Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения

 
 

Мокроусов Николай Юрьевич,

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением

предметов художественно-эстетического цикла

 
 
 

Корчагин Максим Александрович,

учитель географии и ОБЖ

МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением

предметов художественно-эстетического цикла

 

Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения

Школьный театр – это «особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации» [1].

Актуальность школьной театральной студии выражается в потребности преодолеть проблемы развития творческой индивидуальности ребенка посредством приобщения к театральному искусству, решить вопрос отрешенности подрастающего поколения от культурной составляющей жизнедеятельности человека.

Решение проблем формирования творческой индивидуальности ребенка приобретает исключительную значимость в условиях дистанционного обучения. Особенно сложен процесс взаимодействия с воспитанниками в рамках занятий театральной студии. Ведь каждое отдельно взятое занятие представляет собой активную коммуникацию между объектами и субъектами процесса: взаимодействие с партнером и пространством, которое выражается в тактильных, обонятельных и осязательных приемах, вербальных и невербальных приемах общения. Тем самым можно определить главную проблему, которая заключается в отсутствии необходимого эмоционального контакта. Обучающиеся теряют восприятие театра как живого вида искусства. Перед каждым педагогом встает сложная для решения задача: «Каким образом создать необходимые условия дистанционного формата для поддержания эффективности обучения и воспитания?»

В условиях общеобразовательной школы это становится возможным благодаря интеграции общего и дополнительного образования, личностных и профессиональных качеств педагогов, выбора эффективных методик обучения и форм организации образовательного пространства [2, с.71].

Театральная студия «Диалог» в средней общеобразовательной школе № 90 города Новосибирска занимает ведущие позиции в учебно-воспитательной деятельности школы. В основе программы данной театральной студии заложен метод активного изучения классических произведений русской и зарубежной литературы и постановка театрализованных представлений на основе изученного материала. Благодаря использованию данного метода в процессе учебно-воспитательной деятельности театральной студии обучающиеся погружаются в мир классики литературных произведений, приобретают необходимый жизненный опыт, примеряют на себя чувства и эмоции героев. В дистанционном формате этот метод претерпевает необходимые изменения. Погружение в мир классической литературы происходит с помощью использования цифровых технологий. Театральная студия школы № 90, изучая литературный материал будущего спектакля в рамках дистанционных занятий, внедряет платформы для проведения онлайн-конференций Zoom и Microsoft Team. Основываясь на полученном опыте, мы выделили плюсы и минусы использования данного метода. К основным минусам можно отнести: технические сбои, влияющие на усвоение материала, отсутствие возможности практически использовать пройденный литературный текст в необходимых предполагаемых обстоятельствах. Из плюсов можно выделить включение в творческий процесс менее активных участников театральной студии. На наш взгляд, подобный положительный эффект возникает благодаря тому, что школьники, обладающие «эмоциональными зажимами», ощущают себя в более комфортной обстановке, находясь за пределами репетиционного зала театральной студии. Тем самым у педагога появляется шанс раскрыть творческий потенциал ребенка, помочь преодолеть скованность и неуверенность в условиях дистанционного обучения и плавно перевести его в офлайн формат для дальнейшей деятельности по решению имеющихся проблем.

Развитие личности каждого обучающегося и их творческой, неповторимой индивидуальности в театральной студии «Диалог» происходит по средствам использования определенных форм и приёмов. Занятия строятся по принципу изучения методов и особых техник актерского мастерства и сценической речи выдающего русского театрального режиссера и актера К.С. Станиславского. Формы занятий в театральной студии «Диалог» весьма разнообразны и проходят в атмосфере творческого поиска: тренинг, репетиция, беседа, ролевая игра, познавательная игра и т.д. Данные формы и приемы также применимы и в дистанционном формате с помощью информационных ресурсов, таких как: Quzizz и Kahoot, онлайн-трансляций в социальных сетях Instagram и Вконтакте, платформы для онлайн-обучения CORE и т.д. В процессе работы театральной студии, вне зависимости от формы обучения, каждый ребенок узнаёт много нового о себе, своих способностях и талантах, об особенностях общения, тренирует силу воли и терпение в работе, развивает умение преодолевать трудности, становиться частью коллектива, учиться достигать поставленные перед ним цели и задачи.

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что деятельность театральной студии является тем инструментом, который способствует разностороннему развитию личности ребенка в школе и вне всяких сомнений формирует творческие индивидуальные способности каждого воспитанника. И несмотря на ограничения в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в мире, педагогам удается сохранять эффективность образовательного процесса с помощью внедрения дистанционных цифровых технологий.

Список литературы

1. Ганелин Е.Р. Школьный театр: программа обучения детей основам сценического искусства [Электронный ресурс]. СПб: Изд-во Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, 2002.Режим доступа:http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/file/school.doc(дата обращения:26.10.2020)

2. Шушарина, М.Ю., Мирошниченко, Е.М. Инновационный проект «Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности» / М.Ю. Шушарина, Е.М. Мирошниченко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-proekt-shkolnyy-teatr-kak-sredstvo-razvitiya-lichnosti-shkolnikai-ego-tvorcheskoy-individualnosti(дата обращения:26.10.2020)

Количество просмотров: 7267  

Добавить комментарий

1. #ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате
2. Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»
3. Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении
4. Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования
5. Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения
6. Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?
7. Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»
8. Фортепиано дистанционно – современная реальность
9. Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения
10. Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»
11. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения
12. Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
13. Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
14. Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
15. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»
16. Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
17. Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»
18. Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка
19. Нейрофитнес и спортивные упражнения
20. Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Страницы

1. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы