Роль деятельностного подхода в приобщении детей к истокам русской народной культуры

 
 

Телятникова Алевтина Тургунбаевна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Роль деятельностного подхода в приобщении детей к истокам русской народной культуры

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

В последние годы о важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Эти знания помогут в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Каждый год в наше ДОУ приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре непросто. Поэтому актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Одной из таковых является деятельностный подход, реализуемый в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Деятельностный подход дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит приобретение новых знаний и умений. Управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных задач развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Деятельностный подход в приобщении к истокам русской народной культуры предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Реализация деятельностного подхода в приобщении детей к истокам русской народной культуры возможна только в тесном взаимодействии педагогов и специалистов: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, т.к. содержание развития при деятельностном подходе должно представлять систему, а не отдельные фрагменты. Цель работы – расширение знаний и представлений детей о национальной культуре; формирование устойчивого интереса к русским народным традициям на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым.

Основными приоритетами работы считаю следующие направления:

Приобщение к устному народному творчеству.

Использование музыкального фольклора.

Знакомство с праздниками народного календаря.

Знакомство с предметами старинного национального быта.

Взаимодействие с родителями.

1. Приобщение к устному народному творчеству. Устное народное творчество отличается жанровым богатством и разнообразием. Первое знакомство ребенка начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, колыбельных песенок. Устное народное творчество имеет познавательное, эстетическое и воспитательное значение. Через приобщение к устному творчеству ребенок впитывает в себя преемственную связь поколений, овладевает родным языком, осваивает его красоту и лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Важно, чтобы оно было максимально включено во все жизненные процессы и виды детской деятельности ребенка в детском саду.

Через образы понятных и доступных сказок, стихов, потешек, поговорок и пословиц дети учатся раскрывать содержание таких нравственных качеств, как справедливость, долг, честь, трудолюбие. Таким образом, учитывается один из принципов деятельностного подхода, принцип создания ситуации, воспитывающей деятельность.

2. Использование музыкального фольклора. Музыкальный фольклор имеет огромное воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Через музыкальный фольклор происходит актуальность и значимость музыкального развития:

– формирование эмоциональной сферы;

– интеллектуальное развитие;

– развитие духовно-нравственных качеств;

– активизируется творческий потенциал;

– развиваются музыкальные способности.

Главная цель: развитие творческой личности ребёнка через музыкальный фольклор, углубляя знания о русской народной культуре.

Отсюда вытекают задачи:

– формировать творческую индивидуальность;

– расширять и совершенствовать знания и умения через музыкальный фольклор;

– содействовать созданию атмосферы творческого сотрудничества, уважению к окружающим.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора проходит через непосредственно образовательную деятельность, праздники, развлечения и другие занятия с использованием музыки. Включает в себя: песенный фольклор; танцы, хороводы; игровой фольклор; игру на русских народных инструментах.

Ознакомление детей с песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Детям мы даём сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Содержание народных песен помогает сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к окружающему, гостеприимство, трудолюбие, чуткость. Кроме того, деятельность на основе музыкального фольклора в пении ведёт к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением.

Естественной формой исполнения народной песни является выражение её содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребёнка воображения, музыкально-ритмических навыков, помогает активизировать его творческие проявления и вызывает состояние психоэмоционального комфорта. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма, оказывает влияние на повышение двигательной и умственной активности.

Игровой фольклор занимает ведущее место в жизни детей. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В народных играх дети учатся умению контролировать свои действия, подчиняться правилам игры, общаться, проявляют взаимовыручку. Народные игры используются в работе не только музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре, но и воспитателями, и другими узкими специалистами, т.к. они проходят красной линией через все виды совместной и детской деятельности, а также через все режимные моменты.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре на музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, внимание. Дети учатся владению некоторыми навыками игры на них, различным способам звукоизвлечения.

3. Праздники народного календаря. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники народного календаря, проходящие в нашем дошкольном учреждении – Рождество, Масленица, сезонные утренники, посиделки. На них мы знакомим детей с характерными особенностями времен года, с сезонным трудом человека, с народными обычаями и обрядами. Праздник важен тем, что на основе общих интересов у детей формируется коммуникативная, художественно-эстетическая, игровая, нравственная и другие виды культур, необходимые для успешного вхождения ребенка в мир взрослых. В ходе праздника ребенок получает положительные эмоции, вызывающие чувство радости, удовлетворения от совместной деятельности в коллективе, это создает комфортность в его эмоциональном состоянии, которая важна для личностного становления дошкольника.

Таким образом, с педагогической точки зрения, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать сразу несколько практических задач: развивается память, внимание и мышление, формируется эмоциональная сфера, тренируется воля, закрепляются навыки общения, реализуется принцип учёта и сменности ведущих видов деятельности.

4. Знакомство с предметами старинного национального быта. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого, с целью более близкого прикосновения к историческому прошлому народа и формирования интереса к подлинным предметам старины, с помощью сотрудников ДОУ был создан музей «Русская изба», где представлено внутреннее убранство помещения, образцы одежды, кухонной и бытовой утвари. Ценность музея заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребёнок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его не спеша и поупражняться в действии. Например: подцепить ухватом чугунок и поставить на печь, покачать детскую люльку, покрутить прялку и т.д.

Знакомясь с экспонатами музея, дети видят, с каким вниманием и терпением рукодельницы украшали посуду, одежду и другие предметы быта, с какой любовью отцы и деды вырезали и лепили для своих детей и внуков глиняные и деревянные игрушки. Немаловажно, что предметы народного быта демонстрируются детям не только как экспонаты, а в действии: на детских утренниках и досугах. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, даёт возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным.

Таким образом, предметно-развивающая среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта.

5. Взаимодействие с родителями. В соответствии с ФГОС ДО, семья является полноценным участником образовательного процесса. В ноябре, совместно с воспитателями, детьми и родителями, провели осенние посиделки «Кузьминки», где взрослые с интересом играли в детские игры, раскрывали свои творческие способности: пели частушки, танцевали, играли на музыкальных инструментах, а также узнавали о талантах своих детей. Участие принимали даже бабушки. Во время чаепития дети усваивали правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами». Такое совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время, содействует общей сплоченности, развивает коммуникативные навыки.

Я считаю, что только в единстве с родителями можно достичь прекрасных результатов в приобщении детей к истокам русской народной культуры. Поэтому важно вместе с родителями, шаг за шагом, возрождать традиции посредством создания условий для совместной деятельности в семье и ДОУ. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач в этом направлении. Вечера отдыха, посиделки, беседы, консультации помогут повысить компетентность родителей в приобщении детей к истокам русской народной культуры.

В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». И этим фундаментом является русская народная культура, на которой ребёнок развивается как ЛИЧНОСТЬ. Считаю, что деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества – это стремление сохранить традиции и обычаи русского народа, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувства ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.

Количество просмотров: 10860  

Добавить комментарий

Target Image
1. Сетевое взаимодействие как один из интерактивных методов обучения в рамках реализации ООП ДО
2. Повышение уровня педагогических компетентностей начинающих педагогов с учетом деятельностного подхода
3. Современные игровые технологии в ДОУ. Квест-игра
4. Интерактивные методы обучения: особенности применения в дошкольном учреждении
5. Интерактивные методы обучения: особенности, результаты и эффективность применения в дошкольном учреждении
6. Лэпбук как современное средство обучения и воспитания детей
7. Формирование правильной социальной ориентированности у детей дошкольного возраста
8. Создание предметно-развивающей среды в группе детей с общим недоразвитием речи
9. Наглядное моделирование и ИКТ как средство обучения словообразованию дошкольников с общим недоразвитием речи
10. Организация питания дошкольников
11. Организация пальчиковых игр и игровых упражнений с младшими детьми в период адаптации их к условиям детского сада
12. Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации в ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО
13. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования
14. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду
15. Проектная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
16. Организация предметно-развивающей среды в период адаптации детей к детскому саду
17. Формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
18. Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность
19. Деятельностный подход как фактор повышения уровня сформированности целостной картины мира дошкольников
20. Деятельностный подход в ТРИЗ-технологии

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы