Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
Профориентация – это знакомство с миром профессий, цель которого выбрать одну из них. И чем больше информации о специальностях у вас есть, тем проще её проанализировать и найти подходящую.
Несколько лет назад Дом детского творчества им. А. И. Ефремова получил заказ от МБОУ СОШ № 41 разработать программу проектной деятельности старшеклассников в области профессионального самоопределения.
Проектная исследовательская деятельность учащихся и профориентация включены в работу учреждений основного общего образования, и каждый ученик должен иметь опыт проектной деятельности, а также ориентироваться в мире профессий, определиться в своих профессиональных предпочтениях.
Учитывая пожелания школы и требования ФГОС, нами была разработана программа интегрированного содержания. Помимо основного учебного курса в программу входили творческие занятия, основанные на методике эвристического обучения, деловые игры и творческие тренинги.
Программа стала продуктом сетевого сотрудничества двух образовательных учреждений – основного общего и дополнительного образования. В реализации программы было использовано две формы обучения: очная – 2 ч. в неделю, которая включала в себя лекции, тренинги, деловые игры, обсуждения по разным вопросам, и дистанционная – 2 ч. в неделю, включающая работу над самими проектами обучающихся.
Программа была рассчитана на два года и в учебные разделы первого года обучения входили следующие учебные темы:
– Введение в профессиональный имиджмент.
– Условия комфортного вхождения в профессиональное сообщество.
– Понятие «Профессиональный коллектив. Концепция успешной работы профессиональной команды».
– Введение в проектную деятельность.
– Конструктор проектов.
– Разработка и создание индивидуальных проектов.
– Защита индивидуальных проектов.
Программа второго года обучения включала в себя работу по таким направлениям, как:
– Видеообзор профориентационных материалов.
– Профориентационные экскурсии.
– Кейс выпускника.
– Основы успешной жизнедеятельности делового человека.
– Индивидуальная работа с учащимися. Определение проектных тем и плана разработки.
– Работа над профориентационными проектами.
– Презентация профориентационных проектов.
Алгоритм написания проектов тоже менялся и расширялся. В первый год старшеклассники изучали вопрос профессиональной направленности. Определялись, какую профессиональную сферу хотели бы изучить. Знакомились с разнообразием профессий в выбранной профессиональной области. Учились осуществлять поиск СУЗов и ВУЗов России по интересующим профессиональным направлениям и областям, знакомились с великими личностями, анализировали востребованность профессий выбранной направленности на рынке труда.
На втором году ребята переходили к изучению конкретной выбранной профессии. Знакомились с областью её деятельности, осуществляли поиск учреждений высшего и среднего профессионального образования в России и за рубежом по выбранной специальности, изучали условия поступления и обучения в них. Учащиеся рассматривали должностные обязанности и спектр потенциальных работодателей, среднестатистический доход специалиста, условия и режим работы, профессиональные риски, которые могут случиться на профессиональном пути. Так же они знакомились с системой переподготовки по другим специальностям, расширяющими спектр профессиональной компетенции.
Приступив к реализации программы, мы столкнулись с рядом проблем. Как и в других школах выбор не только будущей профессии, но и даже направления профессиональной деятельности оказался сложным процессом почти для каждого ученика. Дело в том, что у ребят были не до конца сформированы представления о собственных способностях и возможностях. Не у всех была развита способность сделать осознанный выбор и взять на себя ответственность за него. У старшеклассников не было чётких представлений о профессиональном мире и требованиях, которые предъявляет профессия к современному человеку.
В процессе работы над первыми проектами, с помощью деловых игр, тренингов и бесед нам удалось решить ряд этих вопросов. Данные формы и методы работы помогли определить способности и возможности каждого в отдельности ученика. Дети, наконец, смогли сделать осознанный выбор профессиональной направленности. Далее, в процессе работы над проектом ребята смогли убедиться в правильности своего выбора. Но среди детей данного класса нашлись и те, кто спустя год, изучив все нюансы, решил сменить интересующую профессиональную область, и второй проект писали на профессию из другой области.
По итогам реализации программы проводилась защита индивидуальных профориентационных проектов перед школьной комиссией, председателем которой стала директор МБОУ СОШ № 41 Шнейдер Ольга Владимировна. Главным же достижением данной программы стало почти стопроцентное поступление ребят в выбранные ими ВУЗы и СУЗы.
В заключение хотелось бы обратиться прежде всего к специалистам дополнительного образования – важно и необходимо создавать и реализовывать интегрированные проекты в области профессионального самоопределения старшеклассников. Это не только важно в рамках воспитательной и профориентационной деятельности, самое главное – подобное партнерство позволяет каждому старшекласснику увидеть свою траекторию развития и получить мотивацию к повышению учебных результатов. С помощью таких проектов каждый старшеклассник получит ответ на вопрос: «Зачем хорошо учиться в школе?»
Количество просмотров: 6645 |
Добавить комментарий