Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
В проекте Концепции дополнительного образования детей до 2030 года одной из целевых задач дополнительного образования на ближайшую перспективу признается мотивация детей к познанию, творчеству в социокультурной среде детства взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости» [1, с. 7]. Возникновение противоречий между моделью «преадаптации», ориентированной на «мотивацию роста» и модели «адаптивности», которой характерна «мотивация нужды» (по А. Г. Асмолову) [2, с. 3]. Именно поэтому сегодня остро встает вопрос мотивации ребенка к обучению, к развитию гибкости и мобильности мышления и образов мыслетворчества у юного поколения, с одной стороны, имеющего богатый потенциал, с другой стороны – нередко загубленный нетворческими подходами к развитию ребенка. А в условиях внедрения дистанционного обучения это приобретает порой и вовсе удручающий характер.
В рамках типовой модели создания новых мест для дополнительного образования детей художественной направленности «Арт-пространство» поставлены увязанные между собой задачи работы с детской одаренностью и реализации тесной связи между технологией, искусством, культурой и повседневной жизнью для достижения новых образовательных результатов [3, с. 4].
В любой сфере образования сложно «удержать» стремление к высоким достижениям ребенка, а именно это служит хорошей основой формирования его личности. Одной из самых актуальных можно считать проблему формирования мотивации в области изобразительного искусства, так как художественная культура является основой духовной культуры, которая, к сожалению, сегодня нередко выхолащивается технологией, когда ребенок познает мир не в акте созидающего творчества, а в повторении алгоритма решения проектной задачи, что обедняет его внутренний мир и приводит к обесцениваю в его миропонимании продуктов творческого труда своего и других, мировых культурных ценностей. Именно на создание условий для формирования творческой мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована моя программа «Мир красок».
В Философской энциклопедии мотивация определяется как система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека [4].
Уровни развития мотивации к обучению могут быть представлены следующей классификацией:
1. Отрицательное отношение к педагогу, преобладание мотивов избегания, учащиеся объясняют свои неудачи внешними причинами, неуверенность в себе.
2. Нейтральное отношение, неустойчивый интерес, на занятиях чувство скуки.
3. Аморфное положительное отношение, преобладание мотива оценки, мотивы характеризуются неустойчивостью.
4. Положительное отношение с проявлением познавательных мотивов и интересов.
5. Активное творческое отношение, преобладают мотивы самообразования.
6. Ответственное активное отношение, устойчивая внутренняя позиция.
Я работаю совсем недавно, и основной период моей деятельности пришелся на дистанционную форму обучения, с которой ранее никогда не сталкивалась. Да и для детей это было чем-то новым, непривычным. Связь мы поддерживали через различные социальные сети, платформу Zoom. И в данный период как никогда нужно было создавать мотивацию к занятиям.
Современные подходы и технологии преподавания изобразительного искусства предполагают актуализацию продуктивной художественно-творческой деятельности ребенка, позволяющей работать одновременно с мотивацией через интерес и ситуацию личного успеха.
Примеры проведения занятий по изобразительному искусству, которые могут быть реализованы в дистанционном формате:
1. «Занятие-путешествие». Путешествие можно проводить как по конкретным местам в городе, так и по стране, миру. С каждым занятием, «посещая» определенные места, учащиеся знакомятся с культурным наследием как своего города, так и других стран.
2. «Занятие-репортаж». Учащиеся готовят репортаж в любой форме по теме, о выставке, при этом дополняя свой рассказ рисунками, репродукциями, подбирая к ним музыку или стихотворения.
3. «Занятие-игра». Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками-оформителями. На таких занятиях разрабатываются модели одежд как для кукол, так и для людей.
4. «Занятие-знакомство» с различными техниками рисования. Например, восковые + акварель, монотипия, набрызг, кляксография, рисование солью и др.
5. «Занятие-конкурс». Такое занятие проводится в соревновательной форме, в ходе соревнования подводятся итоги усвоения материала. В своем творческом объединении мы поддерживали мотивацию и через участие в дистанционных внешних конкурсах. Например, чтобы отправить работу на конкурс я сначала объявляла о нем в общей группе с родителями, они с детьми решали, кто будет участвовать, и отправляли мне работы. Мы устраивали внутренний конкурс зрительских симпатий, выбирали, по критериям организаторов, лучшие работы и работы победителей отправляли на конкурс.
Минусы и плюсы дистанционных конкурсов
Минусы:
1. Оплата за конкурс. Я старалась подбирать конкурсы одновременно и имеющие значимость в педагогическом пространстве, и которые оценивают рационально (разумно). Просмотрела большое количество сайтов, организаций. Обязательно обращала внимание на размещенные работы учащихся, как организаторы подходят к их оценке (места), какие у них критерии, требования к работе.
2. Стоимость. Также оргвзнос может быть не всегда приемлемым. Именно поэтому в каких-то конкурсах поучаствовать удается, в каких-то не всегда.
3. Подготовка детей к конкурсу также является минусом дистанционной формы. Я, как педагог, не могу находиться рядом с ребенком весь период написания работы и вовремя направить, дать рекомендацию, что необходимо исправить, обозначить какие-либо ошибки в выполнении. В основном родители присылали уже готовые работы, в которых было сложно что-то исправить, но это я говорю не про всех, были ребята, которые советовались со мной по каждой детали в картине.
Плюсы:
1. Возможность выполнения заданий по месту жительства.
2. Время выполнения не ограничено, в отличие от занятия.
3. Ребенок может работать в своем темпе.
4. Спокойная обстановка.
Вообще в дистанционных конкурсах есть еще плюсы – социальные эффекты, например, ребенку не придется расставаться с работой, возможно участие ребенка с любым уровнем подготовки, ведь если ребенок не уверен в своих силах, сомневается, то конкурс поможет ему раскрыться и повысить свою самооценку, а это тоже очень важно в процессе мотивации ребенка к творчеству. Также родители и дети могут сами посмотреть свой результат, скачать диплом. Участие в дистанционных конкурсах способствуют установлению тесных контактов между ребенком и родителем, для которых конкурсная работа становится продуктом сотворчества.
В итоге в период с апреля 2020 года по сегодняшний день мы поучаствовали в 10 дистанционных конкурсах, из которых 6 первых мест, 5 вторых, 3 третьих места.
Таким образом, завершая сказанное, хотелось бы отметить, что высокая мотивация к занятиям дает ребенку чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи, повышение собственной значимости, развитие творческих способностей.
Занятие изобразительного искусства нужно сделать ярким событием в жизни каждого ребенка, побуждающим к самостоятельному творчеству. Оно должно быть каждый раз новым, непохожим на предыдущее, с особой эмоциональной атмосферой.
Литература и источники:
1. Концепция дополнительного образования детей до 2030 года. Проект. – URL: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030-goda (дата обращения: 08.02.2021).
2. Интервью с академиком А. Асмоловым: «Конкурс пророков: ставка на мотивацию роста и поведенческую экономику». – URL: https://www.alt.ranepa.ru/pressroom/news/intervyu_akademikom_asmolovim_konkurs_prorokov_2582.html (дата обращения: 08.02.2021).
3. Типовая модель создания новых мест для дополнительного образования детей художественной направленности «Арт-пространство» – URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwjO--bS4NruAhWrmIsKHfjZCbYQFjAAegQIAhAC&url=https%3A%2F%2Fioe.hse.ru%2Fdata%2F2020%2F07%2F29%2F1598552457%2F%25D0%259C%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%2520%25D1%2585%25D1%2583%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9%2520%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%2520(%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4.).docx&usg=AOvVaw1U-AP1C1iX1970Y4wMgfD- (дата обращения: 08.02.2021).
4. Философская энциклопедия. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2755/МОТИВАЦИЯ (дата обращения: 08.02.2021).
Количество просмотров: 5647 |
Добавить комментарий