Личная и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования

 
 

Фещенко Надежда Сергеевна,

воспитатель МКДОУ д/с № 233 г. Новосибирска

 

Личная и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования

В стремлении к самоусовершенствованию –

путь к профессиональному мастерству.

И этот путь бесконечен: тот, кто считает,

что достиг вершин, перестает двигаться вперед.

Воспитатель, не работающий над собой,

выдыхается и становится неспособным работать с детьми,

несмотря даже на большой опыт.

Р. С. Буре

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Вводимые в практику федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют определенные требования к структуре общеобразовательной программы и выделенным в ней пяти образовательным областям (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической). А также на основе взаимодействия взрослого и ребенка предполагается построение образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.

Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт.

В педагогической науке различают компетентность: профессиональную, психологическую, технологическую, коммуникативную. Компетенция – базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно продуктивной деятельности.

Девятнадцатилетней девчонкой закончила я Новосибирское педагогическое училище № 1 имени А.С.Макаренко. Недаром называли его в ту пору «институтом благородных девиц». Знаний нам давали много, знания давали разноплановые. Наверное, поэтому педагоги моего поколения умеют и гвоздь забить, и польку станцевать!

 

Быть воспитателем! – мне сердце подсказало.

С детьми работать – вот судьба моя!

Другое в жизни я бы не желала.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

  

Основная профессиональная задача воспитателя – создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

– уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

– умение общаться с каждым ребёнком;

– умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

– умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

– умение оказать помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

– умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

– умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

– умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

– умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

– умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;

– умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

  

Почему я выбрала профессию педагога? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Что удерживает меня в ней? Любопытство детских глаз, которые видят в тебе целый мир, пока ещё такой не понятный для них, но такой интересный и заманчивый или эта особая атмосфера детства, в которую хочется вернуться снова и снова?

  

Начиная работать в детском саду, уверенность в себе мне дали дети. С удовольствием иду к детям и знаю, что они меня ждут, я им нужна. Игры – занятия с детьми настолько заряжают энергией, что ее хватает до следующего прихода к детям, а там снова что – то новое и интересное.

  

Мне очень нравится давать детям первые шаги знаний, играть с ними, развивать и учить добру. Многие представляют работу воспитателя лишь как игру с детьми, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый ребёнок вырос настоящим человеком.

  

Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать всё: шить и рисовать, вязать и лепить, в определённой степени владеть актёрским и режиссёрским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, да можно ли предсказать всё, что встретится педагогу в его работе? Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми. В училище я увлеклась театром. Моё увлечение длится уже почти 40 лет. Нашему театру «Смешарики» почти 35 лет. В 2006 году мне присвоен статус педагога-новатора.

  

Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Выделим основные пути её развития:

– курсы повышения квалификации;

– исследовательская, экспериментальная деятельность;

– инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

– активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;

– участие в методических объединениях;

– умение ориентироваться в информационном потоке;

– обобщение собственного педагогического опыта;

– самообразование.

Самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Тема самообразования

Ожидаемые результаты, задачи

Результат

Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность.

Цель:

Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.

Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

 

 

Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка; будет способствовать общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Театрализованная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями будут способствовать реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Проводя в течение года целенаправленную и планомерную работу по развитию творческих способностей детей на основе созданных условий, я надеюсь, что показатели развития детей в театрализованной деятельности станут выше к итоговой диагностике.

 

 

 

 

Что такое проект? Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

 

 

 

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Литература:

1.                Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.

2.                Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

3.                Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.

 

Что такое музейная педагогика.

 

 

Задача формирования духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа, как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит и настоящее.

 

 

 

В нашей группе создан музей «Русская изба». При организации музейной деятельности следующих принципов:   

1. Осуществлять связь музейных занятий с темой НОД;

 2.  Использовать разнообразные приемы и формы музейной деятельности, включать игровые и творческие задания;

3.  Учитывать развитие познавательных процессов в данном возрасте: памяти, внимания, мышления, так как преобладающим является наглядно-образное мышление, на основе которого формируется и абстрактно-логическое;

4.   При проведении музейной экскурсии учитывать главенствующую роль зрительтельного восприятия;

5.  Исторические факты, события должны излагаться на доступном для детей языке;

6. Между занятиями должна прослеживаться связь, опора на принцип от простого к сложному;

7. Необходимо формировать самостоятельность и творческую активность детей.

В последнее время широкое распространение в педагогической среде получил термин ИКТ-компетентность. ИКТ-компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера и его использованием как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках модернизации российского образования.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности педагога:

– Ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.) с использованием текстового редактора, электронных таблиц, распечатки материалов, создания презентаций;

– Разработку разнообразных дидактических материалов;

– Умение выбирать и использовать ПО (программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point) для занятий.

Я часто использую ИКТ-технологии для:

– создания газеты «Почемучка»;

– использования мультимедиа;

– самостоятельного создания тестов для детей;

– при создании проектов;

– формирования собственного портфолио;

– передачи информации детям, родителям, коллегам

– интернет-ресурсов.

В группе 2 раза в месяц выходит газета «Почемучка», где всегда много интересного и для детей, и для взрослых.

 

Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Труд, полный тревог, волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность. Но задача педагога состоит не только в том, чтобы передать знания, но и прежде всего, сформировать человека, вырастить его как личность со стойким характером.

От поколения к поколению педагог передаёт эстафету своих знаний во имя счастья и мира на земле. Педагог – связующее звено в цепи поколений. Сейчас в XXI веке профессия педагога не утратила своего значения, а приобретает всё большую значимость. Получить образование стремится всё больше и больше людей, а без профессии «педагог» это невозможно сделать. Именно поэтому труд педагога без всяких преувеличений – профессия на все времена. Если хорошо подумать, есть ли дело на земле более ответственное, чем педагог? Нет, потому что этому делу суждено тысячекратно повторяться в других судьбах. Педагог, образно говоря, осуществляет связь времён.

 

В настоящее время в условиях модернизации образования, перехода с традиционного на личностно-ориентированные подходы в обучении и воспитании вырисовывается новый образ педагога XXI века. Это инициативный, активный, компетентный, глубоко мыслящий, умеющий наиболее эффективно организовать педагогический процесс, а самое главное уважающий свою профессию и любящий детей. Вот портрет педагога XXI века.

Он будущее России – нашей Родины!

 

 

 Какое гордое призвание –

Давать другим образование,

Частицу сердца отдавать,

Пустые ссоры забывать.

Хоть воспитателем быть сложно,

Но трудности везде возможны.

О детях забота – это благородная работа.

Много улыбок, задорного смеха,

В них отражаются наши успехи.

Проходят годы за годами,

Своими добрыми делами,

Воспитатель славится всегда,

И это помнят все всегда!

Количество просмотров: 13524  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период
2. Личная и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР посредством медиаобразования
4. Взаимодействие педагогов и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДОО
5. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
6. Пластилинография – яркие краски детства
7. Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
8. Интерактивная комната как средство обеспечения безопасного пространства и совершенствования информационной среды в ДОУ
9. Взаимодействие семьи и педагога дошкольного образовательного учреждения как важное условие благополучной адаптации ребёнка к ДОУ
10. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
11. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через выжигание
12. Жить в детском саду интересно и весело!
13. Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста
14. Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста
15. Игра в период адаптации ребенка к условиям детского сада
16. Формирование предпосылок читательской деятельности у детей с нарушениями зрения
17. Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи
18. Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ
19. Поможем ребенку полюбить книгу
20. Осенние фантазии
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы