Методика развития социального интеллекта дошкольников средствами драматизации и последующей мультипликации
Главная педагогическая ценность мультипликации и театрализации как видов современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития речи и творческого потенциала. Дети очень дорожат своими рисунками, потому как в каждый из них они вложили частичку себя, проявив творчество. Можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной жизнью. Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.
Новизна методики. Позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, театральное, изобразительное творчество), соединять инновационные и оригинальные техники игры-драматизации, изобразительного и декоративно-прикладного творчества и техники анимационного мультфильма.
Цель: создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольника в театральной и мультипликационной деятельности.
Задачи:
– Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях, которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре.
– Расширять представления детей об анимации, о людях, которые работают над созданием мультипликационных фильмов.
– Содействовать развитию творческой активности детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях.
– Создавать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.
– Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
– Создать условия для повышения мотивации у старших дошкольников к образовательной деятельности, в совместной деятельности и в НОД по лепке, рисованию, аппликации.
– Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения друг к другу.
Ожидаемые результаты. Коллективный характер театрализованной и мультипликационной деятельности позволит расширить и обогатить опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях, что будет способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе совместной деятельности. Также в процессе реализации методики будет воспитываться культура познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.), уважения к себе и сознательного отношения к своей деятельности у ребенка, этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Алгоритм действий драматизации и последующей мультипликации (не включает в себя подготовительную, диагностическую работу).
1. Поиск замысла будущего сюжета.
2. Написание сценария. (Сценарий должен состоять из следующих частей: Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка.)
3. Распределение ролей.
4. Изготовление декораций и костюмов.
5. Подготовка и проведение самого спектакля.
6. Выступление на сцене.
7. Разработка и изготовление персонажей для мультипликации.
8. Анимация фильма.
9. Звуковое оформление фильма.
10. Монтаж фильма.
11. Совместный просмотр фильма, его обсуждение и анализ.
Процесс драматизации и создания мультипликационного фильма по одному сюжету является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей и других специалистов дошкольного учреждения, который включает в себя несколько этапов.
1. Создание школы «Актерского мастерства»
– Разработка сюжета. Главными генераторами идей являются дети. Тематика сюжетов будущих спектаклей и мультфильмов берется из чтения произведений художественной литературы, просмотра художественных и мультипликационных фильмов.
Педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его.
Знакомство со сценарием.
– Распределение ролей. Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается произнести фразу голосом Дюймовочки или Принца, пообщаться с Дюймовочкой, как жаба, как крот, как ласточка или как мышка и т.д.
После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д., подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.
– Зарядка для актеров.
Упражнение «Злой волк»
Йога-театр – уникальное сочетание древнейшей практики-йоги, увлекательной сказки, драматургии и импровизации. Каждое занятие по йоге-театру - это не обучение, а увлекательное путешествие в мир природы; каждое движение – веселая игра. «Кошка. Дерево. Гора. Собака.»
Дыхательная гимнастика. Всем известно, что дыхание – это жизнь! Чтобы дети были здоровыми, активными и энергичными нужно с детства привить им привычку правильно дышать! Для того чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, предлагаем превратить их выполнение в веселую игру! И тогда дыхательная гимнастика станет для ребенка приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться!
Игра «Виндбол»
Артикуляционная гимнастика. Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей
Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»
Упражнения для голосовых связок и для дикции. Упражнение «Скороговорку говорю, ногами топаю и маракасами звеню.»
Композиционные и пантомимические этюды. Этюд «Цветок»
Логоритмика. Система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель – решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Упражнение «Ловлю баланс под музыку и рассказываю чистоговорку».
Нейродинамическая гимнастика. Была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня мы называем её нейрогимнастикой. Упражнение «Крюки Деннисона»
– Работа над постановкой
Взаимодействие в диалогах и массовых сценах
Взаимодействие с звуковым фоном, декорациями, атрибутикой
Объединение композиции
Репетиция в костюмах
Показ спектакля детям
Показ спектакля гостям
2. Создание школы «Юный мультипликатор»
– Работа по изучению процесса мультипликации. Когда было принято решение создавать мультфильм по сюжету поставленного спектакля, мы вместе с детьми изучили саму профессию мультипликатора. На этом этапе проявился познавательный интерес детей, они самостоятельно и при помощи взрослого изучали профессии мультипликатора, сценариста, художника-постановщика, а также узнали много нового о создании самого мультфильма.
– Подбор музыки для будущего мультфильма. Музыка позволяет создавать более яркие образы, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей во время работы, концентрацию внимания. Важно было подобрать совместно с детьми такую музыку, чтобы она создавала определенное настроение, эмоциональное видение героев сказки.
– Зарядка для художников-мультипликаторов
-Использование игрового набора «Дары Фребеля» для художественно-эстетического развития. Композиция «Фантастические сюжеты из геометрических фигур»
-Использование метода Sand-Art для художественно-творческого и эмоционального развития ребенка в изобразительной деятельности.
Совместная работа «Морская сказка»
-Развитие тактильных ощущений. Использования игры «Лотошка»
-Использование ТРИЗ-технологий для развития творческого потенциала. Упражнение «Сочиняем Сказку»
– Рисование персонажей мультфильма. Каждый ребенок принял решение, какого персонажа он будет рисовать. Мы с детьми обсуждали каждого сказочного героя, персонажа.
Рисуем персонажей мультфильма «Дюймовочка»
– Изготовление самого мультфильма. Действие разворачивалось на горизонтальной плоскости, штатив с фотоаппаратом устанавливали объективом вниз, состоялась съемка статичных картинок - фотографий.
Съемка мультфильма «Дюймовочка»
– Монтаж мультфильма. Это, конечно, работа взрослого. Отснятые фотографии переносили на компьютер. После того как все персонажи были введены в компьютер, началось озвучивание самого мультфильма (творческая подготовка которого осуществлялась во время театрализованной деятельности), мы размещали снимки, музыкальное сопровождение, голосовые записи в программе для верстки, монтировали сам мультфильм.
– Просмотр мультфильма. Огромную роль играет просмотр самого мультфильма. Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, при съемке нового мультфильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные мультики, видят своих нарисованных героев, которые говорят их голосами, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его своим родителям, проговаривая, как они делали его.
У всех детей, которые принимали участие в драматизации и мультипликации, наблюдалось наличие положительной динамики в развитии по следующим показателям:
– стабилизация эмоционально-волевой сферы;
– повышение уровня речевой активности;
– укрепления функций внимания, памяти;
– улучшение работы мелкой моторики рук;
– освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
– повышение уровня осведомленности и, как следствие, самооценки.
Мы считаем, что вышеописанная методика решает проблемы социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста.
Литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. – М., 2003. – 123 с.
2. Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. – М, 1998. – 185 с.
3. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М, ВАКО, 2007. – 256 с.
4. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
5. Смольникова К. Мультик своими руками. [Текст] Смольникова К.// Саткинский работник. – 2011. – № 15.04.2011.
6. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Количество просмотров: 3939 |
Добавить комментарий