Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР посредством медиаобразования

 
 

Карабанова Наталья Владимировна,

воспитатель МКДОУ д/с № 14 г. Новосибирска

 

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР посредством медиаобразования

Одной из основных задач ФГОС являются формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие социально-коммуникативных качеств дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС).

Решение поставленной задачи в области социально-коммуникативного развития затрудняется тем, что в настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. Количество таких детей неуклонно растет. В нашей группе по заключению МПК у 11 детей отмечается тяжелое нарушение речи (общее недоразвитие речи I, II и III уровня речевого развития), моторная алалия и дизартрия, у двух детей ФФНР, отягощенное дизартрией, также группу посещают дети с задержкой речевого развития. Всего 6 воспитанников имеют первую группу здоровья. Многие дети не умеют общаться: не знают, как начать диалог, организовать игру, договориться о правилах. Чаще всего это связано с тем, что ребенок не может четко сформулировать и правильно высказать свою мысль, другие дети не понимают его и как следствие прекращается общение. То есть налицо прямая взаимосвязь между речевым дефектом и уровнем развития коммуникативных способностей. Наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы, у большинства детей имеются нарушение внимания, словесно-логического мышления, памяти, что и ведёт к трудностям овладения связной речью.

Р. Е. Левина выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Психолог Л.С. Выготский рассматривал весь процесс порождения речевого высказывания как движение от мотива, порождающего какую-либо мысль, к развёртыванию самой мысли во внутренней речи, а затем в значениях слов внешней речи и, наконец, в словах. В связи с этим, необходимым в работе с детьми становится развитие их психических процессов на основе формирования интереса к процессу обучения и его мотивации.

Мы в своей работе решили пойти от интересов детей и постарались использовать методы, которые максимально привлекают внимание детей, поддерживают интерес на протяжении всего занятия и удовлетворяют внутренние потребности ребенка.

В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиасреду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения познавательного интереса. Одним из первых представителей медиапространства для дошкольников являются мультфильмы. Это и времяпрепровождение, и воспитание ребенка. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями в области социально-коммуникативного развития: позволяют сконцентрировать внимание детей; повышают мотивацию к процессу обучения; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; воспитывают этику и культуру общения; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности детей. Но, к сожалению, просмотр мультфильмов может иметь и негативные последствия, так как часто он не контролируем и не имеет целенаправленный, воспитательный характер со стороны родителей.

Используя в своей работе мультфильмы и презентации, как факторы медиасреды, мы считаем необходимым научить детей правильно их применять, совмещать с обычными игрушками и играми с другими детьми. Мы постарались не просто исключить из жизни детей медиасредства, а заменить их агрессивный компонент образовательным. Эффективность использования медиасредств в работе с детьми с ОНР заключается в том, что мы одновременно влияем на два органа восприятия информации: зрения и слух. Мы считаем, что создание и использование медиасреды делает процесс обучения технологичнее и результативнее, повышает интерес дошкольников к работе, привлекая пассивных слушателей к активной деятельности, активизирует мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.), развивает воображение и речь. Конкретно-наглядная основа занятия в сочетании с другими методическими приемами делает его ярким, зрелищным, необычным, увлекательным и поэтому запоминающимся.

В результате использования медиасредств у детей нашей группы:

– образовательная деятельность стала более наглядной и интенсивной;

– повысился интерес дошкольников к работе и активности на занятиях;

– возрос познавательный интерес, дети познакомились с новыми словами, явлениями, ситуациями;

– совместный анализа примеров поведения героев, позволил более активно развивать социально-коммуникативные способности детей;

– возрос уровень развития психических процессов (внимание, память, воображение, мышление и речь);

– и что очень важно, в процессе обучения реализовываются эмоциональные потребности детей.

Как пример, приведу конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию с использованием мультфильма на тему «Уроки вежливости».

 

Конспект открытого занятия с использованием мультфильма.

Тема: «Уроки вежливости».

Цель: Расширить знания детей о культуре поведения, способах использования вежливых слов в повседневной жизни.

Задачи:

1. Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать отношения с окружающими, что вежливость рождает вежливое отношение.

2. Учить использовать вежливые обороты речи в активной лексике, правильно произносить вежливые слова.

3. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам, формировать доброжелательность и уважение к старшим.

Ход занятия:

I. Мотивация.

Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Все они пришли к нам в группу, чтобы вместе с нами посмотреть новый мультфильм, ведь наша группа сегодня превратилась в кинозал.

Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? (Да). Я предлагаю всем вместе посмотреть интересный мультфильм, который называется «Ценная бандероль».

II. Просмотр мультфильма «Ценная бандероль».

III. Анализ мультфильма и работа по содержанию.

Вопросы к анализу:

1. Ребята, понравился ли вам мультфильм?

2. А о чем он?

3. С какими вежливыми словами познакомилась сорока, прочитав книгу «Уроки вежливости» (ответы детей: будьте любезны, пожалуйста, здравствуйте, извините).

4. Для чего нужны нам вежливые слова (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, ребята, вежливые слова помогают дружить, избегать ссор, с вежливыми людьми хочется самому быть вежливым. Как говорила сорока из мультфильма «Это, что значит, если я вежливо спрошу, ты мне вежливо ответишь. Вежливость рождает вежливые, добрые отношения».

Воспитатель: Давайте вспомним, какие животные встречались сороке, и кто из них был по- настоящему вежливым. (Детям предлагаются картинки с героями из мультфильмов, они должны выбрать тех, которые встречались в мультфильме и поместить их на доску).

Перед нами стоят две магнитных доски. На одной доске вы видите фишку зеленого цвета (поясняется значение, как зеленый сигнал светофора), на нее мы поместим животных, которых мы посчитаем вежливыми, воспитанными.

На второй доске фишка красного цвета (напоминаем значения цвета), и на нее мы поместим животных, которые поступали не очень хорошо, были грубы, не вежливы (воспитатель показывает картинки с животными и помогает детям вспомнить ситуации с ними связанные). Хорек, волк, лиса, медведь, медвежонок, лягушонок, барсук, сорока.

Воспитатель: Молодцы ребята, а как вы думаете, когда сорока старалась быть вежливой, но при этом грубо отвечала жителям леса, как они чувствовали себя, какое настроение у них было, чего бы они хотели?

Дети: Им было обидно, неприятно. Они уходили, не спорили с ней.

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что животные в мультфильме умеют разговаривать, думать, быть вежливыми и не очень. Этим они похожи на нас с вами. Скажите, пожалуйста, могут ли с нами произойти такие же истории с вами? (Да)

1. А какое у вас настроение, когда вам отвечают грубо или вообще не отвечают дети? (Плохое, мне обидно, грустно)

2. С какими ребятами приятнее дружить, играть, разговаривать? Какое настроение появляется у вас, что вы чувствуете при этом (радость, улыбка, хорошее настроение)?

3. Хочется ли нам простить друга, когда он вежливо от всего сердца извинится перед нами?

Дети: Отвечают на вопросы, рассказывают о своих эмоциях.

Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», и я посмотрю, как вы помните вежливые слова и знаете ли вы, когда их нужно говорить.

Предлагается игра «Доскажи словечко»

Встретив зайку, ёж-сосед, говорит ему «… «(Привет!)

А его сосед ушастый, отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

К Осьминожье Камбала, в понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье ей сказала: «…» (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик, мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, но сказал он «…» (Извини!)

Воробьиха с бережка уронила червяка,

И за угощенье рыба, ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

Толстая корова Лула ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова, мы ей скажем: «…»(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся, а скажи: «…»(Пожалуйста!)

К вечерку слоны устали, у кроватки тихо встали,

Мы воспитанные очень, скажем им  «…» (Спокойной ночи!)

Воспитатель: Какие вы у меня внимательные, как много знаете вежливых слов, но помните самое главное: важно не только знать вежливые слова, но и уметь их применять, правильно произносить их. Кто может сказать, как произносятся «волшебные слова»?

Дети: Спокойным голосом, глядя в глаза, от всего сердца (искренне).

Воспитатель: А кто может мне сказать, когда мы разговариваем со старшими, как мы к ним обращаемся, показываем уважительное отношение к взрослым людям.

Дети: Старшим мы говорим «Вы».

Воспитатель:

Давайте поиграем вместе в игру «Вежливое обращение» (Игра с мячом).

Другу мы говорим, Привет! – Взрослому, Здравствуйте!

Другу мы говорим, Пока! – Взрослому, До свидания!

Другу мы говорим, Подай – Взрослому, Подайте, пожалуйста.

Другу мы говорим, Извини – Взрослому, Извините.

Другу мы говорим, Покажи – Взрослому, Покажите.

Другу мы говорим, Пойдем – Взрослому, Пойдемте и т.д.

IV. Изготовление «Азбуки вежливости».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили много слов, которые не только приятно слышать, но и приятно говорить. И чтобы нам всегда помнить о них и быть самыми вежливыми детьми, я предлагаю вам сделать свою азбуку вежливости.

1. Предлагаются слова, написанные на отдельных листочках. Каждый листочек помечается зеленым либо красным цветом, как и при распределении картинок с животными (напоминается значение цвета).

2. Также на столе лежат картинки – знаки, соответствующие тому или иному вежливому слову.

3. Задача детей правильно выбрать слово и после того как воспитатель зачитает его, подобрать к нему картинку.

4. Дети совместно с воспитателем наклеивают слова и картинки в «Азбуку вежливости».

5. Готовая азбука помещается в группе.

6. Воспитатель подводит итоги по занятию.

Количество просмотров: 14033  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период
2. Личная и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР посредством медиаобразования
4. Взаимодействие педагогов и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДОО
5. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
6. Пластилинография – яркие краски детства
7. Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
8. Интерактивная комната как средство обеспечения безопасного пространства и совершенствования информационной среды в ДОУ
9. Взаимодействие семьи и педагога дошкольного образовательного учреждения как важное условие благополучной адаптации ребёнка к ДОУ
10. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
11. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через выжигание
12. Жить в детском саду интересно и весело!
13. Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста
14. Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста
15. Игра в период адаптации ребенка к условиям детского сада
16. Формирование предпосылок читательской деятельности у детей с нарушениями зрения
17. Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи
18. Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ
19. Поможем ребенку полюбить книгу
20. Осенние фантазии
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы