Организация питания дошкольников

 
 

Красотина Татьяна Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373» г. Новосибирска

 

Организация питания дошкольников

Cохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Не только дети, но и взрослые имеют очень низкий уровень культуры здоровья.

В число важных факторов, влияющих на улучшение здоровья детей, входит правильное питание, на котором базируется здоровье человека. Перенасыщение рынка чипсами, кириешками, сникерсами, неконтролируемого потока агрессивной рекламы данных продуктов формирует у детей искаженные взгляды на питание с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни. Семейные традиции зачастую также не способствуют формированию его правильных стереотипов.

В последние годы наблюдается тенденция к тому, что дети в детском саду и дома отказываются от многих полезных и вкусных блюд. При этом у значительной части детей старшего дошкольного возраста можно отметить стойкое снижение аппетита в целом, а у другой части детей проявляется повышенный аппетит, приводящий к избыточной массе тела. Эти обстоятельства нельзя считать удовлетворительными, так как при этом нарушаются принципы рационального детского питания. С учетом того, что у современных детей имеются вкусовые пристрастия к продуктам с избытком углеводов, консервантов, можно предположить, что у детей старшего дошкольного возраста не сформирована компетентность правильного здорового питания.

Для проверки этого предположения мы задали детям несколько вопросов. Более половины детей в группе сказали, что в основном родители готовят дома кашу, борщ, жареную картошку, варят яйца. К сожалению, очень мало родители готовят овощных блюд и практически не готовят творожные и крупяные запеканки.

Таким образом, перед нами встала проблема воспитания у детей здорового образа жизни, в частности культуры питания. Работа педагога в этом направлении предполагает применение различных форм и методов организации культуры питания. Основными формами работы являются непосредственная образовательная деятельность, игры, досуг, участие в проектной деятельности.

В ДОУ систематически проводятся занятия на темы воспитания у детей культуры питания: дети учатся правильно и красиво сервировать стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Закрепляется это с помощью дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр. В практике широко используются кулинарные и сенсорные игры: «Приготовь овощной или фруктовый салат», «Варим компот», «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху». Эти игры знакомят детей с процессом приготовления блюд, помогают оценить полезность продукта, вызывают вкусовой интерес к блюдам. Можно проводить занимательные конкурсы: «Самая обычная каша», «Витаминка», где детям предлагается украсить свое блюдо фруктами и овощами.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Во время приема пищи воспитатель объясняет, как правильно пользоваться столовыми приборами. Между людьми, принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Аппетит ребенка во многом зависит от того, как подается пища, насколько привлекателен ее вид. В летне-осенний период наши столы украшают нарезанные огурчики, болгарский перец и зеленый лук.

Вот примеры того, как важно, чтобы пища имела привлекательный вид. Раньше мы раскладывали сухарики по тарелкам в горячий бульон, пока дети садились за стол, сухарики размокали, и вид у блюда был неаппетитный. Тогда мы решили подавать сухарики отдельно в общей тарелке, и дети стали есть бульон с сухариками с удовольствием, добавляя их постепенно по мере надобности.

Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, разные запеканки, тоже требуют особого внимания. Мы учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам.

Нужно учить детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром. Если детей не научить есть мясные, рыбные блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.

Необходимо учить детей пить молоко, чай, какао или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если не научить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время еды. Взрослые (воспитатель и младший воспитатель) должны разговаривать друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей.

В организации детской деятельности большое внимание уделяется игровым приемам. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают, не умеют. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.

Для того, чтобы дети соблюдали правила поведения за столом, аккуратно питались, не разговаривали во время еды, был включен сказочный персонаж Биффи. Лучший стол по чистоте, культуре питания поощряется переходящим героем. Это очень хорошо стимулирует детей.

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.

Организация правильного питания именно в дошкольном возрасте имеет большое значение, так как формирует устойчивые мотивации на здоровый образ жизни.

Количество просмотров: 12781  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ООП ДО
2. Повышение уровня педагогических компетентностей начинающих педагогов с учетом деятельностного подхода
3. Современные игровые технологии в ДОУ. Квест-игра
4. Интерактивные методы обучения: особенности применения в дошкольном учреждении
5. Интерактивные методы обучения: особенности, результаты и эффективность применения в дошкольном учреждении
6. Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей
7. Формирование правильной социальной ориентированности у детей дошкольного возраста
8. Создание предметно-развивающей среды в группе детей с общим недоразвитием речи
9. Наглядное моделирование и ИКТ как средство обучения словообразованию дошкольников с общим недоразвитием речи
10. Организация питания дошкольников
11. Организация пальчиковых игр и игровых упражнений с младшими детьми в период адаптации их к условиям детского сада
12. Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации в ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО
13. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования
14. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду
15. Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
16. Организация предметно-развивающей среды в период адаптации детей к детскому саду
17. Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
18. Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
19. Деятельностный подход как фактор повышения уровня сформированности целостной картины мира дошкольников
20. Деятельностный подход в ТРИЗ-технологии

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы