Изучаем Конституцию РФ. 10 лайфхаков

 
 

Дегтярева Ольга Васильевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МКОУ Каргатская средняя школа № 1 Новосибирской области

 

Изучаем Конституцию РФ. 10 лайфхаков

В этом учебном году я преподаю в 10-11 классах. Предварительно выбрали экзамен ЕГЭ по обществознанию 29 десятиклассников и 12 одиннадцатиклассников. Запрос большой. В 11 классе предмет изучается на углубленном уровне, в 10 – на базовом. В учебном плане школы выделены часы на подготовку – это курсы из части формируемой участниками образовательных отношений. 10 класс – «Сложные вопросы общество знания», 2 часа в неделю. 11 класс – «Государство и право», 0,5 часа в неделю. Планируя эти курсы, я включила в них модуль «Конституция РФ». Все, кто готовил детей к экзамену, знают, что в КИМы включено несколько вопросов по тексту Конституции, они очень сложны для учащихся, особенно вопросы, связанные с разграничением полномочий и функций. В 10 классе модуль включает 15 занятий, в 11 – 5 занятий.

Модуль «Конституция РФ. 10 класс». Тема первого занятия «Конституция страны: исторический ракурс. Действующая Конституция РФ: общая характеристика». На следующих занятиях мы рассматриваем подробно каждую главу и проводим тестирование. На самые сложные главы (разграничение полномочий, функции органов власти) выделяю больше часов.

В процессе работы у меня появилось несколько интересных приемов работы, которыми хотелось бы поделиться с коллегами.

Лайфхак № 1. У каждого ребенка свой экземпляр Конституции! В кабинете истории есть Конституции для работы в классе, но я убеждаю каждого ученика приобрести свой экземпляр. В нем мы подчеркиваем и выделяем цветом самое важное, пишем комментарии на полях, можем даже что-то нарисовать. Рассказываю детям, как важно иметь этот закон всегда под рукой, как использовать его в спорах и конфликтах. Мы обращаемся к Конституции и на уроках истории при всяком удобном случае. Таким образом, Конституция становится настольной книгой моих учеников.

Лайфхак № 2. Движения для запоминания. В известном фильме «Общество мертвых поэтов» учитель предлагал ученикам элитной школы встать на парты, чтобы увидеть мир с новой точки зрения. Этот прием в несколько другом варианте я применила при изучении Конституции РФ. Чтобы запомнить, что Конституция выше всех других законов, указов и распоряжений, я предлагаю детям взять документ в руку, встать на стул и тянуться к потолку, повторяя при этом «Выше всего». Смешно и необычно выглядит, и дети смеются, и запоминают все.

Лайфхак № 3. Необычные фразы. Этот прием я позаимствовала у Алихана Динаева (победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2018»). Как выучить некоторые функции президента? Запомните фразу: «Президент, помилуй и награди гражданина Убежищева!» В каждом слове зашифрована функция президента: помилуй – помилование; награди – вручение государственных наград; гражданина – вопросы гражданства; Убежищева – предоставление политического убежища. Прием работает отлично! Попробуйте!

Лайфхак № 4. Составление таблиц. Составление таблиц при изучении главы. Пример.

Вопрос

Ответ (ищем в Конституции)

Глава

Статья

Форма правления РФ

республиканская

Глава 1.

Статья 1

Какая официальная религия в РФ?

Нет официальной религии.

Глава 1

Статья 14 п.1

Какая идеология в РФ?

Нет одной идеологии.

Глава 1

Статья 13 п.1

Педагог может составить любое количество вопросов по главе, акцентируя внимание на том, что он считает особенно важным.

Хороши таблицы на сравнение. Например, как запомнить, кто кого на какие должности назначает?

Президент

Государственная

Дума

Совет Федерации

Председателя Правительства

Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты 

Заместителей Председателя Правительства

Заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты 

Председателя и заместителя Конституционного суда, Верховного суда. Судей Верховного суда.

Федеральных министров

Уполномоченного по правам человека

 

Генерального прокурора, его заместителей, иных прокуроров

-

-

Представителей РФ в Совете Федерации

-

-

Дипломатов РФ

-

-

Полномочных представителей Президента РФ

-

-

Высшее командование вооруженных сил

-

-

Лайфхак № 5. Работаем с цифрами. В Конституции есть цифры, которые надо запомнить. Предлагаю прием из начальной школы. Берем стикеры, пишем цифры, встречающиеся в законе (21, 35, 450, 18, 9, 137, 1993, 12.12,6 и т.п.). Используем как карточки, многократно при устной работе. Например, учитель задает вопрос: «С какого возраста можно стать Президентом РФ?». Дети поднимают карточку.

Лафхак № 6. Повторение – мать учения! Многократное повторение одних и тех же вопросов, прорешивание одних и тех же тестов устно фронтально, потом индивидуально, самопроверка по эталону. Снова фронтальная проверка в классе. Может кому-то, коллеги, покажется, что слишком много репродуктивных моментов, но дети разного уровня интеллектуального развития и трудолюбия, а экзамен должны сдать все. Поэтому я уделяю такое внимание отработке материала.

Лайфхак № 7. Мотивируем! Чаще всего разговаривая с детьми и родителями о ЕГЭ, мы их пугаем – не сдадите, тяжело. У нас даже формируется тенденция, сильные дети уходят после 9 класса, потому что боятся не сдать экзамен. А если мы поменяем акцент. И будем не пугать, а подбадривать? У меня в классе есть стенд, посвященный экзаменам, он называется «Ура! У нас экзамен!». В общении с детьми чаще говорите: «Скоро ЕГЭ! Порешаем! Сделаем еще один шаг! Осталось чуть-чуть поднажать – и ЕГЭ будет сдан! ЕГЭ скоро! Надо учиться, дружище! ЕГЭ грядет, вперед без страха!» И главное: «Я в вас верю, все получится!»

Лайфхак № 8. Условие окончания занятия. В конце занятия я говорю: «Домой уйдет только тот...» И придумываю какое-нибудь условие. Например, только тот, кто ответит на мой вопрос. Вопросы по изученной главе, маленькие, требующие короткого ответа, они все время повторяются. Не ответил, сиди и слушай других, пока до тебя снова не дойдет очередь. В этот момент все всё слышат и запоминают, даже самые невнимательные!

Лайфхак № 9. Не по теме! В этом году в школах проходят «Разговоры о важном». Видеоролики начинаются с демонстрации скульптуры Мухиной «Рабочий и колхозница». На каждом занятии я объясняла своим ученикам, что это за скульптура и кто автор. На следующее занятие автора не мог вспомнить никто! Однажды я предложила детям представить, как над скульптурой летает муха и садится на лоб рабочему. Посмеялись. Фамилию скульптура знают все!

Лайфхак № 10. Купите книгу Алихана Динаева «Обществознание. Как сдать ЕГЭ. Справочное пособие для школьников и поступающих в вузы». Главное достоинство книги – о сложном написано просто, с юмором. Множество лайфхаков, веселых заданий, красочных схем. Я использую ее при подготовке к урокам постоянно, детям нравятся задания и подсказки автора.

А еще мы играем в интерактивные игры, их очень много можно найти в интернете, участвуем в конкурсах на знание Конституции. Верю, что эта работа приведет моих учеников не только к результату на ЕГЭ, но и поможет им сформировать активную гражданскую позицию.

Количество просмотров: 5259  

Добавить комментарий

Target Image
1. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей биологии
2. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей географии
3. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей химии
4. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей физики
5. Использование элементов Cу-Джок терапии в логопедической работе: консультация для родителей
6. Изучаем Конституцию РФ. 10 лайфхаков
7. Развлечение на улице для детей среднего возраста «Мы – путешественники»
8. Проект по творчеству А. Л. Барто «Любимые игрушки»
9. Патриотическое воспитание в детском саду
10. Как родителям обогащать словарь ребенка
11. Сценарий развивающей прогулки «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок»
12. Квест «Я и моя семья»: методическая разработка воспитательного события
13. Урок ознакомления с окружающим миром в 3 классе: «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков
14. Спортивный праздник «Для меня всегда герой – самый лучший папа мой!»
15. Многофункциональная коррекционно-развивающая игра «Силуэты»
16. Квест-игра по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Помоги Лесовичку!»
17. Конспект комплексного физкультурного занятия для детей подготовительной группы «В гости к медвежонку»
18. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей подготовительной группы «Поможем крокодилу Гене»
19. Практическое пособие для воспитателей комбинированной группы для детей 5-6-летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Игрушки»
20. Прогулка в осеннем парке

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы