Формирование общих компетенций студентов первого курса через проведение познавательного классного часа «Имя Антона Семеновича Макаренко»

 
 

Василькова Анастасия Александровна,

студентка группы 23-2017

ГАОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко»

 
 
 

Боженко Ирина Николаевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко»

 

Формирование общих компетенций студентов первого курса через проведение познавательного классного часа «Имя Антона Семеновича Макаренко»

В рамках воспитательного процесса в НПК № 1 им. А.С. Макаренко проводятся различные виды деятельности по изучению трудов великих педагогов, одним из представителей которых является Антон Семенович Макаренко. Имя Антона Семеновича Макаренко колледж носит с 1957 года. Ежегодно в колледже проводятся классные часы для первокурсников, посвященные Антону Семеновичу. Данное мероприятие становится фундаментом для понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии и проявления к ней устойчивого интереса у первокурсников, также позволяет организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, опираясь на опыт в педагогической деятельности Антона Семеновича Макаренко. Перед проведением классного часа студентам дается задание изучить произведения Антона Семеновича Макаренко. При составлении презентации по предложенному произведению студенты используют информационно-коммуникационные технологии. На этапе адаптации первокурсники получают опыт работы в коллективе и команде при взаимодействии с руководством и одногруппниками.

Классный час «Имя Антона Семеновича Макаренко»

Цель: формирование общих компетенций через представление о жизни и педагогической деятельности Антона Семеновича Макаренко у студентов первого курса.

Содержание классного часа

«Ребенок это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.»

А.С. Макаренко

Антон Семёнович Макаренко – советский педагог и писатель. Является одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

1. Сведения из биографии:

Антон Семенович родился в маленьком городке Белополье Харьковской губернии 1 (13) марта 1888 года. Будучи болезненным ребенком, к тому же еще с образом «всезнайки», он не имел успеха среди местной детворы.

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на годовые педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах. В 1914 был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

«В железнодорожной школе, где я учительствовал, воздух был несравненно чище, чем в других местах; рабочее, настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках. Главные положения моей педагогичной веры: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему.»

А.С. Макаренко

После неудачного опыта писательства – Максим Горький раскритиковал его рассказ «Глупый день» – стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних. В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта. Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу. Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

2. Обсуждение студентами произведений «По страницам книг Макаренко»

Студенты 11 группы представляют презентацию произведения «Большие и маленькие», студенты 12 группы – «Флаги на башнях», 13 – «Педагогическая поэма», 101 – «Книга для родителей».

3. Трудовое воспитание

Воспитание должно подготавливать человека к трем главным жизненным ролям – гражданина, семьянина, работника.

Макаренко считал, что способность к труду и трудолюбие не даны ребенку природой, в нем их нужно воспитывать. Причем труд должен быть радостным и творческим процессом. Детям нужно давать поручения на долгий срок. Так, например, ребята могут накрывать на стол, прибирать в доме, ухаживать за огородом. Однако время от времени надо давать непривычные задания для поддержки интереса к труду.

4. Основные положения концепции воспитания

1) Проблема воспитания и формирования личности. Основной этап коррекционной работы педагога – проектирование действий. Знание и формирование целей труда учителя – важнейшая часть процесса воспитания подопечных.

2) Развитие личности детей происходит только во время их деятельности – игровой, учебной, трудовой и так далее. Основной и важнейший учитель малыша - это его жизнь, а задача воспитателя - сделать эту жизнь организованной, наполнить ее культурным наследием и теплыми отношениями окружающих.

3) Создавая ребенку «домашнее» окружение, отгораживая его от реальности общества и суровой действительности, мы мешаем его гармоничному и естественному развитию.

5. Базовые аксиомы педагогической технологии

Результатом трудов А. С. Макаренко является то, что он опережая свое время смог увидеть и систематизировать базовые аксиомы педагогической технологии:

– ни одно действие педагога не должно идти вразрез с целью воспитания;

– никакое средство педагога не может быть раз и навсегда определено как вредное или полезное. Любая деятельность и воздействие должны рассматриваться в целой системе;

– никакая система средств не может быть установлена навсегда: она развивается вместе с ребенком и обществом;

– все методы воздействий адекватны и целесообразны: они проверяются опытом.

6. Три важнейшие ошибки

Основой трудов Макаренко является в большей степени углубление и дополнение в смысловое понятие большого количества базовых педагогических определений, а также работа над ошибками предыдущих поколений ученых. Он определил важнейшие ошибки:

1) Воспитание разносторонне развитой личности ребенка, но не углубление в одну единственную профессию.

2) Не прививать детям любовь к труду. Излишняя «тепличность» не лучшим образом сказывается на формировании личности ребенка, поэтому не нужно относиться к трудящемуся ребенку как к рабу.

3) Каждое педагогическое средство и метод могут быть полезны по отдельности. Это в корне неверно, так как важнейшим аспектом педагогической деятельности является система средств и методов воздействия.

7. Два вида проекции

Развивая и совершенствуя свою концепцию, великий педагог утверждал, что личность невозможно воспитать по частям, и учитель должен видеть в каждом ребенке конечный результат, то есть должен воспроизводить у себя в голове два вида проекции:

1) Проекция, подходящая для всех детей. Она должна быть максимально конкретной и гуманной (воспитать трудолюбивого, порядочного, честного, воспитанного работника, который будет счастлив на протяжении всей своей жизни).

2) Проекция, индивидуализированная для каждого конкретного ребенка. Она нужна для раскрытия талантов и сильных сторон школьников, для возможности дать ему профессию, подходящую по возможностям и способностям, для того, чтобы дать возможность реализоваться в жизни как человек.

8. Воспитание в коллективе

Коллектив – это живой многогранный организм, развивающийся вместе со всеми его участниками. Без личности не было бы группы, массы людей, точно, как и без общества не существовало бы личности.

Педагогика – прежде всего наука, связанная с воспитанием ребенка. Она основывается на знаниях человека о развитии всего живого, опыте предыдущих поколений, исследованиях, экспериментах.

Антон Семенович Макаренко внес неизмеримый вклад в развитие педагогики, углубил и расширил такие базовые понятия, как «наказание», «поощрение», «труд», «воспитание». Своим примером он показал, что несмотря на «тяжелый» характер, его бэкграунд, из любого ребенка можно вырастить порядочного, достойного, честного человека, а самое главное – счастливого.

«Научить Человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»

А.С. Макаренко

  

Литература

1. ФГОС СПО 3 + для педагогических специальностей – Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

2. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. – М., 1988.

3. А.С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике [Текст] / Н. Новгород: НГПИ, 2006.

4. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя [Текст] / И.Ф. Козлов. – М.: Просвещение, 1999.

5. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А.С. Макаренко. – М., 1972.

Количество просмотров: 7463  

Добавить комментарий

1. Образовательный проект практико-ориентированной направленности «Тропою предков»
2. Праздничное мероприятие «Уральских гор сказочник»
3. Повторительно-обобщающая игра «Восток в Древности»
4. Методика проведения интерактивной игры «Паучок» при изучении английского языка
5. Проект учебного занятия «Преобразование и решение “открытых” задач»
6. Предметная неделя по естествознанию
7. Формирование общих компетенций студентов первого курса через проведение познавательного классного часа «Имя Антона Семеновича Макаренко»
8. Занятие по ОБЖ «Безопасность зимой»
9. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с использованием средств ИКТ и лого-роботов «Bee-Bot» для детей подготовительной группы комбинированной направленности с ТНР по теме «Путешествие в Африку»
10. Использование квест-игры в образовательной деятельности ДОО
11. «Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»
12. Спортивный праздник в форме квест-игры «Поиски снежинок» для дошкольников второй младшей группы
13. Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребёнка
14. Методическая разработка семинара по теме «Различные виды учебных задач и организация их решения (умения педагогов)»
15. Воспитание патриотизма студентов колледжа посредством подготовки и проведения классного часа «Я к Вам пишу из Ленинграда…»
16. Семантическое пространство текста оригинала Фицджеральда «Ночь нежна» в диахроническом аспекте
1. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы