Создание предметно-развивающей среды в группе детей с общим недоразвитием речи

 
 

Шеманюк Наталья Владимировна,

воспитатель МКДОУ д/с № 429 г. Новосибирска

 

Создание предметно-развивающей среды в группе детей с общим недоразвитием речи

Эффективность коррекционно-воспитательно-образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. В моей логопедической группе «Остров сокровищ» создана развивающая среда, которая служит правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.

Специально организованное жизненное пространство стимулирует активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Я организую предметно-развивающее пространство таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда. Предметную среду в группе я проектирую в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.

Речевая развивающая среда в группе представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи. При создании развивающей речевой среды учитываю возрастные особенности и возможности развития высших психических функций и всех сторон речи детей.

Я разделила все помещения группового блока на центры развития (зоны). В центрах подбирается и размещается материал в соответствии с лексической темой, что позволяет мне закреплять лексико-грамматические понятия, развивать связную речь и следить за звукопроизношением.

В групповом помещении представлены следующие центры, условно разделённые по основным направлениям: «Познавательно-речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Познавательно-речевое развитие:

Центр «Страна красивой речи»

Цель: воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, развитие артикуляционной моторики, закрепление правильного уклада при произношении звука, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, дифференциация и автоматизация звуков, развитие лексико-грамматических категорий, закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, связной речи.

Оборудование:

Для совместной работы взрослого и ребёнка:

Зеркало с лампой и полка для пособий. Картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам. Картотека предметных картинок и дидактических игр для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков и аффрикат. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, звуковые домики и т.д.)

Для самостоятельной деятельности детей:

Серия сюжетных картинок. Например: «Как ловили рыбу», «Работа в огороде». Схемы, алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов о предметах и объектах. Дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений. «Буквенное лото», «Слоговое лото» и т.п. Дидактические игры для формирования грамматического строя речи («Один-много», «Бабочка и цветок», «Кто за деревом») «Мой, моя, моё», «Чей, чья, чьё?», «Это кто такой большой?». Настенный алфавит, различные виды азбук (вязаная азбука, азбука, вырезанная из наждачной бумаги и т.д.), игры для знакомства детей с понятиями «Звук», «Буква». Игры на развитие физиологического и речевого дыхания. Игры на развитие фонематического восприятия. «Найди место». Игры на совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи («Поможем Федоре» и т. п.). В групповой комнате имеется «Лексический домик», где размещаются атрибуты к изучаемой лексической теме (карточки, картинки, игры и т.д.). Еженедельно я подбираю речевой материал для каждого ребёнка в соответствии с рекомендацией учителя-логопеда.

Центр «Библиотека»

Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к русской культуре, интерес к книгам.

Оборудование: Детские книги по программе, любимые книги детей, сказки, загадки, потешки, 2-3 постоянно сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики. Книги по интересам о достижениях в различных областях; книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки; книжки – раскраски по изучаемым темам, книжки – самоделки. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т.д. Например, тематическая выставка, посвящённая дню рождения А.С.Пушкина. Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные (домашние, дикие, жарких стран, севера и т.п.). Литературные игры, игры с грамматическим содержанием, Например, «Сказочный домик». Портреты поэтов, писателей.

Центр «Умняшки»

Цель: совершенствование дочисловых и числовых представлений. Формирование навыка пространственной ориентировки, в частности, на листе бумаги. Развитие грамматически правильной связной речи. Развитие неречевых психических функций (логического мышления, памяти).

Для совместной работы взрослого и ребёнка:

Раздаточный счётный материал, который меняется в соответствии с лексической темой (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки). Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и ковролина.

Для самостоятельной детской деятельности:

Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, головоломки, лабиринты. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки, до ближайшего магазина и т.д.). Набор объемных геометрических фигур; счеты, счетные палочки; дидактические математические игры: домино, д/и «Сколько не хватает?», «Давайте посчитаем», «Засели домик». Учебные приборы (весы, часы, ростомер для детей и кукол); песочные часы; волшебные часы» для изучения частей суток, времён года, дней недели; календари разные; линейки; верёвочки разной длины, толщины; ленты широкие и узкие; задачи-шутки. Шашки, шахматы. Игры в шашки, шахматы реально несут большую смысловую нагрузку, развивают способность к познанию пространства и ориентации в нём. Предлагать эти игры стоит детям старшего дошкольного возраста. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает элемент соревновательности, что существенно повышает эффективность развития ребёнка. Эти игры способствуют развитию логического мышления, произвольного внимания, усидчивости.

Центр «Мы строители»

Цель: совершенствование навыков и умений, умственного и эстетического развития ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Оборудование:

Конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла); конструкторы напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Мозаики (средняя и мелкая) и схемы выкладывания узоров из них. Конструкторы типа «Лего» с блоками маленького и среднего размеров. Игрушки-трансформеры. Кубики и простые пазлы с изображениями по изучаемым лексическим темам («Мебель», «Транспорт», «Домашние животные» и т. д.)

Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеящейся бумагой, деревянные чурочки и плашки.

Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей, животных и т.д.). Транспортные игрушки среднего и большого размера. Машинки деревянные, пластмассовые и металлические разных моделей. Схемы-образцы построек. Фотоальбомы с фотографиями архитектурных сооружений и построек, выполненных детьми ранее.

Центр «Зелёный уголок»

Цель: развитие неречевых психических функций, ориентировки во времени, наблюдательности, связной речи.

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Макет с изображением времён года, частей суток. Календарь наблюдения за погодой. Гербарии. Комнатные растения по программе с указателями, «алгоритм» ухода за комнатными растениями. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

Настольно-печатные дидактические игры для формирования первичных естественно-научных представлений («Кто где живёт», «Что где растёт», «Вырастем здоровыми»). Природный материал, материал для составления икебаны.

В мини-лаборатории (зелёный центр):

– место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

– место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).

Приборы и оборудование мини-лаборатории:

Микроскопы, лупы, цветные стёкла, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалка, мыло, щетки, губки, пипетки, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, пищевые красители, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы. Всё хранится в пластиковых контейнерах, деревянных ящичках. Емкости: прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины), мерки, воронки, сито, лопатки, формочки, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.). Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

Карты наблюдения. «Весёлый огород» – макет для наблюдения за ростом растения. Инвентарь (клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётки, совки).

Социально-личностное направление:

В моей группе дети проявляют активный интерес к прошлому, настоящему, будущему.

Краеведческий центр «Моя Родина, Россия...»

Цель: Расширять представления о родном крае. Знакомить детей с достопримечательностями родного края. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения. Краеведческий центр содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с фотографиями, картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Я знакомлю детей с символикой государства.

Оборудование:

Фотоальбомы с семейными фотографиями бабушек и дедушек; фотоальбомы с изображениями детей в жизни детского сада; выставки достижений родителей (фотографии с места работы родителей, грамоты, кубки, памятные сувениры и т.д.). Куклы в национальных костюмах. Энциклопедии для дошкольников.

Буклеты с фотографиями Москвы-столицы нашей Родины, городов России, городов-героев, родного города. Изображение Российской символики (герб, флаг России). Дидактические игры краеведческого характера: «Что сначала, что потом», «Одень куклу в национальный костюм», «Прошлое и настоящее». Дидактические игры и атрибуты к играм по правилам дорожного движения, по правилам пожарной безопасности, безопасности поведения на улице и помещениях.

Я вместе с детьми и родителями создаю проекты. В уголке находятся альбомы с детскими сочинениями на темы: «Родной город (станица)», «Моя улица», «Моя семья», «Любимый детский сад» и т.п.

Центр «Играем дружно»

В групповой комнате созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирования психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено пространство, обеспеченное как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков, имеются атрибуты и игрушки, предметы-заместители для различных видов игр. Собран естественный, природный, бросовый материал. Приобретены современные игровые модули. Сюжетно-ролевые игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий.

Оборудование:

Куклы – «мальчики» и «девочки»; куклы в одежде представителей разных профессий.

Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель. Набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина), кукольные сервизы (кухонный, столовый, чайный). Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Ателье мод», «Кухня», «Автотрек», «Салон красоты», «Мастерская», «Пожарник», «Полиция», «Больница и т.д. Предметы-заместители. Атрибуты для ряженья.

В старшей группе начинается формирование мотивации готовности ребенка к школе. Так, в центре сюжетно-ролевых игр должны появиться атрибуты для игры в школу, а в речевом центре — лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».

Центр «Искорка»

Цель: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, раскрепощённости, автоматизация поставленных звуков, формирование монологической и диалогической связной речи.

Оборудование:

Большая ширма, маленькая ширма. Стойка - вешалка для костюмов. Костюмы, маски, парики, атрибуты для обыгрывания. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный). Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр. Уголок ряженья.

Центр ручного труда

Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать поделки формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. Поэтому зона труда активно работающая. Материалы лежат в пластиковых шкатулках, контейнерах, деревянных ящичках. Они легко открываются детьми и располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться. Материалы для ручного труда систематически обновляются. Содержание центра ручного труда меняется в зависимости от детского интереса, от их умений и навыков.

Цель: Формирование у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок.

Оборудование:

«Бросовый материал» (пластмассовые бутылки, стаканчики разных цветов и размеров, контейнеры от «киндер-сюрпризов»). Ножницы на подставке. Сопутствующий материал: бусины, нитки, проволока, тесьма, верёвки, пенопласт, наклейки, пуговицы и др. Салфетки. Цветная бумага, картон. Обрезки ткани, меха, кожи. Деревянные брусочки, рейки, дощечки, кругляки (преимущественно из мягких пород дерева). Клей, кисти, стаканчики, тряпочки. Образцы, иллюстрации Пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий. Ёмкость для мусора. Инвентарь для уборки рабочего места.

По физическому направлению:

Центр физической культуры

Цель: развитие общей и мелкой моторики, темпо-ритмической организации, совершенствование фонематического восприятия, автоматизация поставленных звуков, закрепление лексико-грамматических понятий, навыков звуко-буквенного анализа.

Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений: атрибуты для проведения упражнений и спортивных игр. Мячи и массажные мячики различного цвета и размера. Обручи. Канат, веревки, шнуры разной толщины. Кегли и кольцебросы. Массажные и ребристые коврики. Детская баскетбольная корзина. Длинная и короткая скакалки. Бадминтон, городки

Нестандартное оборудование (лыжи из пластиковых бутылок, дорожка для массажа стоп и профилактики плоскостопия, куб-лабиринт, гири, изготовленные из ткани, наполненные сыпучим материалом, весом 1 кг, «дорожка здоровья», дыхательные тренажеры, эспандеры, массажеры и т.д.). Атрибуты к подвижным играм на закрепление лексико-грамматических категорий: «Животные леса» (по лексической теме «Животные»), «Овощи» (по лексической теме «Овощи»). Оборудование для упражнений на дыхание: султанчики, бабочки, снежинки и т.д. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий. Схематичное изображение различных видов спорта, олимпийской символики. Символика олимпийских игр в Сочи, изображение зимних и летних видов спорта.

Художественно-эстетическое направление:

Центр «Я – художник»

Цель: развитие пальчиковой моторики, цветовосприятия, цветоразличения, творческих способностей, грамматически правильной связной речи, автоматизация поставленных звуков в свободном общении.

Набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации: восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашевые, акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши. Пластилин, глина, солёное тесто. Цветная и белая бумага, обои, картон, наклейки, ткани, нитки, ленты, старые открытки, бросовые и природные материалы. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам. Книжки-раскраски по художественным промыслам и лексическим темам. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изученным лексическим темам, трафареты, клише, печатки. Схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник техника обрыва, техника пластилинового рельефа, техника скатывания, рисования пальчиками и т.д. Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов: последовательность лепки «Девочка в шубке» по лексической теме «Зима».

Дидактические и настольные игры: «Так бывает?», «Собери картинку», «Найди ошибки художника», «Волшебный волчок», цель: закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках, учить смешивать краски и получать нужные цвета (черный + красный = коричневый, желтый + синий = зеленый и т.п.), развитие мелкой моторики.

Центр «Маленький музыкант»

Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, слухового восприятия и внимания, ритма, тембра, фонематического слуха, автоматизация звуков.

Оборудование:

Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы, погремушки «поющие» игрушки).

Звучащие предметы – заместители. Макеты музыкальных инструментов (в средней группе) Портреты композиторов. Музыкально-дидактические игры: «Музыкальный домик», «Эхо», «Что звучит?». Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей (по программе), голосов природы.

Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит шумную обстановку, царящую в группе, а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине. Для этого в групповом блоке рекомендуется оборудовать «Тихий уголок». Расположен «Тихий уголок» может быть рядом с центром природы, библиотекой, везде, где он будет чувствовать себя спокойно и уютно.

Правильно подобранная предметно-развивающая среда в группе позволяет выбирать формы, методы, приёмы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком. Учёт неповторимости и уникальности личности каждого ребёнка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей даёт педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Количество просмотров: 13091  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ООП ДО
2. Повышение уровня педагогических компетентностей начинающих педагогов с учетом деятельностного подхода
3. Современные игровые технологии в ДОУ. Квест-игра
4. Интерактивные методы обучения: особенности применения в дошкольном учреждении
5. Интерактивные методы обучения: особенности, результаты и эффективность применения в дошкольном учреждении
6. Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей
7. Формирование правильной социальной ориентированности у детей дошкольного возраста
8. Создание предметно-развивающей среды в группе детей с общим недоразвитием речи
9. Наглядное моделирование и ИКТ как средство обучения словообразованию дошкольников с общим недоразвитием речи
10. Организация питания дошкольников
11. Организация пальчиковых игр и игровых упражнений с младшими детьми в период адаптации их к условиям детского сада
12. Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации в ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО
13. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования
14. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду
15. Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
16. Организация предметно-развивающей среды в период адаптации детей к детскому саду
17. Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
18. Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
19. Деятельностный подход как фактор повышения уровня сформированности целостной картины мира дошкольников
20. Деятельностный подход в ТРИЗ-технологии

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы