Урок ознакомления с окружающим миром в 3 классе: «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков

 
 

Тормозакова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»

 

Урок ознакомления с окружающим миром в 3 классе: «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков

Тема урока: Экономика и экология

Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – сделать экономику как можно более безопасной для людей и всей природы.

Личностные универсальные учебные действия:

– овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные результаты:

– знать об «экологической катастрофе», «экологических прогнозах», «экономике»;

– рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

– приводить примеры;

– отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

– освоение способов решения проблем поискового характера;

– освоение основ познавательной рефлексии;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

– установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

– овладение базовыми предметными понятиями;

– умение высказывать свое предположение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Тип: урок формирования новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: электронная презентация, рисунки с изображением природы, рисунки с изображением «экологических катастроф».

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке я надеюсь на вашу помощь, поддержку и понимание. Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И это было до тех пор, пока не появился голубой шар. Это Земля. (Слайд – Земля)

Для человечества домом является огромная и в то же время такая маленькая наша планета Земля. На ней есть всё то, что необходимо человеку.

А что необходимо человеку мы узнаем, разгадав кроссворд.

(Слайд-кроссворд)

1. По тропинкам я бегу, силу мощную несу,

И машинам, и станкам, свет в дома включаю вам. (Энергия)

2. Как называется круглый хлеб, который подают гостям? (Каравай)

3. Я прозрачный, очень легкий,

Невидимка я вокруг.

Если чист и свеж –

Я вам верный друг. (Воздух)

4. Звезда, благодаря которой на Земле существует жизнь. (Солнце)

5. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях. (Вода)

6. Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все: и стар, и мал – что она большущий шар. (Земля)

7. Клюв и хвостик, два крыла,

Нас боится мошкара. (Птицы)

8. Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

9. Мотылек красивый над цветами летает, пыльцу собирает. (Бабочка)

Прочитайте, какое ключевое слово получилось из выделенных слов. (Экономика)

Что такое экономика? В переводе с греческого «экос» – дом, «номос» – законы, правила.

Это законы, правила ведения домашнего хозяйства. А сейчас имеет более широкое значение.

Экономика – это наука, которая изучает всё хозяйство людей. (Слайд) С этой наукой связана ещё одна наука – экология.

А что такое экология? Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, которая затрагивает все области экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. (Слайд)

Формирование новых знаний и умений (Слайд)

Как вы думаете, что нового вы сегодня узнаете на уроке? (Поговорим о том, как экономика и экология связаны между собой.)

И о том, какие опасности, связанные с деятельностью человека, угрожают окружающей среде и как их предотвратить.

Тема нашего урока «Экономика и экология»

Когда-то очень давно у людей не было ни полей, ни заводов, ни техники, ни современных жилищ.

Но прошло время и у человека появилось многое.

Что появилось у человека с развитием отраслей экономики?

Жилье

Станки

Тепло

Свет

Одежда

Обувь

Продукты

Машины

(Слайд)

Для чего это нужно?

Для удовлетворения разнообразных потребностей людей. Это главная задача экономики. Изменилась ли окружающая среда с развитием промышленности, сельского хозяйства, транспорта?

Что произошло с окружающей средой?

Загрязнение воздуха

Загрязнение воды

Вырубка леса

Разрушение почв

Исчезновение многих видов животных

Ухудшение здоровья человека

(Слайд)

С одной стороны, это хорошо, а с другой плохо.

Какой вывод можно сделать?

У экономики две стороны: положительная и отрицательная. (Слайд)

Откройте учебники, с. 82. Давайте прочитаем 1 абзац. Что хорошего люди получили с развитием отраслей экономики?

А что плохого? Полезная и необходимая продукция. Вред, который наносится окружающей среде при производстве продукции.

(Слайд)

Давайте продолжим чтение текста и заполним таблицу.

О какой стороне экономики сельского хозяйства сказано? (Об отрицательной)

Что сказано? (Отравляет почву ядохимикатами) (Слайд)

Приведите примеры положительной стороны сельского хозяйства. (Продукты питания, шерсть, пух, кожа). (Слайд)

Продолжим чтение.

Что сказано о транспорте? (Загрязняет воздух выхлопными газами.)

Это какая сторона? (Отрицательная) (Слайд)

А что положительного? (Удобный и быстрый способ передвижения.) (Слайд)

А теперь сами попробуйте подобрать примеры, что хорошего дает промышленность. (Товары, машины, станки, электроэнергию.) (Слайд)

А что плохого? (Загрязняет.) (Слайд)

Отрасли экономики

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Сельское хозяйство

Продукты питания, шерсть, пух, кожа.

Отравляет почву ядохимикатами.

Транспорт

Удобный и быстрый способ передвижения.

Загрязняет воздух выхлопными газами.

Промышленность

Товары, станки, машины, электроэнергия.

Много отходов от производства. Затопление лесов и земель. Загрязнение рек.

Заполнив таблицу, мы еще раз убедились, что у экономики две стороны – положительная и отрицательная.

Физминутка

«Повторяйте движения за мной!»

(Шаг на месте.)

Мы с вами входим в лес.

(Повороты головы влево, вправо.)

Посмотрите, сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо присели,

Крылья сложили назад.

Наклонитесь. Поднимитесь

И тихонечко садитесь.

Открытие нового знания.

А сейчас мы с вами рассмотрим, какие опасности, связанные с деятельностью людей, угрожают окружающей среде и как их предотвратить.

Воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий, выхлопных газов автомобилей. Назовите источники загрязнения воздуха в г. Новосибирске? (Пыль, выхлопные газы автомобилей, ТЭЦ) (Слайд)

В нашем городе одним из основных источников загрязнения является ТЭЦ. В нашем районе это ТЭЦ-2, ветер, как правило, дует в направлении города. В результате над городом, особенно в зимний период, образуется пятно – скопление выхлопных газов, дыма, частичек пыли.

Как вы думаете, а как правильнее было бы разместить данное предприятие? Работа по улучшению состояния воздуха ведется. На предприятиях устанавливают фильтры. Какие еще меры по охране воздуха необходимо применять, мы с вами выясним по ходу решения задачи.

Задача (Слайд)

Четыре тополя в месяц выделяют 28 кг кислорода. Сколько кг кислорода в месяц выделяет один тополь?

28: 4 = 7 (кг) – кислорода выделяет один тополь в месяц.

Лес – это природная фабрика кислорода на планете.

Тополя чаще других сажают в городе, они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.

О каких способах очистки воздуха вы узнали?

– фильтрация;

– посадка деревьев.

Деятельность людей приводит и к загрязнению воды. (Слайд)

А какая вы узнаете, прочитав сказку. (По ролям)

Разноцветные рыбки

Слова автора

Жёлтая рыбка

Красная рыбка

Фиолетовая рыбка

Чёрная рыбка

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх,

Стала речка тонкой-тонкой,

Обмелела на глазах.

Автор: Собрались обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Говорит жёлтая рыбка: Соседка, а ты почему такая красная?

Отвечает красная рыбка: На берегу речки построили завод и провели к нему две трубы. Одна берет чистую воду, а другая сливает в речку грязную воду. Вот и стала я красной от сточных вод. А почему ты жёлтая как лимон?

Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье, с подружками играла. Но вот пошёл сильный дождь и ручей с берега принёс мутный поток, чего только там не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне груз был. Банки, брёвна, колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала я фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Автор: Плывет чёрная рыбка.

– Ой, кто это? – испугались рыбки.

Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Ребята, вы внимательно слушали сказку. Посмотрите, почему река стала цветной? 

Каковы же источники загрязнения воды? (Слайд)

Источники загрязнений:

Сточные воды заводов

Разливы нефти

Мусор

Ядохимикаты

Как же предотвратить загрязнение вод?

(Очистные сооружения, знаки, штрафы).

У вас на столе лежит заготовка. Нарисуйте запрещающий знак. (Любой из знаков Друзей природы, который можно поставить на берегу этой реки).

Я тоже уже нарисовала знак. Как вы думаете, в каком месте его можно поставить? Что он означает?

Покажите, какие знаки у вас получились. (Лучшие расставить на доску по течению реки). Что они означают? (Нельзя сливать сточные воды, нечистоты с ферм, нет мойке автомобилей у воды, нельзя выбрасывать мусор).

А нужны ли эти знаки на берегу нашей реки, на берегу Оби?

Да, её тоже нужно охранять. (Люди выбрасывают мусор, моют машины).

Мы живём на берегу полноводной реки России. И чтобы наша Обь не превратилась в такую же цветную реку, её тоже надо охранять и беречь. Часто неразумная деятельность людей наносит вред всей природе. (Слайд: завод-туча-завод)

Высокие трубы предприятий выбрасывают в воздух ядовитые вещества. Они пропитывают тучи, и на землю выпадает кислотный дождь.

Вы, наверно, видели после дождя жёлтые пятна в лужах, на одежде.

Одна третья часть деревьев на планете поражена кислотными дождями. В разгар лета желтеют деревья, опадает листва, исчезает рыба в озерах. Животные покидают привычные места, многие погибают.

Посмотрите эти слайды.

(Дерево, поражённое кислотными дождями).

(Выгоревший лес).

Известно, что 90 из 100 пожаров возникают по вине человека, после пожара остается мёртвый лес.

(Море, затянутое нефтью, погибают морские обитатели).

(Свалки мусора, вредные вещества попадают в почву, в воду).

Если люди не будут бережно относиться к природе, разумно вести хозяйственную деятельность, то это может привести к экологической катастрофе.

А что такое экологическая катастрофа? (Слайд)

Экологическая катастрофа – это нарушение природного равновесия, возникшего по вине человека, либо авария технического устройства, приводящая к изменению природной среды.

(Слайд) Судно потерпело аварию, разлилась нефть, погибают животные и растения. Чтобы этого не произошло, учёные-экологи составляют экологические прогнозы (научные предсказания.) Они могут уберечь людей от многих необдуманных поступков.

Сейчас я предлагаю вам выступить в роли экологов и помочь проектировщикам выбрать место для строительства завода. (Слайд) Завод – лесополоса – жилые дома – направление ветра.

У вас на столе карточки с условными обозначениями: завод, лесополоса, жилые дома, направление ветра. Расположите эти карточки так, чтобы завод не навредил здоровью человека. Проверим, что получилось. А другие проекты есть?

Рефлексия деятельности

Сегодня на уроке мы с вами выяснили, какие опасности, связанные с деятельностью человека, угрожают окружающей среде.

Домашнее задание:

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

С. 81-85 прочитать и ответить на вопросы.

Дополнительное задание по выбору.

Нарисовать рисунок на тему «Экологические проблемы нашего города» или написать мини-сочинение на тему «Что я могу сделать для улучшения экологии нашего города».

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

А как можно бережно относиться к природе, разумно вести хозяйственную деятельность, вы узнаете, соединив начало фраз и их окончание.

Возьмите карточку, напишите на ней свою фамилию и имя.

Соедините карандашом начало в первом столбике и конец во втором столбике.

Соедините начало фраз и конец:

Починив подтекающий кран, …                                их можно использовать много раз

Экономно относясь к продуктам, …                             бережёшь чистую воду

Покупая напитки в стеклянных бутылках, …       бережешь плодородие земли и труд

Сортируя мусор, ..                            даешь возможность снова полезные вещи сделать

Одежду, которую ты уже не носишь, ..                          узнаешь, как ее сберечь

Изучая природу, …                                                          можно отдать нуждающимся 

Поменяйтесь работой с соседом по парте, поставьте оценки.

Встаньте те, кто получил 5.

Встаньте те, кто получил 4.

Над чем данная тема заставила вас задуматься? (Ясно, пасмурно, переменная облачность).

Мы с вами живём в Новосибирске, это уникальный уголок Земли, прекрасная природа. Посмотрите эти фотографии. (Десять слайдов – картины природы).

Любите родную природу –

Озера, леса и долины.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

Количество просмотров: 1705  

Добавить комментарий

Target Image
1. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей биологии
2. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей географии
3. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей химии
4. Оценка предметных и методических компетенций: методические рекомендации для учителей физики
5. Использование элементов Cу-Джок терапии в логопедической работе: консультация для родителей
6. Изучаем Конституцию РФ. 10 лайфхаков
7. Развлечение на улице для детей среднего возраста «Мы – путешественники»
8. Проект по творчеству А. Л. Барто «Любимые игрушки»
9. Патриотическое воспитание в детском саду
10. Как родителям обогащать словарь ребенка
11. Сценарий развивающей прогулки «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок»
12. Квест «Я и моя семья»: методическая разработка воспитательного события
13. Урок ознакомления с окружающим миром в 3 классе: «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков
14. Спортивный праздник «Для меня всегда герой – самый лучший папа мой!»
15. Многофункциональная коррекционно-развивающая игра «Силуэты»
16. Квест-игра по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Помоги Лесовичку!»
17. Конспект комплексного физкультурного занятия для детей подготовительной группы «В гости к медвежонку»
18. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей подготовительной группы «Поможем крокодилу Гене»
19. Практическое пособие для воспитателей комбинированной группы для детей 5-6-летнего возраста с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Игрушки»
20. Прогулка в осеннем парке

Страницы

1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы