Взаимодействие семьи и специалистов в развитии словесной речи обучающихся с нарушением слуха
Дети с нарушением слуха, представляя собой весьма разнородную по составу группу, имеют широкий спектр особых образовательных потребностей. Одна из них выражается в развитии словесной речи как средства общения и познания. Именно при вербализации своих намерений, посредством оценки принимаемых сообщений обеспечивается возможность взаимодействия с окружающими людьми, практического освоения норм языка.
Современная наука располагает довольно обширными материалами, освещающими специфику и условия овладения словесной речью детьми с нарушением слуха. Аксиоматичным является утверждение, согласно которому спонтанное овладение словесной речью при глухоте оказывается невозможным. Дети с данной патологией не только в период обучения в начальных классах, но и на этапе получения основного общего образования нуждаются в специальном формировании речевой деятельности, что детерминирует их социокультурное развитие, обеспечивая становление как языковой личности.
Ребёнок с нарушением слуха испытывает выраженные трудности в овладении социальным опытом. Это обусловлено характером вторичного нарушения, отмечающегося при патологии слухового анализатора, а именно: недоразвитием словесной речи.
В свою очередь, слабослышащий ребёнок (как правило, с лёгкой степенью тугоухости) способен лишь частично осваивать словесную речь самостоятельно. Без целенаправленного обучения языку дети со слуховой депривацией оказываются не готовы использовать его в действии, в практическом применении.
Только при целенаправленной образовательно-реабилитационной работе, включающей серию психологических и коррекционно-педагогических мероприятий, дети указанной нозологической группы приобретают способность продуцировать связные высказывания, понимать содержание адресуемых им сообщений, поддерживать коммуникативные контакты, руководствуясь этическими нормами и правилами поведения, закрепленными в обществе. Чем шире вербальные практики ребёнка с патологией слуха, тем выше его шансы успешно овладевать речевой деятельностью и социальными компетенциями.
Выдающимся отечественным сурдопсихологом Р.М. Боскис представлена весьма полная картина речевого развития слабослышащего ребёнка. Автором отмечено, что слуховая депривация препятствует естественному процессу накопления и присвоения речевых средств, за счёт которых обеспечивается межличностное взаимодействие. В трудах К.В. Комарова подробно отражена типология ошибок, которые прослеживаются в устной речевой продукции слабослышащих школьников. В частности, отмечается неполноценность структурно-семантической организации высказываний, что не позволяет ребёнку успешно реализовывать интеракции, сдерживает его вербальную активность.
Анализ научных источников даёт основание констатировать, что для преодоления имеющихся у слабослышащих детей вторичных нарушений, обогащения их социально-коммуникативного опыта и обеспечения формирования речевой деятельности в целом требуется оптимизация образовательно-реабилитационного процесса. Это оказывается возможным за счёт консолидации усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, сурдопедагогов и др.) с родителями обучающихся. Однако научно-методическое решение этой проблемы по-прежнему не завершено.
Согласно М.Н. Фейзопуло, зачастую семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой исключительно объект специализированной помощи, тогда как должна являться непосредственным и активным участником образовательных отношений. В результате реабилитационный потенциал семьи, будучи изначально мощным ресурсом, используется недостаточно, что снижает эффект коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление имеющихся у ребёнка вторичных нарушений. Соответственно, специалистам следует максимально ориентировать профессиональные действия на установление сотруднических отношений с родителями, содействовать поэтапному включению семей в многоплановый реабилитационный процесс, оказывая им помощь по различным вопросам и особенно в отношении социально-коммуникативного развития слабослышащего ребёнка.
Важно определить гибкие механизмы стимуляции и поддержки инициатив родителей, воспитывающих детей со слуховой депривацией. Такие инициативы могут касаться определения содержания и способов реализации внеурочной деятельности, в т.ч. участия в школьных праздниках, организации и проведения экскурсий для посещения учениками класса учреждений культуры, досуга, дополнительного образования. Совместная деятельность позволит родителям учиться у специалистов конструктивному взаимодействию со своим ребёнком. По аналогии с профессиональным поведением дефектолога родители смогут использовать приёмы коррекционно-педагогического воздействия в условиях семьи, стимулировать вербальные контакты своего ребёнка с окружающими слышащими людьми.
На практикоориентированных семинарах важно продемонстрировать родителям способы, содействующие формированию у слабослышащего ребёнка адекватного речевого поведения и его закрепления в типичных бытовых ситуациях. Например, во время приёма гостей либо их посещения, при обсуждении с близкими взрослыми особенностей организации предстоящего семейного праздника, в ходе взаимодействия с работниками сферы обслуживания (в магазине, на почте, в парикмахерской и др.) и т.п.
Целесообразно рекомендовать родителям вместе со специалистами вести дневник наблюдения за речевым и социально-личностным развитием ребёнка. При этом лучше всего предложить родителям самостоятельно определить структурные компоненты дневника и выбрать удобные способы фиксации данных. Совместное обсуждение содержания дневниковых записей может осуществляться ежеквартально. При этом очень важно подвергнуть анализу готовность ребёнка самостоятельно организовывать социально-коммуникативное взаимодействие со слышащими взрослыми и сверстниками.
Не менее значима совместная деятельность семьи и специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума. На его заседаниях родители, педагоги, психологи на основе фактических данных определяют стратегические направления работы на ближайшую перспективу. Родители имеют возможность выразить свой запрос на содержание специализированной помощи ребёнку, а также на своё участие в ней.
Безусловно, что мощным источником социально-коммуникативного развития любого ребёнка, в том числе и с патологией слухового анализатора, является детская книга. В то же время интерес слабослышащих детей к чтению резко снижен, по собственной инициативе они не посещают библиотеки, не организуют свой досуг посредством чтения рассказов, сказок, стихов. В этой связи специалистам и родителям важно совместно определить перечень произведений, согласующихся с возрастными интересами, увлечениями слабослышащего ребёнка, доступных ему по тематике, речевому материалу, чтобы организовать семейные читательские вечера либо провести их в школе с участием всего класса и близких взрослых учеников.
Резюмируя, отметим, что за счёт консолидации усилий специалистов и родителей имеется возможность оптимизировать работу в направлении социально-личностного и речевого развития слабослышащего ребёнка. Это возможно в том случае, если близкие ребёнку взрослые высоко оценивают значимость совестной деятельности с педагогами и психологами, осознают личную ответственность за результаты коррекционного воздействия, умеют адекватно использовать методические приёмы, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей со слуховой депривацией.
Литература:
1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. 303 с.
2. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. 223 с.
3. Фейзопуло М.Н. Педагогические основы реабилитации семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2004. 24 с.
4. Четверикова Т.Ю., Ковригина Л.В. Методика преподавания литературы в школах для детей с нарушениями слуха: учебно-методическое пособие. Новосибирск: НГПУ, 2010. 55 с.
5. Четверикова Т.Ю. Овладение глухими школьниками словообразованием на начальном этапе изучения грамматики: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 26 с.
Количество просмотров: 4239 |
Добавить комментарий