Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования

 
 

Белякина Иулия Андреевна,

педагог-психолог

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 274 г. Новосибирска

 

Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования

Личность – системное социальное качество человека, это главная целостная характеристика внутреннего мира человека, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. Человек становится личностью в процессе взаимодействия с общественным и естественным окружением, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. Таким образом, человек формируется, развивается, открывается и выражает себя как личность.

Личность педагога предполагает его осведомленность в педагогической сфере. Как отмечает В. Г. Суходольский: «профессиональная компетентность педагога это – способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками».

Благодаря тому, что мир, общество не стоит на месте, а меняется, развиваясь в технологической области, то и педагоги не будут исключением! Главной особенностью профессионалов-педагогов является то, что они готовы к переменам в образовательном контексте ради наших с Вами детей будущего!

Педагог как профессионал является сегодня чем-то большим, чем просто специалист, ведь он выполняет важнейшую государственную задачу – воспитание будущих поколений талантливых, одаренных, воспитанных и социальных людей во имя славного развития и сохранения целостности нашего государства.

Именно поэтому педагогами должны становиться только те люди, которые обладают определенными способностями, чертами характера и иными навыками. И подобный отбор должен осуществляться еще в школе, а к вступительным экзаменам в учебные заведения должны быть допущены претенденты, прошедшие специальное профессиональное тестирование, чтобы быть компетентными в своей сфере!

Следует сказать, что не каждый педагог является таковым в полной мере. Поскольку не все педагогические работники преследуют самую важную цель в их профессии – формирование творческих способностей, задатков, способностей учащихся, а также умение их реализовать. Многие преподаватели склонны передать только базовые основы знаний, умений и навыков, не используя при этом всего своего потенциала! Причин этому будет достаточно: неоправданно низкая заработная плата, огромное количество затраченного личного времени, нежелание молодых специалистов возвращаться (ехать) в сельскую местность, не будем исключать и «профессиональное выгорание» и т.д.

В связи с этим, считаю необходимым применение специальных методик, направленных на выявление профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений молодых специалистов. К данным методикам можно отнести: «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности», «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Е.И Рогов), «Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э. Винокурова), «Цель – Средство – Результат» (А.А. Карманов (ЦСР)).

Можно применять и методики, позволяющие определить шкалу «профессионального выгорания». К примеру, методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко. Профессиональное выгорание – относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы и прочее. Педагогам невозможно избежать данного состояния, поэтому «выгорание» нужно отслеживать на протяжении всей педагогической деятельности, и если к таковому начнутся предпосылки, то потребуется психологическое сопровождение. Работу следует осуществлять в форме психологического тренинга, посредством психологических методов и технологий, которые будет обеспечивать достижение следующих результатов:

1) знания о способах эмоциональной саморегуляции;

2) умения применять их с целью самопомощи.

Таким образом, с помощью профессионального отбора кадров мы сможем выбрать профессионально-компетентного специалиста, который качественно и по достоинству будет взаимодействовать с детьми и их родителями, находясь в творческом полёте и шагающий в ногу со временем со своими подопечными, а также предотвратить или максимально «сгладить» весь риск профессионального выгорания!

Отметим, какое влияние оказывает на процесс обучения личность педагога и его стиль общения. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях творческой практической деятельности. А залогом успеха является процесс сотворчества. Современный педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребенка с позиции взрослого опыта. Умение пошутить, чувство юмора, повышают эффективность педагогического воздействия. Дети это очень любят. У них сильна потребность в шутке, веселой реплике старшего. Авторитет такого учителя на порядок выше, чем у других педагогов.

К тому же современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться и создавать необходимые условия для развития творческого потенциала ребенка. Он должен принимать активное участие в различных конкурсах, мастер-классах, выставках. Повышать свой профессионализм на курсах повышения квалификации и семинарах. Помимо этого, полученную информацию нужно уметь переработать – найти все самое интересное, необходимое и полезное, и, главное, преподнести и суметь передать её в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Не забудем о том, что такие преподаватели не ограничивают детей в творческом полёте, а предоставляют свободу выбора, возможность самостоятельно принимать решения.

Не менее важным является знание и понимание педагогическими работниками современных технологий. Требования, которые предъявляет наше время – это электронно-дидактические пособия, электронные учебники. Образовательные программы должны широко использоваться на всех занятиях педагогом. Использование современных электронных средств обучения на занятиях активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу. Используя багаж знаний и новые электронные средства обучения, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности на занятиях - более эффективно осуществляется целостный образовательный процесс обучения, воспитания и развития детей в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами.

И, конечно, современный педагог должен быть профессионально компетентен в работе с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка, а также активно взаимодействовать с психологами.

В своей деятельности я стараюсь применять все доступные IT-технологии, поскольку это дает ряд неоспоримых преимуществ, да и сегодня очевидно, что образовательная система просто не может обходиться без компьютерных технологий. Во взаимодействии с детьми можно использовать опыт как других регионов или стран, так и создавать свой собственный творческий подход в создании чего-то более уникального, индивидуального.

Основываясь на своем опыте тесного общения с родителями, что бы они были всегда в курсе всех событий, мы создали группу в мобильном приложении WhatsApp Messenger. Данная программа – это кроссплатформенное приложение для смартфонов, позволяющее обмениваться сообщениями и при этом не платить, как за SMS и имеющее еще множество полезных функций. Данное приложение – прогресс в сфере образования, но хотелось бы его «расширить» в технологическом плане, или разработать что-то подобное. Я считаю, что каждый родитель хочет знать о своем ребенке всё, так как большинство времени они проводят на работе. Им хочется быть в курсе всех событий: что покушал, чем занимался, во что играл, что наблюдал, о чем разговаривал, с кем подружился, а с кем поспорил, что нового узнал! И для того, чтобы всё это осуществить, нужно создать «полную информационную картину» всего того, что их очень интересует.

Крайне необходимо создать несколько вариативных сетей приложений как компьютерных, так и мобильных. А сделать их доступными, открытыми, бесплатными должно то учреждение (организация), в котором воспитывается и обучается наше будущее поколение. В свою очередь, создается потребность в усовершенствовании информационного обеспечения этих приложений, чтобы родители были своевременно оповещены теми или иными событиями своего ребенка, тем самым становясь к нему ближе – эмоционально переживая вместе с ним все радостные и грустные моменты, чувства, волнения, настроение, возрастные особенности и т.д.

Современный педагог должен разбираться в законодательстве РФ и уметь его правильно применять в своей работе. Одним из важных документов в настоящее время является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Основой ФГОС положена единая теоретическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает – воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Конечно, ФГОС не идеален, но в нем есть ряд преимуществ, которых не было в Федеральных государственных требованиях (ФГТ): поддержка разнообразия детства; всестороннее развитие ребенка; не предполагает аттестацию детей; дает навигацию (ориентиры) культуре, обеспечивает здоровье, безопасность и здоровый образ жизни ребенка; ставит цель – культурное развитие ребенка.

Но самым важным для личности самого педагога будет оставаться признание, в котором видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

Количество просмотров: 10492  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период
2. Личная и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР посредством медиаобразования
4. Взаимодействие педагогов и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДОО
5. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
6. Пластилинография – яркие краски детства
7. Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
8. Интерактивная комната как средство обеспечения безопасного пространства и совершенствования информационной среды в ДОУ
9. Взаимодействие семьи и педагога дошкольного образовательного учреждения как важное условие благополучной адаптации ребёнка к ДОУ
10. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
11. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через выжигание
12. Жить в детском саду интересно и весело!
13. Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста
14. Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста
15. Игра в период адаптации ребенка к условиям детского сада
16. Формирование предпосылок читательской деятельности у детей с нарушениями зрения
17. Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи
18. Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ
19. Поможем ребенку полюбить книгу
20. Осенние фантазии
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы