День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой: материалы для проведения Дня воинской славы России

 
 

Ерёмина Елена Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ С(К)ШИ № 116 г. Новосибирска

 

День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой: материалы для проведения Дня воинской славы России

Живую силу немцев уничтожить!

Движение их танков задержать!

Москва. Она не русской быть не может,

Как человек не может не дышать.

В. Инбер

Первым днём воинской славы России, открывшим счёт её победам в Великой Отечественной войне, является 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск под Москвой.

В битве, которая по количеству войск и военной техники, размаху и напряжённости операций, трагичности и величию её событий – одна из крупнейших в истории войн. Это сражение продолжалось 203 дня (30.09. 1941 – 20.04.1942) на площади, в 10 раз превышающей размеры такой страны, как Бельгия.

«Захват Москвы для немцев в 1941 году, – писал гитлеровский генерал Х. Гудериан, – был важнее, чем для Наполеона в 1812 году, потому что этот город уже не стоял на втором месте после Петербурга, а стал первым и главным городом Советского Союза». Уже на 17-ый день войны Гитлер заявил о своём непоколебимом решении сравнять Москву с землёй.

План наступления фашистов на Москву получил многозначительное название «Тайфун»: так подчеркивалось сокрушительная сила готовившегося натиска. Всему миру нужно было продемонстрировать стратегию «молниеносной войны». Наступавшая на Москву группа армий «Центр» была значительно усилена войсками резерва и частями, снятыми с других участков советско-германского фронта. 2 миллиона человек, три четверти танков, почти половина самолётов и треть артиллерии фашистов, находившиеся на Восточном фронте, были нацелены на Москву. По численности и средствам враг превосходил советские войска, прикрывавшие московское направление в два раза; на двух участках прорыва – в 5-8 раз, а на третьем (под Рославлем) – даже в 13-14 раз.

Немецко-фашистские войска перешли в наступление 30 сентября 1941 года. Мощным первоначальным ударом противнику удалось прорвать оборону на трёх участках, отстоявших один от другого на 150-200 км. Немецкие войска устремились вглубь и 7 октября в районе Вязьмы окружили значительные силы Западного, Резервного, 9-го и Брянского фронтов. Во вражеских котлах оказались 64 дивизии и 11 танковых бригад, а в стратегической обороне образовалась брешь шириной почти в 500 км. Гитлер 9 октября на пресс-конференции заявил: «Враг разгромлен, он лежит у наших ног и не может подняться вновь! Кампания на Востоке практически закончена».

Над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все её жители. Было создано многотысячное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, голод, нередко под огнём противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов. Войска противовоздушной обороны не только спасали город от бомбардировок, но и наносили немецким ВВС сильный урон.

Здесь каждый дом стоит, как дот,

И тянуться во мгле

Зенитки с крыши в небосвод,

Как шпили на Кремле.

На окнах белые кресты

Мелькают второпях,

Такой же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах!

Войска, оказавшиеся в окружении, своей активной, героической борьбой в течение почти трёх недель сковывали от 48 до 26 вражеских дивизий. За это время были приняты экстренные эффективные меры по восстановлению обороны. Под Москву перебрасывались войска с соседних фронтов и из глубины страны. Был воссоздан Западный фронт под командованием Г. К. Жукова и сформирован новый, Калининский фронт во главе с И. С. Коневым. С середины октября до начала ноября особенно упорные бои шли на Можайском рубеже, в районе Калинина, на Тульском направлении. В результате наступление врага было остановлено на расстоянии 70-100 км от города.

Огромную роль в повышении морального духа нашего народа сыграл проведённый 7 ноября исторический военный парад на Красной Площади. Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую. Они стояли насмерть.

Пусть дойдёт до потомков сквозь дали веков

Этот пасмурный день, этот холод штыков

И на площади грозная поступь полков!

Если нежность с суровостью сплавить в одно,

Если в поступи чувствам раскрыться дано

Был тот кованый шаг песнопеньем  страны

И присягой народов древней стены.

С. Галкин

На борьбу с поработителями вдохновляла народ и Русская Православная церковь. «Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания, – говорилось послании Митрополита Сергия. – С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге перед Родиной и верой выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и по вере…».

5 ноября немцы возобновили наступление. Главные удары наносились в направлении на Клин, Рогачёв – в обход Москвы с севера – на Тулу, Каширу – в обход с юга. Завязались упорные бои. Немецкие войска продвигались вперёд. 22 ноября танки генерала Г. Гота вошли в Клин, через 2 дня дивизии генерала К. К. Рокоссовского вынуждены были оставить Истру. Ожесточенные бои шли днём и ночью на рубеже нынешнего аэропорта Шереметьево, станции Крюково, Дедовск. После взятия посёлка Красная Поляна немцы подошли к столице на расстояние пушечного выстрела. 28 ноября противник захватил мост через канал Москва-Волга у Яхромы, была прорвана оборона в районе Наро-Фоминска.

Руководство Германии считало, что захват советской столицы является делом ближайших часов. Берлинским газетам приказано оставить 2 декабря пустые места для экстренных сообщений о взятии Москвы. Командование группы армий «Центр» было уверено, что советские войска обессилены и у них нет резервов. Тем неожиданней для них стали успешные контрудары Советской Армии в первых числах декабря. А 5 декабря, когда с крыш домов подмосковных деревень Катюшки, Пучки, Красная Поляна немецкие солдаты пытались разглядеть в бинокли улицы Москвы, войска Калининградского и Западного фронтов начали контрнаступление. Подобно нарастающей снежной лавине их удары обрушились на наиболее опасные для столицы фланговые ударные танковые группировки врага. Это контрнаступление было подготовлено всем ходом предыдущих сражений на дальних и ближних подступах к Москве. Но достигнуто это было ценой больших жертв. С 30 сентября по 5 декабря потери советских войск составили 514 338 человек.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же…

К. Симонов

Большую роль в сражении под Москвой сыграли Сибирские полки. Тридцать соединений Сибиряков упоминается в документах о боях в Подмосковье. Среди них 24-я армия, героически сражавшаяся с врагом с первых дней войны под Смоленском, Ельней, а позже в окружении. На Калининском направлении  отважно сражались воины новосибирской 133 стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Швецова. В тяжёлых октябрьских боях они не только держали оборону, но и совершили ряд успешных контратак. Это были первые победы. Командующий  И. Конев выразил благодарность бойцам дивизии: «Считайте, что первый шаг к Берлину уже сделан. И сделали это вы…».  В последующих боях она стала 18-й гвардейской стрелковой дивизией. Знаменитая Сибирская 32-я стрелковая дивизия Полосухина дала бой трехкратно превышающим силам противника на Бородинском поле. Они задержали врага на 6 суток, побили 117 танков. Сибирский характер стал под Москвой военным характером. Его в немецких штабах стали принимать в расчёт, как нечто такое, что крепче брони.

Советские войска переходили в контрнаступление, когда численное превосходство в людях, артиллерии и танках было ещё на стороне противника (в 1,5 – 1,8 раз). И, тем не менее, враг потерпел крупное поражение. К началу января Германская армия была подброшена от Москвы на 100-250 км, были освобождены Московская и Тульская области, крупные города Калинин Калуга, ряд районов других областей. Были разбиты 38 немецких дивизий, в том числе 11 танковых и четыре моторизованных.

Известие о поражении германской армии под Москвой вызвало огромную радость и ликование не только в нашей стране. Народы всех континентов обрели веру в то, что есть сила, способная избавить человечество от угрозы фашизма, и осознали, что это сила исходит от Москвы. Английский историк Л. Гард сказал, что это Победа была одержана «прежде всего, мужеством и стойкостью русского солдата, его способностью выносить тяготы и непрерывные бои в условиях, которые прикончили бы любую западную армию».

В начале Московской зимы

Счастливое катится эхо.

Но враг наступает, а мы,

Всё шире пространство успеха…

Метельная даль декабря,

Раскат орудийного гула.

Во мгле полыхала заря,

Москва облегченно вздохнула.

Я. Хелемский

Победа под Москвой похоронила гитлеровский план «молниеносной войны», развенчала миф о «непобедимости» вермахта. Это был первый шаг к победе!

За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом доблесть и мужество 39 соединениям и частям были присвоены гвардейские звания. Более миллиона защитников города награждены медалью «За оборону Москвы», 183 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

В 1965 году Москва получила звание «Города-героя».

Вопросы викторины по теме:

1. Как называлась операция Гитлера по захвату Москвы? («Тайфун»)

2. Сколько продолжалась Московская битва? Назовите её даты (203 дня, 30.09.1941 – 20.04.1942г.).

3. Кто командовал обороной Москвы? (Г.К. Жуков).

4. Кто принимал парад на Красной Площади 7 ноября 1941 года? (С. М. Будённый).

5. Назовите имя прославленного героя битвы за Москву (генерал И. В. Панфилов).

6. Сколько таранов совершили советские лётчики в воздушных боях на подступах к Москве? (25).

7. Кому из женщин первой в годы Великой Отечественной войны было присвоенное звание героя Советского Союза? (Зое Космодемьянской).

8. Когда Москве было присвоено звание «Города-героя»? (май 1965).

9. Когда был открыт мемориал «Могила неизвестного солдата»? Кто его скульптор? (май 1967, Н. В. Томский).

10. Кто автор повести Волоколамское шоссе? (Александр Бек).

Литература:

1. Анфилов В. А. Крушение похода Гитлера на Москву, 1941. – М., 1989.

2. Безыменский. Л. Укрощение «Тайфуна». – М., 1987.

3. Васильев А. Некоторые аспекты хода и последствий битвы под Москвой// Вопросы истории. – 2002. - №1. – С. 99-106.

4. Великая битва под Москвой // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – Вып. 2. – М. – Ставрополь, 2003. – С. 29-36.

5. Мягков М. Ю. Битва под Москвой в документах группы армий «Центр» // Вторая мировая война. Актуальные проблемы. – М., 1995. – С. 218-266.

6. Николаевский А. Битва за Москву в вопросах и ответах. // История. – 2001. - № 43. – С. 14-16.

7. Самсонов А. М. Москва, 1941 год: от трагедии и поражений – к великой победе. – М., 1991.

Количество просмотров: 1431  

Добавить комментарий

Target Image
1. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей биологии
2. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей географии
3. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей химии
4. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей физики
5. Использование элементов Cу-Джок терапии в логопедической работе: консультация для родителей
6. Изучаем Конституцию РФ. 10 лайфхаков
7. Развлечение на улице для детей среднего возраста «Мы – путешественники»
8. Проект по творчеству А. Л. Барто «Любимые игрушки»
9. Патриотическое воспитание в детском саду
10. Как родителям обогащать словарь ребенка
11. Сценарий развивающей прогулки «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок»
12. Квест «Я и моя семья»: методическая разработка воспитательного события
13. Урок ознакомления с окружающим миром в 3 классе: «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков
14. Спортивный праздник «Для меня всегда герой – самый лучший папа мой!»
15. Многофункциональная коррекционно-развивающая игра «Силуэты»
16. Квест-игра по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Помоги Лесовичку!»
17. Конспект комплексного физкультурного занятия для детей подготовительной группы «В гости к медвежонку»
18. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей подготовительной группы «Поможем крокодилу Гене»
19. Практическое пособие для воспитателей комбинированной группы для детей 5-6-летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Игрушки»
20. Прогулка в осеннем парке

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы