Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ООП ДО

 
 

Галкина Людмила Николаевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ООП ДО

Поиск новых эффективных методов и форм образования дошкольников – одно из приоритетных направлений развития дошкольной образовательной организации. Одной из таких форм, на наш взгляд, является сетевая форма реализации образовательных программ, о которой говорится в Законе «Об образовании в РФ» (273-ФЗ, глава 2, статья 15, пункт 1). А именно: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций».

В настоящее время дошкольное учреждение, принявшее решение об организации сетевого взаимодействия с образовательными организациями, сталкивается со следующими проблемами:

– неоднозначное понимание в педагогическом сообществе того что такое «сетевая форма реализации образовательных программ»;

– недостаточная нормативно-правовая основа для организации сетевого взаимодействия;

– отсутствие механизмов организации сетевого взаимодействия;

– необходимость разработки единой программы для сети образовательных организаций.

ФГОС ДО 2.11.2.: Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.

Изучив образовательные потребности родительской общественности, мы приступили к налаживанию сотрудничества с теми образовательными организациями, которые находятся в шаговой доступности к нашему детскому саду. Следующим этапом было разработка, совместное обсуждение договоров сотрудничества и перспективных планов. В настоящее время МАДОУ д/с № 439 осуществляет сетевое взаимодействие (на основе договора) со следующими организациями:

– МБОУ СОШ № 87;

– МКУК ЦБС Дзержинского района библиотека им. М. И. Цветаевой;

– ДШИ № 14.

Сетевое взаимодействие является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), формируемой участниками образовательных отношений, с учётом специфики социокультурных условий. Поэтому сетевое взаимодействие построено в логике структуры ООП ДО и имеет целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел

Целью ДОУ в установлении сетевого взаимодействия является расширение форм и возможностей ДОУ для эффективной реализации ООП ДО. Для реализации цели намечены задачи:

– расширение форм и возможностей в социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии дошкольников;

– укрепление сотрудничества между педагогами ДОУ, семьями воспитанников и социальными партнёрами;

– создание условий для дальнейшего развития выпускников ДОУ;

– создание условий для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе.

Организация сетевого взаимодействия дает следующие результаты:

– взаимодействие с социальными партнёрами способствует расширению представлений дошкольников в социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии;

– совместные мероприятия вызывают у детей активный интерес, живой отклик, способствуют осуществлению поддержки детской инициативы;

– сотрудничество педагогов, родителей и социальных партнёров стало осознанным и результативным;

– полученный родителями опыт взаимодействия с социальными партнёрами в области художественно-эстетического развития способствует дальнейшему (за рамками детского сада) развитию детей;

– открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя) способствует осознанному выбору родителями Программы школьного обучения и учителя, а также успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе; снятие тревожности у родителей по поводу поступления детей в первый класс;

– результатом доброго партнёрства является, защищённость мира детства.

Содержательный раздел

Сетевое взаимодействие в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников:

Социальные партнёры

Содержание

Формы и методы сотрудничества

МБОУ СОШ

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие базовых качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для успешного развития личности ребёнка. Цель реализуется через содержание, направленное на:

*усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; *развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, сверстниками и детьми постарше;

*становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

*развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и детьми постарше;

*формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;

*формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на дороге;

*формирование позитивных установок к предстоящему обучению в школе.

*совместные мероприятия дошкольников и  школьников (театрализованные представления по ОБЖ);

*экскурсии дошкольников в школу;

*встречи педагогов ДОУ с педагогами МБОУ СОШ (совместный педсовет, круглый стол);

*встречи педагогов МБОУ СОШ с родителями детей ДОУ (круглый стол);

*посещение ННОД учителями;

*посещение уроков воспитателями

Театральные коллективы

Выездные театральные постановки в ДОУ

Автогородок

*экскурсии в автогородок;

*участие дошкольников в конкурсах, организованных руководством автогородка

В школе можно побывать на настоящем уроке.

В школьном музее можно всё потрогать руками.

В автогородке ребята на практике отрабатывают навыки ПДД.

 

Сетевое взаимодействие в рамках познавательного и речевого развития дошкольников:

Социальные партнёры

Содержание

Формы и методы сотрудничества

Экскурсионное бюро «Магистр»

*развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

*формирование познавательных действий, становление сознания; *развитие воображения и творческой активности;

*формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Экскурсии:

*познавательные,

*экологические,

*исторические,

*художественно-эстетические,

*оздоровительные,

*военно-патриотические

МКУК ЦБС Дзержинского района библиотека им.

М.И. Цветаевой

*тематические встречи в библиотеке с элементами продуктивной деятельности;

*литературная гостиная;

*викторины;

*участие в конкурсах

 

В библиотеке нас всегда встречают радушно, и ребята узнают много интересного.

В детском отделе библиотеки есть книги на любой вкус.

 

Сетевое взаимодействие в рамках художественно-эстетического развития дошкольников:

Социальные партнёры

Содержание

Формы и методы сотрудничества

ДШИ № 14

*развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

*становление эстетического отношения к окружающему миру; *формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

*реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

*посещение детьми выставок художественно-творческого направления в ДШИ № 14;

*посещение детьми концертов, и театральных постановок, организованных ДШИ № 14

Организационный раздел

Обеспеченность методическими материалами

Планы взаимодействия с социальными партнёрами составлены на основе комплексно-тематического планирования нашего ДОУ с учётом комплексно-тематического планирования Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015).

Парциальная программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» (С.Н. Николаева).

Парциальная программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова).

Парциальная программа «Подготовка к обучению грамоте» (О.М. Ельцова).

Авторская программа «Безопасность ребёнка в мире вещей» (Т.В. Шаерман, В.М. Черникова).

Авторская программа патриотического воспитания детей 3-7 лет «Мы – россияне» (Л.Н. Галкина, А.А. Родишева, Т.Ю. Искакова, Т.Г. Лупандина, М.Н. Коледенко).

Авторские разработки конспектов занятий ФЭМП (Т.Г. Лупандина).

Развивающая предметно-пространственная среда, отражающая сетевое взаимодействие

В результате социального партнёрства с МБОУ СОШ № 87 предметно-пространственная развивающая среда подготовительных к школе групп пополнилась атрибутами школы: кукла-учитель, рюкзак со школьными принадлежностями, макет школьного класса.

В результате экскурсий в группе появляется выставка детских рисунков или другой продуктивной деятельности, фотоколлажи, фотоотчёты, детско-взрослые проекты.

В результате сетевого взаимодействия с ДШИ № 14 предметно-пространственная развивающая среда групп пополняется атрибутами театрализованной деятельности.

В результате сетевого взаимодействия с МКУК ЦБС Дзержинского района библиотека им. М. И. Цветаевой предметно-пространственная развивающая среда групп пополняется художественной литературой, предметами продуктивной деятельности детей.

На официальном сайте МАДОУ (ds-439.nios.ru) есть вкладка «Наши партнёры», где размещены договора о сотрудничестве и планы взаимодействия.

Количество просмотров: 13278  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ООП ДО
2. Повышение уровня педагогических компетентностей начинающих педагогов с учетом деятельностного подхода
3. Современные игровые технологии в ДОУ. Квест-игра
4. Интерактивные методы обучения: особенности применения в дошкольном учреждении
5. Интерактивные методы обучения: особенности, результаты и эффективность применения в дошкольном учреждении
6. Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей
7. Формирование правильной социальной ориентированности у детей дошкольного возраста
8. Создание предметно-развивающей среды в группе детей с общим недоразвитием речи
9. Наглядное моделирование и ИКТ как средство обучения словообразованию дошкольников с общим недоразвитием речи
10. Организация питания дошкольников
11. Организация пальчиковых игр и игровых упражнений с младшими детьми в период адаптации их к условиям детского сада
12. Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации в ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО
13. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования
14. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду
15. Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
16. Организация предметно-развивающей среды в период адаптации детей к детскому саду
17. Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
18. Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
19. Деятельностный подход как фактор повышения уровня сформированности целостной картины мира дошкольников
20. Деятельностный подход в ТРИЗ-технологии

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы