Концертмейстер в хореографическом коллективе: мои первые шаги в педагогике

 
 

Ващенко Олеся Григорьевна,

концертмейстер

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Концертмейстер в хореографическом коллективе: мои первые шаги в педагогике

Дорогие коллеги! Очень надеюсь на то, что вы любите хореографию так же, как люблю её я! А ведь еще 13 лет назад, когда я поступила в Бийский государственный музыкальный колледж, с хореографией я была знакома весьма поверхностно. И когда училась в Новосибирской Государственной консерватории имени М.И. Глинки, моим основным предметом был аккордеон. А потом моя жизнь круто изменилась – я попала в Центр внешкольной работы «Галактика». Нет, с аккордеоном я не рассталась. Он по-прежнему всегда со мной, ведь уже третий год я концертмейстер в образцовом хореографическом коллективе Студия танца «Звёзды Галактики» и в студии танца «Кроха-DANCE».

За это время мне удалось погрузиться в совершенно новый для меня мир хореографии. Здесь я столкнулась со множеством проблем и вопросов: как подбирать музыкальный материал? Как научиться понимать педагога, не зная предмета и терминологии? В чём принципиальная разница между игрой концертмейстера и записанной фонограммой?

«Для чего нужен концертмейстер, если есть магнитофон?» – вопрос, часто возникающий в умах обывателей. Начав работать в данной сфере, могу с уверенностью сказать: нужен и магнитофон, и концертмейстер. С функциями первого всё понятно – воспроизведение фонограммы от начала до конца в «концертном» варианте. Но что делать, когда танец только начинает разучиваться? Как раз здесь и возникает потребность в наличии концертмейстера. Он может воспроизвести именно тот музыкальный отрывок, который нужен для проучивания движения, может подобрать удобный темп, сделать паузу или замедление, если это необходимо. При исполнении движений у станка учащимися разных возрастов значительно варьируются темпы, схемы исполнения, музыкальный материал. Было бы проблематично воспроизводить всё это с одним лишь магнитофоном. Помимо этого, давно известна благотворность влияния живой музыки на детей. Живой аккомпанемент на занятиях – это возможность познакомиться с музыкальным инструментом, услышать музыку разных народов мира, узнать множество прекрасных произведений, которые едва ли можно часто услышать в современном мире.

Важную роль при подборе материала для аккомпанемента сыграла универсальность моего инструмента. Я играю на аккордеоне, а репертуар аккордеонистов отличается большим разнообразием. Здесь можно встретить и классику, и авангард, и эстрадные пьесы, и обработки народных песен. А когда есть большой выбор, подобрать подходящую мелодию не составит труда. Нужно лишь научиться наблюдать за учащимися, улавливать ритмику того или иного танцевального движения и сопоставлять её с ритмикой музыки. Немного набравшись опыта, уже невольно начинаешь улавливать слухом мелодии, которые звучат в фильмах, на радио, и которые можно будет использовать для аккомпанемента к тем или иным танцевальным движениям. Непрерывное расширение музыкального кругозора, развитие «цепкости слуха» – ключевые факторы профессионального роста концертмейстера.

В хореографическом зале педагог, бесспорно, является ключевой фигурой. И не только детям есть чему у него поучиться. Впервые придя в танцевальный коллектив, концертмейстер становится точно таким же учеником, которому предстоит узнать массу терминов, запомнить визуально все движения. Наблюдение за учащимися не всегда может дать чёткую картину исполнения движений, поэтому важно взаимодействовать с педагогом, слушать, запоминать, видеть всё, что он показывает и рассказывает. Со временем область знания предмета будет расширяться, а с ним будет и облегчаться взаимопонимание между педагогом и концертмейстером, появится возможность участия последнего в воспитании и обучении юных танцоров.

С течением времени, с приобретённым опытом мне удалось справиться с большинством проблем и задач, стоявших передо мной в начале работы. Однако, наступивший 2020 год внёс коррективы во все сферы человеческой жизни, в том числе и в дополнительное образование, поставив ряд новых задач перед работниками педагогической сферы. Появилась необходимость быстро овладеть дистанционной формой обучения. Педагогами нашего хореографического структурного подразделения был разработан ряд заданий для учащихся, помимо групповых видео-занятий. Данные задания были направлены на развитие широкого кругозора, творческого мышления, обогащение теоретических знаний, овладение самостоятельной работой. Учащиеся смотрели трансляции знаменитых балетов в постановке Большого театра, после чего им нужно было перечислить все знакомые танцевальные элементы, позиции рук, ног, прыжки, увиденные на экране; написать авторов музыки и хореографии, перечислить исполнителей главных партий. Творческая часть задания включала в себя написание сочинения, изготовление поделок и рисунков на тему спектакля. Большое воспитательное значение для детей имело участие в записи видео-концерта ко Дню Победы.

Мне довелось принять участие в одной из форм дистанционного обучения. Она представляла собой видео-задания с письменными пояснениями для самостоятельного освоения учащимися. Совместно с педагогом мы записали множество видео-заданий: педагог исполнял танцевальные движения под мой аккомпанемент. При помощи родителей, учащиеся снимали своё исполнение движений под музыку с наших видеозаписей и отправляли педагогу.

Время самоизоляции подарило прекрасную возможность для саморазвития и методической работы. Мне удалось выучить множество новых музыкальных композиций, на которые раньше не хватало времени. Кроме того, была начата работа над методическим пособием для концертмейстеров «Музыкальное оформление занятий по народному танцу», которое увидело свет в ноябре 2020 года.

Никто не знает заранее, какие сюрпризы ожидают сферу дополнительного образования в будущем. Но можно с уверенностью сказать, что в любых ситуациях мы сможем найти выход, в любых условиях наш труд будет востребован. А внедрение новых форм обучения – это очередная ступень в профессиональном развитии педагогических работников.

Количество просмотров: 6660  

Добавить комментарий

1. #ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате
2. Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»
3. Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении
4. Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования
5. Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения
6. Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?
7. Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»
8. Фортепиано дистанционно – современная реальность
9. Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения
10. Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»
11. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения
12. Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
13. Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
14. Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
15. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»
16. Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
17. Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»
18. Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка
19. Нейрофитнес и спортивные упражнения
20. Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Страницы

1. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы