нужно её прочитать и составить по ней План. Но сначала нужно познакомить учащихся с понятием «сталинские репрессии».

1. Рассказ учителя о сталинских репрессиях: «Перед этим горем гнутся горы…» (А. Ахматова)

Историю России в период с 1928 по 1953 гг. называют «эпохой Сталина». Она сопровождалась массовыми репрессиями – публичным признанием людей, совершивших несуществующие преступления. Таких людей назвали «врагами народа». Людей жестокими пытками заставляли подписывать сфабрикованные следствием обвинения. Цель была ясна: вся крестьянская страна должна была превратиться в послушную массу для осуществления сталинских планов. «Кулацкие семьи» (зажиточные семьи до революции) подвергались расстрелу или конфискации имущества с выселением. В 1935 г. началась массовая зачистка Ленинграда от граждан, так или иначе связанных с дворянским сословием.

Первая чёрная полоса на полотне судьбы Юрия Магалифа появилась 8 марта 1935 года. Поздно вечером в дом постучали: «Миткевич Софья Александровна? Собирайтесь, вы арестованы!». Через 10 дней её выпустили с условием, что в течение 48 часов она вместе с сыном отправится в ссылку в Южный Казахстан. «За что?» – спросила Софья Александровна оперуполномоченного. – «Вы – графиня. А мы теперь очищаем великий город Ленина от дворянской нечисти».

Через год, после знаменитой фразы Сталина, что дети за родителей не отвечают, Юрий смог вернуться в Ленинград. Талантливый цирковой артист пытается поступить в театральный институт, но ему, как сыну «контрреволюционного элемента», запрещено учиться, и он ходит на лекции вольнослушателем. Увидеть мать Юрию Магалифу было больше не суждено.

В 1940 г. Юрий Магалиф начал делать первые литературные шаги – писал очерки и репортажи для газеты. И опять трагедия! На основании дворянского происхождения в апреле 1941 г. Юрий Магалиф был арестован и осужден по печально знаменитой 58-й статье. Формальной причиной стала найденная у него стенограмма I съезда Союза Писателей (стенограмма – это способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений, дающий возможность быстро записывать устную речь), большая часть участников которого были репрессированы еще в 1938 году. Юрия Михайловича, который никому ничего не сделал плохого, отправляют в лагерь возле Новосибирска. И всё это было на пороге Великой Отечественной войны. По данным международной организации «Мемориал» за время сталинских репрессий 4,5-4,8 млн. человек были осуждены по политическим мотивам, из них расстреляны примерно 1,1 млн., остальные попали в лагеря. 18 октября 1991 года в Российской Федерации вышел Закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Я думаю, что этот закон восстановил честное имя Юрия Михайловича Магалифа. Ежегодно 30 октября в России проходит День памяти жертв политических репрессий.

2. Составление Плана к статье о Магалифе (работа в парах).

Великий бессонный путь Магалифа на сибирской земле

Юрий Магалиф – не просто сказочник. Он новосибирский сказочник. Он жил в Новосибирске, бродил по городу, улицам. В нём одном соединился сказочник, поэт и живописец, артист-чтец и радиожурналист, писатель и публицист.

С 23 лет жизнь Юрия Михайловича Магалифа связана с нашим городом. Попал он сюда не по своей воле, получив приговор – 6 лет сталинских лагерей. Но, как сказал он в одном из своих интервью: «в лагере я хлебнул лиха, но городу я благодарен. Город меня сформировал. И я ему служил…» Он не покинул город ни после освобождения, ни позже, в самые смутные времена. И стал одним из немногих писателей, которые прославили Новосибирск своим литературным именем. В 1995 году он получил литературную премию имени Н. Г. Гарина-Михайловского.

Родился Юрий Магалиф 16 июля 1918 года в семье врача. «В тот самый день и час, когда расстреливали семью Романовых», – писал он в своей биографии. Детство и юность прошли в Ленинграде, вместе с матерью он был репрессирован и сослан в Казахстан. Вернувшись в Ленинград, учился в театральном институте и снова ссылка – в Сибирь. В апреле 1941 года был арестован по статье 58 как политически неблагонадежный.

Во время войны в Новосибирске надо было срочно строить заводские цеха для оборонных заводов, жилье для эвакуированных. Наконец, нужно было горбиться у станков – вытачивать гильзы, шить солдатские шинели. И строить Чкаловский аэродром… Множество писем, просьб, заявлений написал Магалиф о зачислении его в одну из действующих частей, но на эти просьбы лагерное начальство отвечало неизменным «нет».

После освобождения из лагеря Магалиф устроился на работу в Новосибирскую филармонию. Благодаря артисту-чтецу Магалифу тысячи людей познакомились с шедеврами российской и мировой поэзии и прозы – в его репертуаре было около 700 произведений. Он слыл большим трудолюбом, за одну командировку мог провести свыше 70 концертов. Магалиф выступал и в больших концертных залах, и на полевых станах. А надо ещё не забыть, что он был президентом детского клуба «Книжная шкатулка».

Юрий Михайлович Магалиф ушёл из жизни 28 января 2001 года. В его честь названа улица в Заельцовском районе города Новосибирска: улица Юрия Магалифа. Память новосибирского детского писателя увековечили в скульптуре, которая изображает добродушного мужчину с прижавшейся к нему обезьянкой.

3. Выявление самого удачного плана по статье о Магалифе.

IV. Рефлексия.

1. Составление синквейна «Жаконя».

Примерные ответы детей:

1. Жаконя.

2. Добрый, доверчивый.

3. Грустит, борется, выживает.

4. Символ любви одной семьи!

5. Друг.

2. Оценка эмоционального состояния учащихся в конце классного часа.

Учитель: Готовы ли вы порекомендовать прочитать эту книгу свои друзьям? Появилось ли у вас желание познакомиться с другими сказками Магалифа? Какой информацией о жизни Магалифа вы поделитесь со своими родителями? Вы прочитали: «В 1995 году он получает литературную премию имени Н. Г. Гарина-Михайловского». Гарин-Михайловский. С чем или с кем ассоциируется у вас эта фамилия? Что вы знаете об этом человеке?

V. Заключение.

Учитель: Жаконя – символ и большой друг семьи семилетнего мальчика. Уверена, что рядом с вами в одной комнате живут ваши самые ближайшие родственники – ваши игрушки. И у них есть свои истории. Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе сочинений «Старые, добрые и преданные друзья детства… Наши игрушки…» Расскажите об игрушке – долгожителе, опиши её внешний вид, одежду. Расскажи, как появилась игрушка в вашей семье, какие уникальные истории с ней происходили, какие радости доставляет вашей семье эта игрушка сегодня. А может быть, когда вы уходите в школу, ваша игрушка…

Электронные ресурсы:

1. Увидеть мать было не суждено. О судьбе сибирского писателя Юрия Магалифа. Ссылка: https://nsk.aif.ru/society/uvidet_mat_bylo_ne_suzhdeno_o_sudbe_sibirskogo_pisatelya_yuriya_magalifa.

2. Сталинские репрессии. Ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинские_репрессии.

3. «Планета сказок» Ю. Магалифа. Ссылка: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/planieta_skazok_iu_maghalifa.

Количество просмотров: 5333  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование надпрофессиональных навыков – основа воспитания личности 21 века
2. Классный час, посвящённый памяти Ю.М. Магалифа «Добродушный мужчина с прижавшейся к нему обезьянкой»
3. «Юные лыжники»
4. Урок развития речи в 5 классе «Текст: смысловая и грамматическая связи. Основная мысль текста»
5. Методические разработки по теме «Библейские сказания» в 5 классе
6. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной группе по теме «Времена года»
7. И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. Урок в 4 классе
8. Первое представление о лирической прозе. И. Бунин «Муравский шлях» (Приемы обучения смысловому чтению)
9. «Троемирие» в рассказах В. М. Шукшина
10. Разработка мероприятия «День семиклассника»
11. Методическая разработка урока французского языка «День рождения моего французского друга (подруги)» по ФГОС ООО (5 класс)
12. Методическая разработка урока технологии в 6 классе
13. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в социальном измерении»
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы