Методическая разработка семинара по теме «Различные виды учебных задач и организация их решения (умения педагогов)»

 
 

Чазова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Чугунова Людмила Леонидовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Методическая разработка семинара по теме «Различные виды учебных задач и организация их решения (умения педагогов)»

План:

1. Понятие «учебная задача».

2. Классификация учебных задач.

3. Конвергентные и дивергентные задачи.

4. Практикум (предлагаются задачи, которые нужно разделить на конвергентные и дивергентные; объяснить своё решение).

Ход семинара:

1. В МКОУ С(К)ШИ № 37 регулярно проводятся семинары. Один из семинаров был посвящен изучению профессионального стандарта педагога. В каждом разделе данного документа прописаны трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания. Обратимся к документу, а именно к Педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования, в котором одним из необходимых умений является умение ставить различные виды учебных задач и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей.

Но прежде чем говорить об умении ставить учебные задачи, нам необходимо разобраться с понятием «учебная задача».

Учебная задача – это задача, с помощью которой дети обнаруживают основание решения целого класса задач. Что же такое учебная задача?

Учебная задача представляет собой системное образование, в котором присутствуют два обязательных компонента:

– предмет задачи в исходном состоянии;

– модель требуемого состояния предмета задачи, т. е. «данное и искомое», «известное и неизвестное», «условие и требование».

В состав любой учебной задачи входят следующие части: предметная область; отношения; требование; способ решения.

2. Классификация учебных задач.

Учебные задачи делятся на следующие виды: учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения.

Классификация учебно-познавательных задач:

– учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;

– учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний.

Классификация учебно-практических задач:

– учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

– учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

– учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.).

Кроме того:

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции;

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии;

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;

учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.

3. Конвергентные и дивергентные задачи.

Последнее время мы очень много говорим о развитии творческих способностей обучающихся. Творчество – это не только умение рисовать, петь, танцевать и т.д. Творческие способности – это ещё и определенный тип мышления. А может ли постановка и решение учебной задачи помочь в вопросе развития творческих способностей?

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое).

Учебные задачи можно разделить на конвергентные и дивергентные:

– конвергентные задачи – предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа;

– дивергентные задачи – задания по любой предметной направленности, которые допускают существование нескольких правильных ответов.

Приложение 1

Все задания, направленные на развитие дивергентного мышления, способствуют формированию устойчивой положительной мотивации к урокам. Познавательный интерес формируется не только при выполнении готовых заданий, но и при создании собственных вариантов.

Работы подобного характера не должны оцениваться учителем отметкой, только словесное одобрение и поощрение.

Но, подбирая задания, педагог должен учитывать, что:

– необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться;

– необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их;

– количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему;

– упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке;

– упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.

4. В качестве рефлексии педагогам были предложены несколько заданий, их цель была определить вид задачи (конвергентная или дивергентная).

Приложение 2

Источники информации:

http://профстандартпедагога.рф

https://infourok.ru/

https://nsportal.ru

Количество просмотров: 20751  

Добавить комментарий

1. Образовательный проект практико-ориентированной направленности «Тропою предков»
2. Праздничное мероприятие «Уральских гор сказочник»
3. Повторительно-обобщающая игра «Восток в Древности»
4. Методика проведения интерактивной игры «Паучок» при изучении английского языка
5. Проект учебного занятия «Преобразование и решение “открытых” задач»
6. Предметная неделя по естествознанию
7. Формирование общих компетенций студентов первого курса через проведение познавательного классного часа «Имя Антона Семеновича Макаренко»
8. Занятие по ОБЖ «Безопасность зимой»
9. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с использованием средств ИКТ и лого-роботов «Bee-Bot» для детей подготовительной группы комбинированной направленности с ТНР по теме «Путешествие в Африку»
10. Использование квест-игры в образовательной деятельности ДОО
11. «Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»
12. Спортивный праздник в форме квест-игры «Поиски снежинок» для дошкольников второй младшей группы
13. Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребёнка
14. Методическая разработка семинара по теме «Различные виды учебных задач и организация их решения (умения педагогов)»
15. Воспитание патриотизма студентов колледжа посредством подготовки и проведения классного часа «Я к Вам пишу из Ленинграда…»
16. Семантическое пространство текста оригинала Фицджеральда «Ночь нежна» в диахроническом аспекте
1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы