Как научить читать ребенка-дошкольника

 
 

Паташёва Мария Николаевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 388 комбинированного вида

«Малышка» г. Новосибирска

 

Как научить читать ребенка-дошкольника

Чисто механическая способность читать скорее задерживает,

чем продвигает вперед развитие ребенка.

Когда что-то сформировано раньше,

не развивается ни то, ни другое.

Он научился читать, но не понимает как и зачем.

Л. С. Выготский

Статья-рекомендация предназначена прежде всего для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, а также родителей, обеспокоенных высокими требованиями к первоклассникам. Их озабоченность и волнение мне понятно, ведь программа первого класса расcчитана на уже читающих детей и учителю нет возможности ждать, когда неподготовленный ребенок запомнит все буквы и станет читать. Понимая это, многие родители стараются заранее научить ребенка читать, надеясь на успешное обучение в школе.

Обучение ребенка грамоте требует от взрослых максимум терпения, времени, хорошего знания правил русского языка, а также некоторых специальных знаний. Можно сказать, что обучение ребенка грамоте должно быть «грамотным».

Перед началом обучения грамоте взрослые должны знать о важности развития психологической готовности ребенка к школе, о готовности его эмоционально-волевой сферы, зрелости высших психических функций. Развитие речи тесно связано с развитием внимания, памяти, мышления, логики.

Раннее обучение чтению ребенка, у которого не сформированы ВПФ, может привести к неврозам и еще большим проблемам. Не нужно принуждать ребенка делать то, к чему он еще не готов. Вместо этого лучше сконцентрироваться на воспитании у ребенка навыков самообслуживания, научить ребенка шнурки завязывать, застегивать пуговицы, а не тратить время и силы на запоминание букв.

Большое внимание нужно уделять развитию моторики, формированию захвата, умению держать позу, очень важно формировать готовность спины, мышц к процессу письма, к правильному положению руки. Пусть ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, занимается штриховкой, играет в мозаику, собирает мелкий конструктор и т.д. Писать на начальном этапе нужно карандашом, использовать держатели.

Физическое развитие ребенка имеет первостепенное значение, поэтому необходимо во время занятий с ребенком соблюдать баланс интеллектуального и двигательного напряжения. Если перегрузили голову- надо компенсировать телодвижениями. Двигательная активность ребенка – основа физического здоровья. Этому способствуют занятия плаванием, лыжами, ЛФК, подвижными играми.

При обучении грамоте неважно левша или правша ваш ребенок, не следует его переучивать. Важнее отработать с ребенком пространственные представления: определять правую и левую стороны, ориентацию на схеме собственного тела, в пространстве вокруг, относительно ребенка; временные понятия.

Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги (верх-низ, середина, лево-право). И здесь играет большую роль умение малыша видеть и понимать расположение предметов, усвоение понятия ряда. Умение размещать предметы по заданию: справа, слева, в правом верхнем углу листа бумаги, в левом нижнем углу и т.д.

Очень важна мотивация ребенка. Поэтому нужно выбрать момент, когда вы увидите, что ребенку интересно рассматривать буквы в книгах, на витринах магазинов, когда он задает вопросы, хочет узнать, что тут написано. Важно помнить при этом, что все обучение должно быть основано на игре. Создавать мотивацию следует путем использования увлекательных красочных пособий, разнообразных игр. В 4 года можно в игре подкидывать ребенку буквы: разбросать кубики с буквами на ковре, пусть ищет буквы, собирает слоги, наклеить буквы на машинки, пусть катает, отыскивает в крупе спрятанные буквы. Ребенку будет интересна игра на синтезаторе, пианино - пусть поет гласные звуки, слоги; игра в лифт на магнитной доске с магнитными буквами, и т. д.

После 5 лет можно начинать сливать слоги. И только в 6-7 лет можно оттачивать навык чтения, очень важно, чтобы ребенок понимал прочитанное.

Все вышеперечисленное очень важно для того, чтобы подготовить ребенка к обучению грамоте. Главное – чтобы у него была сформирована база для обучения чтению. Поэтому так важен подготовительный период.

Если хорошо проведена подготовительная работа, если все сформировано, имеется база, на которой строится обучение грамоте, ребенок начинает читать быстро, в течение двух месяцев.

Единой программы обучения грамоте для всех детей не существует. Для каждого ребенка она своя. В магазинах продается множество разных букварей, но для детей с разным уровнем развития, с особенностями развития нужно подбирать соответствующие буквари. Главный критерий при выборе букваря - особенности развития и возможности каждого ребенка, как ему легче и интереснее осваивать азы грамоты.

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте.

Развитие зрительного восприятия и внимания.

Развиваем глазодвигательную координацию. Важно научить ребенка координировать глаз и руку, отслеживать ряд. Устанавливаем моторную программу: перед глазами что-то движется и за этим надо следить: шарик, мячик на шнурке, ребенок должен следить за движением шарика глазами; передвигаем разноцветные стаканчики, разные предметы, учим отслеживать ряд.

Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, концентрации внимания.

Учим ребенка прислушиваться и находить ошибки, выполнять многоступенчатые инструкции, предлагать задания с ошибками: (Медведь летом спит в берлоге. Маленький Саша весело заплакал…). Подбирать задания – правильно-неправильно: (В дереве сидит птичка. Машина подъехала от дома…).

Нужно научить ребенка слышать и определять на слух количество сигналов. Предлагаем ему игры на слушание инструкции: хлопни, топни, стукни, что за чем идет; дрессируем собачку: гавкни, мяукни столько раз, сколько кружочков и т.д.

Предлагаем разные задания на развитие фонематического слуха (способность различать и распознавать звуки речи): имена у инопланетян ВА-ва-фа – повтори, Фа-ва-ва – повтори и т. д.

Все процессы связаны: научили определять количество сигналов, потом учим определять количество звуков, затем-количество слогов.

Большая работа должна быть произведена на уровне звука и буквы.

Одна из важнейших задач при обучении грамоте – овладение навыками звукового анализа и синтеза слов. Без умения соединять звуки в слоги и слова, выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.

Учим ребенка слышать звук и выделять его в ряду других звуков, в ряду слогов, в ряду слов. Предлагаем игры «Поймай звук», произнеси его громко-тихо, долго-коротко.

Учим давать характеристику звука:

гласный или согласный. Ребенок должен научиться дифференцировать их: гласный звук – поется, тянется.

Согласный – не поется, встречает преграду (губы, зубы, язык);

мягкий или твердый – (улыбается-сердится), обозначается зеленым или синим цветом (травка-камень),

глухой или звонкий – произносим изолированно, определяем тактильно: закрываем уши (голосок спит или нет).

Учим определять наличие и положение звука и буквы (начало-середина-конец слова); определять количество звуков, последовательность их.

Без усвоения понятия ряда ребенку будет сложно определять последовательность звуков, проводить звуковой анализ.

Предлагаем ребенку выложить столько фишек, сколько он услышал звуков.  Учим выкладывать звуки, а потом буквы, чтобы не было пропусков. Это поможет ребенку в школе писать без ошибок.

Учим малыша слышать слог также на разном уровне, делить слова на слоги. При этом надо проговаривать, петь слоги, не отрывать части друг от друга, выкладывать фишками, хлопать, топать, загибать пальцы, ударять на металлофоне палочками столько раз, сколько услышал слогов.  Предлагать выложить столько же камешков, кристаллов, сколько услышал слогов и т.д. 

Если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением, если не все звуки поставлены и ребенок не понимает различия между звуками, не нужно учить читать. Если у ребенка сформировано понимание различия между звуками – можно обучать чтению.

Мама с гордостью заявляет, что ее чадо уже умеет читать. А уже через некоторое время этот ребенок просит послушать, как он знает английский алфавит и ждет похвалы, одобрения. И именно с этим ребенком я уже долгое время пытаюсь исправить нарушенное звукопроизношение. Трудно объяснить этой маме, что торопиться с обучением грамоте, а тем более с изучением иностранного языка нельзя, если у ребенка нарушено звукопроизношение.  

Обучая ребенка грамоте, нужно помнить главное правило: «Не навреди!». Ведь переучивать всегда намного труднее, чем научить.

И здесь, уважаемые взрослые, необходимо обратить внимание на некоторые очень важные моменты.

В основе обучения чтению лежит не буква, а звук.

Нельзя смешивать понятия «звук» и «буква». Перед тем, как показать ребенку новую букву, например, М – следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах.

Звук и соответствующая ему буква называется одинаково. Называйте букву только как звук. Например, звук М мы произносим отрывисто: М. И букву М нужно называть так же: М! Если мы называем букву ЭМ, то произносим два звука – Э и М. И это дезориентирует детей.

Правильное чтение (на начальном этапе) – это чтение по слогам.

Обучение побуквенному чтению считается грубой ошибкой. Нельзя сначала называть буквы слога Н! А!, а потом читать сам слог НА. Нужно научить ребенка слитно читать слоги, а не по буквам. Такой навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Научите малыша тянуть первый звук и плавно соединять со вторым.

Уважаемые взрослые: помните правило, когда учите ребенка читать: звуки мы слышим и произносим. А буквы мы видим, читаем и пишем!

И, наконец, самое важное: формирование самооценки у ребенка. Верьте сами в силы ребенка и формируйте эту уверенность у него!  У тебя все получится! Даже если что-то не получается, не расстраивайтесь и ни в коем случае не кричите и не ругайте ребенка. Помогите ему научиться, простимулируйте его интерес к обучению.

Не забывайте отмечать успехи и хвалить малыша за достигнутые результаты: Молодец! Я рада за тебя! Умница! Ты нас порадовал! Я горжусь тобой! Ты лучший!

Желаю Вам успехов!

Количество просмотров: 3832  

Добавить комментарий

Target Image
1. Проектный урок «Будь здоров!» по предмету «Окружающий мир» (УМК «Перспектива»), 2 класс
2. Как сохранить здоровье школьника: размышления учителя физкультуры
3. Авторское дидактическое пособие «Коврик общения» как средство сохранения и укрепления эмоционального здоровья детей
4. Педагогический проект «Хочу сдать звездой»
5. Оборудование своими руками – значит весело заниматься физкультурой!
6. Изобразительная деятельность первоклассников на уроках рисования: или как работать с красками, делать цветовое пятно и смешивать цвета
7. «День Снеговика»
8. Конспект занятия с элементами ТРИЗ-технологии для детей старшего дошкольного возраста «Сказка для Колобка»
9. Мир роботов без гаджетов. MatataLAB
10. Как научить читать ребенка-дошкольника
11. Использование проектного метода на уроках в коррекционной школе
12. Консультация для родителей «Курение – это вред!»
13. Точечная сварка и её применение в техническом творчестве
14. Экспериментируем вместе с детьми
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы