Взаимодействие семьи и педагога дошкольного образовательного учреждения как важное условие благополучной адаптации ребёнка к ДОУ

 
 

Молокова Надежда Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д\с № 483 г. Новосибирска

 

Взаимодействие семьи и педагога дошкольного образовательного учреждения как важное условие благополучной адаптации ребёнка к ДОУ

Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребёнка в сложный меняющийся и противоречивый социальный мир. Поступление малыша в детский сад – своеобразный экзамен его психики и здоровья. Приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача.

Основные трудности, на мой взгляд, возникают в период привыкания ребёнка к режиму дошкольного учреждения, так как дома он жил в своём другом ритме. Малыш и так находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется ещё и физический стресс, вызванный ломкой привычного режима дня. Неудивительно, что дети начинают болеть. А в раннем возрасте нет ничего важнее здоровья, поэтому необходимо в период привыкания к дошкольному учреждению уберечь каждого малыша от болезни.

Период адаптации – тяжёлое время для малыша, его родителей и персонала группы. В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста три-четыре недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребёнка далеко не безобиден. Чтобы облегчить течение адаптационных процессов у детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, я строю систему взаимосвязанных мероприятий семьи и педагога в процессе подготовки и адаптации ребёнка к ДОУ. Для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей создаю развивающую предметно-пространственную среду для сохранения и укрепления здоровья детей как важного фактора успешной жизнедеятельности.

Группа комплектуется постепенно. Приём детей начинаем в летний период, так как они гораздо легче адаптируются, хотя бы потому, что большую часть времени проводят на улице. Работу по организации приёма вновь поступающих детей проводим в несколько этапов:

– Подготовительный этап (родительское собрание, анкетирование, консультации, диагностика).

– Этап наблюдений (заполнение адаптационных листов, диагностика).

– Этап анализа и выводов (анализ адаптационных листов и индивидуальных карт развития).

Подготовительный этап начинается в июне. Поступление малыша в детский сад может проходить безболезненно для него, если заранее подготовить ребёнка к этому. Свою работу с родителями по подготовке малыша к жизни в организационном детском коллективе начинаю со знакомства с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение: состояние здоровья, уровень развития, возраст, сформированность предметной и игровой деятельности, опыт общения со взрослыми и сверстниками, условий жизни в семье.

Предлагаю родителям познакомиться с режимом дня в детском саду и максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском учреждении, то есть упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Рекомендую, чтобы родители познакомились с меню детского сада и приучали детей к блюдам, включённым в него.

Прошу родителей говорить о предстоящем поступлении ребёнка в детский сад как о радостном событии. Внушать малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, весёлые дети и много игрушек. Советую родителям как можно раньше познакомить малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придёт. Рекомендую в первые дни оставлять ребёнка на один-два часа, увеличивая время пребывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем и до вечера. Для каждого ребёнка время пребывания устанавливается индивидуально. Говорю о том, что вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам расположит ребёнка к общению с ними.

Настоятельно советую чаще быть с ребёнком в «обществе», чтобы он привыкал видеть вокруг себя незнакомые лица, попадал в другую среду. Но основное внимание родители должны уделить здоровью ребёнка. Из всех факторов, влияющих на характер адаптации новичка к условиям дошкольного учреждения, – этот самый важный. Ослабленные дети привыкают к режиму детского сада значительно хуже. Беседуя с родителями, стараюсь узнать, о чём они тревожатся, в связи с тем, что их малыш пойдёт в детский сад. Обсуждаем вместе, как облегчить ему период привыкания к новой обстановке. Стараюсь как можно больше выяснить об особенностях и привычках ребёнка через анкетирование родителей, через индивидуальные беседы.

Затем следует этап наблюдений, который длится с августа до сентября. В период адаптации я веду индивидуальные листы прохождения этой «дистанции» каждым ребёнком, что позволяет тщательно наблюдать за ним и делать соответствующие выводы. Ведение карт нервно-психологического развития детей позволило увидеть, что большинство легко прошли адаптационный период, а случаев дезадаптации нет. Достичь таких результатов помогла созданная в группе предметно-развивающая среда. Создавая развивающую среду, я учитываю такой фактор, как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идёт с радостью и удовольствием. От того, насколько мы можем окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит его дальнейшая жизнь. Для игровой деятельности в группе созданы все условия. Имеются центр «песок-вода», игровая «жилая комната», модульное каркасное оборудование, сухой бассейн с яркими шариками, творческая мастерская «Смешарики», театральный уголок «В гостях у сказки». В центре сенсорного развития «Развивай-ка» малыши с удовольствием играют на сенсорном коврике «Веселый паровозик», развивают зрительно-моторную координацию на дидактической юбке, собирают яркие пирамидки и крупную мозаику. Это воспитывает устойчивость внимания и целеустремленность.

Игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей. Игра необходима на всех этапах развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит успешно и естественно.

Много лет работая с малышами, я убедилась, что в период адаптации очень важно проводить коллективные игры, в которых дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Такие игры, как «Курочка и цыплята», «Мой весёлый звонкий мяч», «Зашагали ножки», «Солнышко и дождик» и многие другие. Для детей важна возможность приятного физического контакта со взрослым, ощущение защиты, тепла, ласки. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребёнку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем. Игры делятся на сезонные, активные подвижные игры, игры малой подвижности, игры музыкальные, релаксационные. Исходя из этого, мною были подобраны игры для адаптационного периода и сделана картотека с учётом возрастных особенностей детей, таких как «Ладушки-ладушки», «Божьи коровки», «Листопад», «Иди ко мне», «Прячем мишку», «Хоровод с куклой», «Позови» и другие.

Поступление в ДОУ для малыша – это первый в его жизни стресс, а лучшее лекарство от стресса – смех. И я стараюсь создавать такие ситуации, чтобы ребёнок больше смеялся. Обыгрываю различные сценки с куклами, игрушками, использую игрушки-забавы, заводные игрушки. Ещё у меня в группе имеются «Гнёздышки-поддержки», это красивая коробочка и эстетично оформленная корзиночка, в которых каждое утро плачущего малыша ждёт сюрприз: достаю коробочку, рассматриваем, что там (заводной цыплёнок, машинка, петушок и так далее), ребёнок успокаивается, отвлекается.

У нас в группе созданы условия и для самостоятельных движений – это велосипеды, каталки, разные машинки (большие и маленькие), коляски, бассейн, где дети очень любят играть с шариками. Затормаживают отрицательные эмоции и монотонное движение руками или сжимание кистей рук, чтобы успокоить плачущего малыша, я предлагаю ему игрушку-пищалку или пирамидку, и вместе с ним нанизываем кольца на стержень.

В первые дни посещения детского сада прошу родителей, чтобы ребёнок брал с собой любимую игрушку, которая помогла бы ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей. Проведение некоторых режимных моментов вызывает у детей отрицательные эмоции. Для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну с удовольствием, необходим эмоциональный настрой. Вызвать положительные эмоции помогает потешка. Процесс умывания сопровождаю словами: «Чистая водичка моет Дане личико, Анечке ладошки, пальчики Илюшке». Не все дети охотно ложатся спать. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания в детском саду. Во время укладывания глажу ребёнку ручки, спинку, головку, нежно прикасаясь пальчиками, дети успокаиваются, засыпают, даю в кровать любимую игрушку: «Пусть зайка с тобою тоже отдохнёт».

Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу я рекомендую начать с общих прогулок на территории ДОУ. Наш участок огорожен ярким деревянным заборчиком. Имеются малые формы: песочница, домик, кораблик, лавочки, разнообразный выносной материал: лошадки-качалки, велосипеды, формочки, совочки, ведёрки, машинки,коляски, куклы. Познавая окружающий мир, мы с детьми наблюдаем за природой. При этом я использую художественное слово, прививая любовь к природе родного края.

Следующим этапом в моей работе является этап анализов и выводов. Мониторинг оценки состояния здоровья воспитанников показал, что много детей с ослабленным здоровьем, есть дети с третьей группой здоровья, часто болеющие дети. Неправильный образ жизни взрослых, несбалансированное питание дома, малоподвижный образ жизни (долгое сидение у телевизора, компьютера), наследственность, ухудшение материального благополучия в семье, некачественные продукты – всё это отрицательно повлияло на детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей для меня стала одной из самых важных. Создание здоровьесберегающей среды в группе, оптимальное использование двигательного режима, профилактические процедуры: фитотерапия, гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения, массажные коврики, солнечные ванны, пальчиковые игры, смена динамичных и статичных видов деятельности, релаксационные паузы. Здесь также активно применяю фольклор. Детям помогали расслабиться прибаутки: «Киска, киска», «Ладушки, ладушки», «Пальчик-мальчик», «Ножки-ножки» и другие. Чтение потешек и прибауток всегда способствует созданию благоприятной обстановки, это вызывает радость у детей, и в их глазах появляется неподдельный интерес к происходящему. Вызываю у детей потребность в речевом общении, поощряю и активизирую речь. Использую такие методы и приемы, как:

– поручения и вопросы;

– объяснение назначения предметов;

– наглядные (показ, рассматривание);

– словесные (беседы, чтение);

– игровые.

Ко всем детям отношусь с любовью, доброжелательностью и уважением. Не один детский вопрос не остаётся без внимания. Дети чувствуют заботу о себе, они также знают, что я всегда приду им на помощь. В своей работе стремлюсь правильно понять ребёнка, его мысли, переживания, настроения. Очень рада, что большинство детей легко проходят период адаптации и с удовольствием бегут утром в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу.

Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. При выборе взаимодействия с родителями учитываю тип семьи, стиль семейных взаимоотношений. Социальный паспорт группы показывает, что родительский коллектив достаточно разнородный: с разными материальными возможностями, с разными взглядами на жизнь, с разным отношением к детскому саду. Поэтому приходится заниматься педагогическим просвещением родителей, приглашать их к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству. Даю возможность по-другому взглянуть на мир ребёнка, процесс его развития. В этом мне помогает проектная деятельность, цель которой включить родителей в жизнь их детей в детском саду, найти пути сотрудничества в равной степени необходимо как нам педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы понимать удивительный мир детства и собственного ребёнка. Нам, педагогам – эффективно оказывать помощь родителям.

В результате проводимой мною работы у малышей стабилизируется психологическое состояние, дети начинают проявлять познавательный интерес, вступать во взаимодействие со сверстниками, проявлять инициативу. К концу года развивается наглядно-действенное мышление и появляются элементарные виды речевых суждений, появляется постепенный переход от одиночной игры к различным формам совместной игровой деятельности.

По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующем периоде жизни, и я как педагог, готовый к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию, постоянно ищу новые формы работы в воспитании детей и взаимодействии с семьей для благополучной адаптации ребёнка к ДОУ.

Количество просмотров: 8970  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период
2. Личная и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР посредством медиаобразования
4. Взаимодействие педагогов и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДОО
5. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
6. Пластилинография – яркие краски детства
7. Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
8. Интерактивная комната как средство обеспечения безопасного пространства и совершенствования информационной среды в ДОУ
9. Взаимодействие семьи и педагога дошкольного образовательного учреждения как важное условие благополучной адаптации ребёнка к ДОУ
10. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
11. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через выжигание
12. Жить в детском саду интересно и весело!
13. Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста
14. Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста
15. Игра в период адаптации ребенка к условиям детского сада
16. Формирование предпосылок читательской деятельности у детей с нарушениями зрения
17. Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи
18. Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ
19. Поможем ребенку полюбить книгу
20. Осенние фантазии
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы