Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка

 
 

Михайленко Маргарита Борисовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирска

 

Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка

Ментальная арифметика – уникальная методика устного счёта на счётах «абакус», которая возникла свыше 5 тысяч лет назад. В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к наукам.

Ментальная арифметика – это мощный метод развития интеллектуальных возможностей ребёнка, на занятиях дети развивают зрительную память, логику, отрабатывают скорость мышления, межполушарного взаимодействия. Правое полушарие головного мозга отвечает за воображение, образное мышление и фантазию. А левое – за логику, речь, математические способности. Ребёнок, у которого левое и правое полушария развиваются гармонично, сможет подойти к решению любых задач с двух сторон, творческой и аналитической, при этом процесс будет максимально быстрым.

Как ни удивительно, но базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться. Польза от занятий ментальной арифметикой уже была доказана многими зарубежными исследованиями. Теперь с этим предметом знакомятся и дети в России.

Актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Частью электронного обучения является дистанционное обучение.

В условиях современной эпидемиологической ситуации возникает логичный вопрос: «А можно ли научиться ментальной арифметике дистанционно?». Ответ прост: «Конечно, да!» Для занятий ментальной арифметикой дистанционно достаточно наличие счётов «абакус», карандаша и тетрадки в клетку. На начальных этапах мы знакомим детей со счётами, вспоминаем счёт, развиваем внимание и память, выполняем задания на взаимодействие двух полушарий головного мозга одновременно. Дистанционные занятия развивают также у ребёнка самостоятельность и ответственность, ведь дистанционная форма работы подразумевает достаточно частые самостоятельные тренировки.

Для дистанционного обучения так же, как и для традиционного, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем. В частности, для ментальной арифметики существует огромное множество дидактических материалов, которые представлены в большинстве своём в электронном варианте.

Например, с детьми мы используем лабиринты для закрепления первых представлений об абакусе, достаточно распечатать лабиринт и можно играть, также его может нарисовать родитель на листке бумаги, а ребёнок выполнить:

Для отработки скорости счёта дети занимаются в бесплатном приложении, доступном для android и ios – «Know Abakus», для этого даже не нужно использование компьютера, что очень удобно:

Основные положительные моменты дистанционного обучения:

– Обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься арифметикой, может пересматривать видеоуроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в онлайн-чате).

– Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет).

– Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу.

– Процесс обучения доступен для всех детей в независимости от состояния здоровья.

– Дети могут общаться с обучающимися других групп в едином чате WhatsApp, тем самым увеличивая свой круг общения.

– При дистанционном обучении у детей продолжают совершенствоваться умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируются личностные результаты, информационная компетентность.

К минусам дистанционного обучения можно отнести:

– Самым весомым ограничивающим фактором распространения дистанционного обучения является отсутствие хорошей технической базы. Например, у многих педагогов нет возможности снимать видеоуроки на профессиональную камеру, приходится делать видео на смартфон, а затем монтировать в бесплатных приложениях.

– Невозможность отследить, как ребёнок передвигает косточки на абакусе, для ментальной арифметики характерны определённые движения конкретных пальцев при счёте, в уроках данный факт объясняется, однако отследить правильность выполнения ребёнком не представляется возможным.

– Отсутствие прямого контакта педагога с ребенком, иногда важно ребёнку помочь взять в руки карандаш так, чтобы было удобно выполнять подсчёты и записывать, не выпуская из рук карандаша, детям недостаточно просто показать, необходимо помочь с постановкой руки, однако в этом могут помочь родители.

– Большая загруженность детей школьными уроками и нехватка времени на дополнительное образование.

Анализируя личный опыт и опыт коллег в дополнительном образовании, можно сделать вывод, что инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают педагогу повысить качество образования по программе, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.

Список использованных источников

1. Андреев А. А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html

2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004.

3.  Бенджамин А. Секреты ментальной математики. 2014. – 247 с. – ISBN: N/A.

4. Ментальная арифметика. Сложение и вычитание. Часть 1. Учебное пособие для детей 4-6 лет.

5. Глейзер Г.И. История математики, М.: Просвещение, 1982. – 240 с.

6. Карпушина Н.М. «Liber аbaci» Леонардо Фибоначчи. Журнал «Математика в школе» №4, 2008 г. Научно-популярный отдел.

7. Куторги М. О счётах у древних греков. («Русский вестник», т. СП, стр. 901 и след.)

8. The Soroban / Abacus Handbook is © 2001-2003 by David Bernazzani Rev 1.0 – March 9, 2003.

Количество просмотров: 5922  

Добавить комментарий

1. #ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате
2. Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»
3. Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении
4. Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования
5. Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения
6. Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?
7. Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»
8. Фортепиано дистанционно – современная реальность
9. Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения
10. Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»
11. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения
12. Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
13. Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
14. Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
15. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»
16. Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
17. Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»
18. Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка
19. Нейрофитнес и спортивные упражнения
20. Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Страницы

1. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста в процессе работы над иллюстрацией в дополнительном образовании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. От задумки до подведения итогов разработки коллективного творческого дела на примере этапной игры «Тайны зелёной планеты» с вожатыми творческого объединения «Галактика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Ренессанс интереса к шахматам ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Спортивный туризм как средство развития общей выносливости у обучающихся 12-15 лет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. О роли детского коллектива в успешности обучения ребенка в Детской школе искусств ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы