Методические разработки по теме «Библейские сказания» в 5 классе

 
 

Карканица Виктория Андреевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 34 г. Новосибирска

 

Методические разработки по теме «Библейские сказания» в 5 классе

Курс истории Древнего мира является одним из самых интересных в школьной программе. Он содержит большое количество письменных исторических источников, благодаря которым возможно формирования не только предметных, но главным образом метапредметных результатов.

Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), выступают основой образовательного процесса.

Работа с текстом на уроках истории и обществознания отвечает сразу нескольким важным метапредметным результатам, согласно ФГОС ООО: «7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью…»[1].

Целью данной стати является иллюстрация методических разработок по теме «библейские сказания».

Данные методические разработки можно использовать как на уроках по соответствующей теме, так и на внеурочных занятиях.

Актуализацию знаний можно начать со следующего вопроса: вспомните, какой народ расселился между Египтом и Междуречьем на побережье Средиземного моря? Чем они занимались?

Учителю. Задавайте учащимся вопросы, обращаясь к карте. Одобряйте приемлемые ответы, но подведите к нужному выводу.

Ответ: на этой территории проживали кочевые племена, занимающиеся скотоводством. Среди таких племен выделились древнееврейские.

Задание 1. Определите, какие изображения связаны с историей древних евреев, а какие нет.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ответ: А, Г, Д.

А) Гюстав Доре. Сюжет из Ветхого Завета: Моисей разбивает скрижали.

Б) Иллюстрация сюжета греко-персидских войн, когда Ксеркс приказал высечь море, потому что построенный персами мост был разрушен сильным ветром.

В) Древнее изображение финикийского корабля.

Г) Картина И. К. Айвазовского, иллюстрирующая миф о всемирном потопе.

Д) Лукас Кранах «Адам и Ева в саду Эдема».

Е) «Суд Осириса» – древнеегипетский рисунок на папирусе

Данное задание является актуальным для подготовки к ВПР по истории.

Раскрывая один из пунктов содержания данной темы о том, что древние евреи первыми пришли к единобожию, то есть стали почитать одного бога, можно построить материал следующим образом:

Иегова – имя бога, переведено в XV-XVI вв. западноевропейскими учёными. Нарицательным именем бога является Элох’и́м. Иудеи обращаясь к богу также называли его Адонай (Господь). Подлинное имя считалось таким святым, что нельзя было произносить его вслух. Современные учёные предпочитают употреблять имя Яхве.

Религия евреев получила название – иудаизм, основу её составляет Танах – «Священное писание», по содержанию с которым совпадает Ветхий Завет христианской Библии. Танах описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма.

Основателем иудаизма считается Авраам. Около 1800 г. до н.э. его семья обосновалась в Ханаане, где бог сообщил им, что они станут могущественным народом. Испытывая веру Авраама, Бог потребовал, чтобы он принёс в жертву сына своего Исаака. Однако, когда Авраам занес нож над ребенком, явился ангел и передал волю Бога пощадить отрока, ибо своим послушанием Авраам уже доказал свою веру.

Многие художники обращались к этому сюжету, например, Рембрандт «Жертвоприношение Исаака», Эрмитаж.

Часть Ветхого Завета, в который вошло сказание об Аврааме, в Танахе называется Берешит – в переводе с иврита «В начале». Там же содержатся, так называемые, мифы о сотворении мира, о первых людях, всемирном потопе и т.д. Повествование начинается с сотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте.

Перед выполнением следующих заданий, учащимся предлагается познакомиться с двумя главами из Танаха.

Глава 1. Сотворение мира.

«1 В начале сотворения Элохим неба и земли,

2 Мир был безвидным и необитаем. Мрак покрывал (водную) пучину, а поверхность вод трепетала от дыхания Элохим.

3 И сказал Элохим: “Да будет свет”. И стал свет.

4 И увидел Элохим свет, что он хорош; и отделил Элохим свет от тьмы.

5 И назвал Элохим свет днём, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро – день один.

6 И сказал Элохим: “Да будет свод внутри воды, и да отделяет он воду от воды”.

7 И сделал Элохим свод; и отделил воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом. И стало так.

8 И назвал Элохим свод небом. И был вечер, и было утро – день второй.

9 И сказал Элохим: “Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша”. И стало так.

10 И назвал Элохим сушу – землёю, а собрание вод назвал – морями. И увидел Элохим, что хорошо.

11 И сказал Элохим: “Да произрастит земля зелень: траву семяносную, дерево плодоносное, производящее по роду своему плод, в котором семя его на земле”. И стало так.

12 И выпустила земля зелень, траву семяносную, по роду своему, и дерево плодоносное, в котором семя его по роду его. И увидел Элохим, что хорошо.

13 И был вечер, и было утро – день третий.

14 И сказал Элохим: “Да будут светила в небосводе, чтобы отделить день от ночи, они и будут знамениями и для времён, и для дней и годов.

15 И да будут они светилами в своде небесном, чтобы светить на землю”. И стало так.

16 И создал Элохим два светила великие – светило большее для владения днём, и светило меньшее для владения ночью, и звезды;

17 И поместил их Элохим в небосводе, чтобы светить на землю

18 И управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Элохим, что хорошо.

19 И был вечер, и было утро – день четвёртый.

20 И сказал Элохим: “Да наполнится вода великим множеством живых существ; и птицы да полетят над землею по своду небесному”.

21 И сотворил Элохим рыб больших и все существа живые, пресмыкающихся, которыми наполнилась вода, по роду их, и всех птиц крылатых по роду их. И увидел Элохим, что хорошо.

22 И благословил их Элохим, сказав: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле”.

23 И был вечер, и было утро – день пятый.

24 И сказал Элохим: “Да произведёт земля существа живые по роду их, и скот, и гадов, и зверей земных по роду их”. И стало так.

25 И создал Элохим зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Элохим, что хорошо.

26 И сказал Элохим: “Создам человека в его образе и подобии, и да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землёй, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.

27 И сотворил Элохим человека по образу его, отображением (славы) Элохим сотворил его. Мужчиной и женщиной – сотворил Он их.

28 И благословил их Элохим, и сказал им Элохим: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле”.

29 И сказал Элохим: “Вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу.

30 А всем животным земным и всем птицам небесным, и всякому движущемуся по земле, в котором есть жизнь, – вся зелень травяная в пищу”. И стало так.

31 И увидел Элохим всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро – день шестой».

Задание 2. Определите, к каким дням сотворения мира относится каждое из этих изображений.

День первый

А)

День второй

Б)

День третий

В)

День четвёртый

Г)

День пятый

Д)

День шестой

Е)

 

 

Ответ: Б Д В А Е Г

Данные иллюстрации к Ветхому завету – гравюры на дереве (ксилография), их нарисовал немецкий художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (17941872).

11 глава. О Вавилонской башне.

1 И был на всей земле один язык и слова одинаковые.

2 И случилось, что двинувшись они с востока и нашли долину в земле Шинар, и поселились там.

3 И сказали друг другу: “Давай наделаем кирпичей и обожжём огнём”. И стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины.

4 И сказали они (друг другу): “Давайте построим себе город и башню, главою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли”.

5 И сошёл Йегова посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6 И сказал Йегова: “Ведь народ один и, язык один у всех; и вот все что начали они делать – совершат, всё, что бы они ни задумали сделать – сделают!

7 Сойду же, и смешаю там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга”.

8 И рассеял их Йегова оттуда по всей земле; и они перестали строить город».

Задание 3. Подумайте, какое явление объясняется данным отрывком текста?

Ответ: Наличие у разных народов разных языков.

Учителю: И это древнее сказание послужило темой для многих картин. Если позволяет время, можно провести исследование, в процессе реализации которого ученики смогут погрузиться в мир ветхозаветных преданий.

Здесь уместна будет как групповая, так и индивидуальная формы работы. Примерные темы:

1. Сюжеты Ветхого Завета в живописи

2. Крылатые слова из Ветхого Завета

 

[1] фгос ООО, с 7.

Количество просмотров: 6200  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование надпрофессиональных навыков – основа воспитания личности 21 века
2. Классный час, посвящённый памяти Ю.М. Магалифа «Добродушный мужчина с прижавшейся к нему обезьянкой»
3. «Юные лыжники»
4. Урок развития речи в 5 классе «Текст: смысловая и грамматическая связи. Основная мысль текста»
5. Методические разработки по теме «Библейские сказания» в 5 классе
6. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной группе по теме «Времена года»
7. И. С. Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. Урок в 4 классе
8. Первое представление о лирической прозе. И. Бунин «Муравский шлях» (Приемы обучения смысловому чтению)
9. «Троемирие» в рассказах В. М. Шукшина
10. Разработка мероприятия «День семиклассника»
11. Методическая разработка урока французского языка «День рождения моего французского друга (подруги)» по ФГОС ООО (5 класс)
12. Методическая разработка урока технологии в 6 классе
13. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в социальном измерении»
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы