Шумовой оркестр – помощник в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

 
 

Шевякова Мария Александровна,

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Шумовой оркестр – помощник в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Шумовой оркестр – один из наиболее доступных и одновременно развивающих видов творчества в детском саду. Занимаясь на занятиях шумовым оркестром, дети приобщаются к миру музыки в качестве активного слушателя и исполнителя. Шумовой оркестр – это игровая педагогика: дети не замечают, что их учат играя.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию, психологических процессов – памяти, мышления, внимания, развития мелкой моторики, слухового восприятия, умственных способностей, двигательной реакции, что очень важно для детей, а особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, у детей развиваются музыкальные способности: слух, чувство ритма, обостряется интерес и внимание к музыкальным произведениям.

На протяжение всей жизни нас сопровождает ритм: будь это дыхание или биение сердца. Все вокруг пронизано этим ритмом, а у детей с ограниченными возможностями здоровья он нарушен, и чтобы скорректировать его, из основных методов в своей работе я использую детский шумовой оркестр.

В шумовой оркестр входят различные виды инструментов: ложки, бубны, трещотки, бубенцы, маракасы, колокольчики, треугольники др. Чтобы играть на них, не нужно специально учить ребенка и осваивать способ извлечения звука, достаточно потрясти, постучать и встряхнуть, что наиболее доступно для детей. Начиная учить, я использую простейшие музыкальные композиции, дети играют по очереди соло, группами 2-3 человека, вместе. Каждый ребенок пробует себя в музицировании.

Самый простой и доступный маленьким детям музыкальный инструмент – это погремушка. Дети с удовольствием играют на них, а когда ещё и под музыкальное сопровождение – восторгу нет конца. Но как их научить играть в том нужном музыкальном моменте, где это действительно нужно, а где погремушка должна помолчать? В этом нам поможет игра «Спрячь погремушку». Дети играют, и в партии погремушки нужно сделать паузу, ребята прячут её за спину, так они учатся выдержке и умению слышать и слушать музыку. Происходит первая встреча с миром шумовых инструментов.

С помощью игры «Угадай, чей голос» мы узнаем звучание разных музыкальных инструментов. Вначале мы рассматриваем инструменты, слушаем как они звучат, я рассказываю о них, а после этого играем: ребята с удовольствием отгадывают, какой инструмент звучит.

После овладения детьми простейших приёмов игры я постепенно ввожу разнообразные музыкально-двигательные упражнения, игры на развитие ритма со звучащими элементами. С помощью этих игр формируется музыкальный слух, чувство ритма и координирование движений рук во время исполнения на шумовых инструментах.

Ребята постарше соединяют игру на музыкальных инструментах и танцевальные движения, тут уже добавляется пластика. Подключается элементарное музицирование, которое соединяет в себе игру на музыкальных инструментах и танец.

Речь и движение являются той формой, которая дает возможность исполнять музыкальное произведение разнообразно: играть с элементами музыки и речи, менять тембр, ритм, фактуру, динамику и т.п. Разыгрывая сюжеты песен, играя вместе, дети с удовольствием общаются между собой, учатся взаимодействию друг с другом.

Музыка, звуки, ритм помогают организму настроиться на правильную работу и откорректировать какие-либо нарушения. Поэтому очень тесная взаимосвязь в работе с логопедом, проводятся занятия логоритмикой.

Недавно я для себя открыла инновационную технологию оркестра, которую применяю на своих занятиях, автором является Татьяна Анатольевна Боровик «Хор рук». Это нетрадиционное исполнение ритмического рисунка с помощью ладоней. Этот способ удобен тем, что «музыкальный инструмент» находится всегда под рукой. Это не обычный оркестр с шумовыми инструментами, а двигательное двухголосье рук с помощью дополнительных атрибутов, будь это снежинки, листики, цветы, бабочки и т.д. Дети делятся на два ряда. В первом ряду дети сидят на стульчиках и исполняют «первую двигательную партию». Вторую партию исполняют дети, которые стоят позади первых и исполняют свою партию.

Такой вид оркестра помогает развить у детей с ОВЗ свободную координацию движения, чувства ритма, слаженность межу исполнителями ансамбля, способность к двигательной импровизации, активирует внимание.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что шумовой оркестр доставляет ребёнку радость музыкального творчества, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, эмоционально-эстетическое удовлетворение, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка и развитие гармоничной личности.

Играйте с детьми!

Количество просмотров: 9841  

Комментарии

маловато инструментов но спасибо

Страницы

Добавить комментарий

1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы