Проектирование современного урока английского языка

 
 

Петричук Ирина Ивановна,

почетный работник сферы образования РФ,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Проектирование современного урока английского языка

Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова

затверженного урока, но и смысл и самую суть его,

и судить о пользе, которую он принёс,

не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.

И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему

это с сотни разных сторон и применит к множеству

различных предметов, чтобы проверить,

понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это.

Мишель де Монтень

10 декабря 2010 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, т.е. в конце наступившего года будет 10 лет как российская школа работает в идеологии системно-деятельностного подхода, когда главной методической целью урока является создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. В данной стратегии учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, добиваясь того, чтобы учащиеся «присвоили» цель и задачи урока; побуждает их к преобразующей деятельности; создает педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся, т.е. обеспечивает приоритет деятельности учащегося по отношению к своей собственной.

Проектируя современный урок учителю необходимо:

– четко и понятно определить тему, цель и задачи, тип урока и его место в учебной программе;

– отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, подобрать набор упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы);

– выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения для каждого конкретного класса, а в случае с обучением иностранному языку группы;

– придумать разнообразные виды деятельности на всех этапах урока;

– определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся;

– предусмотреть оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап, заложив возможность изменений;

– продумать форму рефлексии и подведения итогов урока;

– продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Незаменимым инструментом проектирования современного урока является технологическая карта урока. Ее использование позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) обучающихся. Технологическая карта урока – это не только описание целей и задач урока, но и таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта.

Традиционный план урока был похож на сценарий, где в общих словах описывались цель и задачи урока и деятельность учителя – использование определенных форм и методов – по их достижению. Технологическая карта урока содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками; включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия; помогает осознавать планируемые результаты каждого конкретного урока.

Технологическая карта может состоять из разного количества колонок, однако любая карта должна содержать следующие разделы: этап урока; деятельность учителя; деятельность обучающихся; формируемые УУД. В технологическую карту можно добавить колонки «виды работы, формы, методы, приемы», «время», «ИКТ» и т.д., однако эту информацию можно расположить в текстовом сопровождении до или после таблицы, чтобы излишне её не расширять.

В качестве примера, предлагаю технологическую карту урока по английскому языку.

Класс:

Тема модуля: Фестивали.

Тема урока: Ordering flowers (Заказ цветов)

Цели урока:

обучающие:

– освоить новые лексические единицы по теме «заказ цветов»;

– строить диалог в пределах данной темы;

развивающие:

– развивать умения в разных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо);

– развивать воображения при моделировании ситуаций общения;

воспитательные:

– воспитывать уважение друг к другу.

Активная лексика: carnation, daisy, quantity, sunflower, tulip etc.

Пассивная лексика: include a card, including delivery, a/two dozen (roses)

Планируемые результаты:

предметные

– учащиеся научились строить краткое высказывание (монологическое и диалогическое) в пределах данной темы;

метапредметные

– произошло развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

– произошло развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;

– произошло развитие умения осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

личностные

– произошло дальнейшее формирование мотивации к изучению английского языка;

– произошло дальнейшее формирование стремления к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; осознание возможностей практического применения английского языка;

– произошло дальнейшее развитие таких качеств, креативность, инициативность, эмпатия, дисциплинированность.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

Сопровождение/

использование ИКТ

Организационный момент (3-4 минуты)

 

Приветствует обучающихся; проверяет готовность к уроку (для создания настроения включает песню “Good morning”)

Приветствуют учителя; психологически настраиваются на урок

Умение самоорганизации

Основная часть урока (30 минут)

 

Рефлексия изученного на предыдущих уроках модуля. Учитель задает вопросы учащимся с целью выяснить личностное отношение учащихся к изучаемой теме; определить уровень понимания того, какими новыми лексическими единицами и каким навыками они овладели.

Учащиеся отвечают на вопросы и приходят к осознанию того, каких результатов (в пределах определенной лексико-грамматической темы) они достигли; какие общеучебные умения развили и т.д.

Умение самоанализа

 

Проверяет выполнение д/з

Два-три учащихся рассказывают о праздниках по выполненной заметке

Умение строить устное высказывание на основе кратких заметок (умение планировать свое речевое и неречевое поведение)

Целеполагание: учитель предлагает посмотреть видео про заказ цветов, задает вопросы учащимся с целью определить тему и цели урока; побуждая их к личностному принятию, например: Do you like getting/presenting flowers? When do people give flowers to their relatives and friends in our country? What can we do if a person we want to give flowers is somewhere far? etc.

Обучающиеся учувствуют в формулировании темы и целей урока; определяют своё отношение

Умение целеполагания; развитие мотивации к изучению английского языка и самообразованию

Создавая «проблемную» ситуацию, учитель вводит новую лексику (с помощью современных наглядных средств: видео или задание на smart-доске).

Вводит речевые клише (упр. 2 стр. 52)

Учащиеся вспоминают уже известную лексику по теме (названия цветов); знакомятся с ключевой лексикой урока.

Предметные ЗУН (активизируется уже изученная лексика; запоминается новая)

Предлагает учащимся выполнить упр. 3 стр.52

Задает вопрос, что заполняли учащиеся

 

 

Выполняют задание.

 

Определяют, что в процессе выполнения задания заполнили «бланк заказа»

Навык аудирования (предметные ЗУН - извлечение необходимой информации из звукового текста)

Навык заполнения «Бланка заказа» (осознание возможностей практического применения английского языка)

 

Предлагает учащимся прочесть диалог по ролям и перевести

Читают по ролям; переводят.

Предметные ЗУН (навыки интонированного чтения и перевода)

Предлагает учащимся составить диалог по образцу по заданным параметрам (упр. 4 стр. 52)

Составляют и разыгрывают диалог по образцу

Креативность, инициативность, умение работать в паре.

Умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

коммуникативная компетенция, включая умение взаимодействовать с окружающими;

 

 

Задает вопрос, как можно поздравить кого-либо и подарить цветы, если адресат в другой стране.

Выслушивает ответ, предлагает пройти по ссылкам интернет магазинов. Предупреждает обучающихся о том, что этап «завершить заказ/оплатить заказ» выполнять нельзя; следит за тем, как учащиеся выполняют эту задачу.

Предполагают, что это можно сделать через Интернет.

Проходят по реальным ссылкам; выполняют всю последовательность операций по заказу цветов за исключением последнего этапа – оплаты заказа.

Осознание практической значимости изучаемой темы, повышение мотивации к её изучению

 

Заключительная часть (5-7 минут)

 

Рефлексия.

Учитель предлагает выполнить задание (контроль усвоения лексики)

Задает вопросы о том, остались ли трудности

 

Дополнительно (при наличии времени)

Предлагает посмотреть тематическую видео шутку на английском языке

Выполняют задание, проверяют правильность выполнения, отвечают на вопросы учителя

 

 

 

Смотрят тематическое видео с целью понимания звучащей речи при опоре на видеоряд

Умение осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки

 

 

Навык понимания видеотекста (предметные ЗУН)

Мотивация к изучению темы и английского языка в целом

 

 

Озвучивает д/з; при необходимости дает пояснения.

Прощается с учащимися, благодарит за проделанную работу.

Фиксируют д/з, при необходимости, задают вопросы.

Прощаются с учителем.

 

В конце статьи хотелось бы еще раз повторить, что современный урок – это урок-познание, урок-открытие, наполненный деятельностью и сотрудничеством, обеспечивающий разностороннее развитие обучающихся и учителя, ступенька к знанию и умению, компетенциям и компетентности, самопознанию и самореализации. Таким образом, современный урок – это урок, о котором говорили и писали лучшие педагогические умы на протяжении всей истории человечества и который мы с вами имеем возможность организовать каждый день для того, чтобы превратить образовательный процесс в процесс творческий, мотивирующий обучающихся к получению и применению полученных знаний не только во время урока, но и на протяжении всей жизни.

Используемые источники:

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)  https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

– Д.В. Землянухина/Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО/ https://multiurok.ru/files/proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-ooo-1.html

– М. Гладко/Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления/ https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez

Количество просмотров: 12551  

Добавить комментарий

1. Проектирование современного урока английского языка
2. Формирование языковой догадки на уроках иностранного языка
3. Проектирование современного урока: новые возможности и перспективы
4. Клуб активных читателей. Родители и дети
5. Реализация творческих способностей детей с ОВЗ в разновозрастных группах в условиях школы-интерната
6. Формирование ценностных ориентаций младших школьников
7. Этапы профессиональной адаптации обучающихся по специальности сестринское дело к работе в медицинских организациях в соответствии с основными видами деятельности медицинской сестры
8. Воспитательный потенциал интерактивных методов обучения учащихся
9. Предметные недели как средство развития метапредметных компетенций
10. Формирование надпрофессиональных компетенций учащихся на уроках английского языка
11. Методы и приемы работы педагога на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями: современные подходы и опыт
12. Интеграционный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся в школе с углубленным изучением предметов ХЭЦ (из опыта сетевого взаимодействия МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ и МБУ «ГЦИИ»)
13. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы