Фортепиано дистанционно – современная реальность

 
 

Сапранкова Лилия Витальевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Фортепиано дистанционно – современная реальность

Живое общение педагога и ученика всегда считалось особой ценностью обучения. Но… меняются времена, меняются условия… Что делает в настоящее время обучение ценным? Да то же самое – непосредственное общение. Только оно может быть в совершенно ином формате. Для нас нахождение в непосредственной близости с учениками – явление привычное. А вот для современных детей вполне привычным является общение дистанционное, общение в онлайн-режиме. Они сегодня такие, и это факт.

Условия обучения меняются и в связи с глобальными мировыми событиями. Конечно же, речь идёт о пандемии. И ограничительные меры, принятые у нас в стране и регионе, не могли не сказаться на формате современного образования, в том числе и дополнительного образования.

Любой предмет преподавать в дистанционном формате достаточно сложно, если изначально предполагалось очное обучение. Сложно подобрать платформу, сложно модифицировать материал, сложно, в конце концов, настроить себя и детей на новую форму обучения.

Моё первое знакомство с дистанционным обучением произошло примерно десять лет назад. Именно тогда я и вкусила все «прелести» этого обучения. Старшая сестра, которая живет в Москве, попросила по скайпу позаниматься фортепиано с её сыном. На тот момент мой племянник учился в хоровой школе, и «Общее фортепиано» был обязательным предметом, по которому он не успевал и мог быть отчислен из школы. Занимались мы 2,5 года и, преодолевая психологические и технические трудности, добились положительного результата: мальчик хорошо закончил хоровую школу и сейчас, в свободное от учёбы в институте время, занимается музыкой для себя и на радость родителям.

Ещё тогда, в процессе наших онлайн-занятий, я увидела как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного обучения. Этот опыт мне помог сейчас, в наше непростое время, когда этот формат становится необходимостью.

На данный момент я реализую программу «Фортепиано. Музицирование». Программа годичная, с возможным дальнейшим углублением, и предполагает основное очное обучение. Целью данной программы является приобщение ребёнка к музыке, знакомство с основными музыкальными понятиями и с самим инструментом (фортепиано).

Конечно, наличие инструмента у ученика является очень важным моментом. Сейчас у меня в студии не у всех детей есть инструмент, поэтому знакомство с музыкой при дистанционном обучении для этих детей возможно только в теоретическом направлении.

У многих учеников имеются электронные пианино, синтезаторы. Надо сказать, что эти инструменты очень сильно отличаются друг от друга и тем более от «настоящего» инструмента, необходимого для обучения (количеством октав, градацией звука, наличием педалей и т.д.). Это необходимо учитывать при онлайн-занятиях, так как иногда невозможно сыграть правильными штрихами или сделать динамические оттенки. Кроме того, при видеосвязи, какую бы вы программу не использовали (вотсап, скайп и т.д.), искажается звук. Конечно, это сказывается на конечном результате.

Обучение игре на инструменте, особенно на начальном этапе, требует физического контакта. Для достижения результата иногда необходимо, положив руку ученика на свою руку, показать «как нужно» это исполнить, чтобы ребёнок получил «тактильное ощущение». Только поставив ученику руки (аппарат), возможен дальнейший переход на дистанционное обучение.

Немаловажным в данном вопросе являются средства связи. И педагог, и ученик для реализации дистанционных форм должны иметь высокоскоростное интернет-соединение. К сожалению, на данный момент у меня есть ученики, у которых есть проблемы не только со скоростным, но и вообще с интернетом. Поэтому все проблемы с обеспечением средствами связи ложатся на плечи родителей.

Также, например, при дистанционном обучении педагогу по фортепиано сложно видеть клавиатуру целиком. Иногда необходимо проконтролировать движение кисти, каких-то отдельных пальцев, а, следовательно, ученику приходится менять местоположение видеокамеры. Это не очень удобно и отнимает время от занятия. Поэтому и камеру, и микрофоны нужно подготовить заранее. Хорошо, если в этом главными помощниками станут взрослые.

Даже при наличии хорошей интернет-связи существует небольшая задержка между тем, когда говорит педагог, когда ученик слышит и исполняет задание. Поэтому дирижировать непосредственно исполнением ученика, одновременно показывать акценты и давать рекомендации довольно сложно. Здесь в помощь приходит видеозапись. Сфотографировав ноты и выделив в них красным цветом все замечания, я комментирую и исполняю на инструменте отдельные, требующие доработки, места. Фотография нот и видеозапись позволяют ученику более точно разобраться в ошибках и исправить их.

Занятие в домашней остановке в определенной степени расхолаживает ребенка. В кабинете на занятии ученик меньше отвлекается, более собран и результат достигается гораздо быстрее. Поэтому при организации дистанционных занятий очень важно изначально установить режим занятий, обговорить время начала и окончания занятий, расписание. Всё это позволит и педагогу, и ребенку правильно спланировать своё время и сформировать навыки самоконтроля.

В целом, по моему опыту, дистанционное обучение требует от всех участников образовательных отношений особого уровня контроля. Мы должны понимать, что это временная и вынужденная мера, которая не может быть применима как «заменитель» очного обучения. Но в особых условиях она вполне может использоваться.

Количество просмотров: 6906  

Добавить комментарий

1. #ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате
2. Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»
3. Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении
4. Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования
5. Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения
6. Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?
7. Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»
8. Фортепиано дистанционно – современная реальность
9. Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения
10. Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»
11. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения
12. Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
13. Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
14. Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
15. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»
16. Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
17. Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»
18. Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка
19. Нейрофитнес и спортивные упражнения
20. Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Страницы

1. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы