Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

 
 

Полещук Виктория Леонидовна,

музыкальный руководитель

МКДОУ д/с № 510 «Калинка» г. Новосибирска

 

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические движения. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. И музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности. Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку.

Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движения, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески).

Работа музыкального руководителя по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человека и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие пожалуй только в детском саду.

Музыкально-ритмические движения:

– формируют красивую осанку, учат выразительным, пластичным движениям;

– развивают восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

– совершенствуют танцевальные движения, используя все виды шага;

– выразительно и качественно дополняют танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;

– учат прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;

– способствуют развитию творческого потенциала каждого ребенка.

В нашем детском саду уделяется огромное внимание музыкально-ритмическому развитию детей. Основное место в музыкально-ритмических движениях занимают игры.

Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познаёт жизнь.

На занятиях подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловлена возрастом занимающихся (3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут), занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия – музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы. Проводя музыкальные игры и разучивая пляски, музыкальный руководитель продолжает воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память. Продолжая обучение умению согласовывать свои движения с характером музыки, музыкальный руководитель использует более разнообразные по содержанию и форме музыкальные произведения, подводит детей к различению и осознанию наиболее простых элементов музыкальной выразительности. Дети учатся понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (громко-тихо), регистровой окраски (высокое и низкое звучание), темпа (быстро-медленно) и с простейшей формой музыкального произведения. Музыкальный руководитель предлагает детям двигаться под музыку двух- и трехчастных произведений с ярко контрастными частями и менять движения согласно изменению характера музыки, учит детей воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером данной музыки.

Музыкально-ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально-волевых качеств личности. Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность. Таким образом, музыкально-ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Количество просмотров: 24386  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ООП ДО
2. Повышение уровня педагогических компетентностей начинающих педагогов с учетом деятельностного подхода
3. Современные игровые технологии в ДОУ. Квест-игра
4. Интерактивные методы обучения: особенности применения в дошкольном учреждении
5. Интерактивные методы обучения: особенности, результаты и эффективность применения в дошкольном учреждении
6. Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей
7. Формирование правильной социальной ориентированности у детей дошкольного возраста
8. Создание предметно-развивающей среды в группе детей с общим недоразвитием речи
9. Наглядное моделирование и ИКТ как средство обучения словообразованию дошкольников с общим недоразвитием речи
10. Организация питания дошкольников
11. Организация пальчиковых игр и игровых упражнений с младшими детьми в период адаптации их к условиям детского сада
12. Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации в ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО
13. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования
14. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду
15. Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
16. Организация предметно-развивающей среды в период адаптации детей к детскому саду
17. Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
18. Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
19. Деятельностный подход как фактор повышения уровня сформированности целостной картины мира дошкольников
20. Деятельностный подход в ТРИЗ-технологии

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы