Эффективное сотрудничество семьи и школы по воспитанию духовно-нравственной личности младших школьников через привитие любви к книге и чтению
Сегодня в век современных информационных технологий педагоги и многие родители обращают внимание на потерю интереса у детей к книге и чтению. Раньше наша страна считалась одной из самых читающих. Как сделать, чтобы интерес к книге и чтению был глубоким, устойчивым и носил постоянный осознанный характер, а не от случая к случаю? Это как потребность дышать. Мы не замечаем, что делаем вдох и выдох.
Воспитание личности есть приоритет в современном образовании. Духовно-нравственное воспитание возможно через обсуждение с ребёнком социально-культурных ценностей, нравственных сторон поступков других людей, что одобряет общество, а что осуждает. Лучшим помощником в этом может стать книга, осознанная любовь к чтению. Следуйте совету Д. М. Лихачёва «Любите книгу! Литература даёт нам колоссальнейший, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому что то или иное произведение надо прочесть, а потому что оно вам нравится, вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте ещё раз, третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые он знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим, и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, когда накапливается раздражение друг против друга, то просто выразить своё отношение к произошедшему с вами или с кем-либо другим» [1].
Ещё в 2015 году итальянский педагог Чезаре Като дал на лето необычное задание ученикам, одним из пунктов было: «Читайте! Много, сколько сможете. И не потому, что вы обязаны это делать. Читайте потому, что лето вдохновляет на мечты и приключения, а чтение – это как взлёт. Читайте, потому что это лучшая форма сопротивления» [6]. Проблема заключается в том, что не все родители в достаточной степени компетентны в вопросах приобщения детей к книге и чтению.
А. С. Макаренко говорил: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка» [2]. В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте» [5]. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность в семье от родителей. Но образовательное учреждение может и должно педагогически направить, усилить положительное внешкольное влияние, включить в систему своей воспитательной деятельности, а также по возможности скорректировать отрицательные влияния, используя весь арсенал профессиональных возможностей. Школа призвана создать благоприятную психологическую атмосферу, комфортное пребывание учеников в ней, обеспечить высокое качество образования.
Большинство современных родителей стремятся повысить свою компетентность. Источниками для её повышения могут быть: многочисленные пособия для родителей, специальные телепередачи, периодические издания, интернет-сайты, обмен опытом, встречи с конкретными профессиональными людьми. Однако этой информации не всегда достаточно. Многолетняя практика работы в школе показывает, что родители начинают активно сотрудничать со школой и педагогами, если между ними возникают взаимопонимание и взаимоуважение.
Поэтому я поставила следующие задачи:
– выявить и удовлетворить потребность родителей в получении педагогической помощи по вопросам приобщения детей к книге;
– расширить и углубить представления родителей по вопросам приобщения привития любви к книге, чтению;
– раскрыть творческие способности родителей и детей в совместной деятельности.
Мною на практике используются различные методы активизации родителей. Привлечение их к совместной творческой работе с детьми: смотр-конкурс «Книга своими руками», проект «Моя азбука от А до Я», изготовление дорхенгеров по любимым книгам, конкурс закладок для книг, театрализованные представления, акция «Вторая жизнь книге».
1. Анкетирование учеников и родителей – выявление отношения к чтению книг. Приложение 1. Анкета для учеников и родителей по книгам, чтению.
2. Родительское собрание-консультация. Приложение 2. «Как воспитать у ребёнка любовь к книге, чтению».
3. Читательский дневник. Это отзыв-размышление ученика о прочитанной книге. Что хотел нам, читателям, сказать автор книги, кто герои, их поступки и дела. Отношение ученика к книге: понравилась – чем, не понравилась – почему? Как бы ты поступил на месте героев? Это умение связать свои мысли с эмоциями от прочитанного.
4. Ученики создают проекты, пишут сказки, сказочные истории. При этом как на уроках, так и во внеурочной деятельности используются все воспитательные возможности сказок. А.Н. Толстой говорил: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказки раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». При работе со сказкой использую различные методы и приёмы: аудио-прослушивание, чтение, сочинение, пересказ сказок, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное представление сказки, организация выставки рисунков учащихся к произведениям, игры в группах с использованием фольклорного материала и другое. Красота и разнообразие окружающего нас мира, человеческих отношений могут служить прекрасным средством воспитания души ученика. Отклик в душе прорастает творчеством в виде сочинения сказок, сказочных историй. Важно не только моральное и эстетическое удовольствие ученика от своего творчества, но и социальная направленность: где и для кого можно использовать свой труд (на уроке, во внеурочной деятельности, для своих одноклассников, учащихся школы, детского сада, родителей).
Так были созданы проекты «Математические сказки», «Город будущего», «Человек и природа».
5. Ребята активно участвовали в городском конкурсе «Литературно-экологический портрет Сибири» в номинации «Напиши сказку» Маргарита Б. сказка «Звёздочка», Игорь П. сказочная история «Чтобы не было беды» стали победителями, Георгий З. «Сказка о человеке и золотой рыбке», Иветта П. со сказкой «Удивительное чудо – природа», Ангелина Ц. – сказка «Урок Флоры сёстрам» стали лауреатами (дипломы II и III степени). Приложение 3. Сказка «Звёздочка».
6. Участие в проекте «Янтарные страницы» совместно с центром детского творчества «Содружество», районный открытый конкурс авторской фотографии «Книжный натюрморт» (позволяет через творчество учащихся с 1-11 классы выявить литературные предпочтения и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся: ребята учатся коммуникабельности, толерантности, выражать свои мысли через фотографию).
7. Новый вид современной рекламы – дорхенгер от англ. door – «дверь» и hanger – «вешалка», который можно использовать для выявления интереса к книгам, к их анонсированию, внедрению в активное чтение. Преимущества таких рекламных крючков очевидны – это быстро, оригинально, ново, современно. Их изготовляют на качественной мелованной бумаге или пластике. Они дают возможность красиво, аккуратно, доступно и ярко предоставить необходимую информацию по книге, выявить возрастную аудиторию, побудить к чтению.
8. Буктрейлер по книге – небольшое видео, презентация книги. Цель таких роликов – привлечение внимания к чтению, к книгам при помощи визуальных средств.
9. Городской конкурс рецензий «Время читать».
Дети 1 и 2 классов ещё не могут написать рецензию на книгу, этому их надо учить, можно начинать с читательского дневника, который ребята начинают вести после окончания 1 класса, когда пишут отзывы на прочитанные книги летом. А вот ученики 3-4 классов уже могут проявить своё творчество, поделиться мыслями по прочитанному произведению.
10. Активное участие детей в социальных акциях с привлечением родителей: сбор книг для детских домов, интернатов «Книга для сверстника»; акция «Собери макулатуру – сохрани дерево».
11. Театрализованные представления: сказок, басен, стихотворений, отрывков из произведений. Их можно показывать как на уроках, так и во внеурочной деятельности, с привлечением родителей и совместные вечера творчества, проводимые в семье.
12. Выставки рисунков учеников по прочитанным книгам. Поддерживая ребёнка, развивая его творческий потенциал, родители воспитывают у ребёнка бережное отношение к его результатам труда, его движение вперёд, к самосовершенствованию, к привитию у ребёнка любви к чтению, к книге. В этом процессе укрепляются отношения родителей и ребёнка.
13. Проект «Моя азбука от А до Я».
14. Участие в конкурсах, проводимых городским Центром истории Новосибирской книги.
– Историко-литературно-художественный конкурс «Не даром помнит вся Россия…». Романов Д. – диплом I степени.
– Литературно-художественный конкурс «Художник и книга. Художник Светлана Ким» в номинации художественное чтение. Ангелина Ц. – диплом победителя.
– Художественное чтение произведений, посвящённых А. И. Покрышкину, лётчикам-землякам. Михаил Б. – диплом победителя.
– Конкурс «Читая сибирскую литературу» в номинации художественное чтение «Воспевая красоту» Алена Л. – диплом победителя.
– Конкурс «Читая сибирскую литературу» в номинации художественное чтение «Воспевая красоту» Ангелина Ц., Михаил Б., Дмитрий С., команда – диплом победителя.
15. Участие учеников в городском экологическом проекте «Седьмой лепесток» (ТРИЗ-турнир, игра «Самый умный эколог», открытая научно-практическая конференция младших школьников «Моё первое исследование»). ТРИЗ-турнир – командная игра, где дети демонстрируют знания по определённой теме (даётся предварительно тема и список книг), умения сравнивать, предполагать, обобщать, распределять обязанности между членами команды, выслушивать всех и принимать капитану единственно правильное ответственное решение.
16. Активное участие в городском и региональном командном конкурсе «Мир на ладони» по истории, географии и культуре Сибири. Здесь ученики должны показать свои знания по Сибири (почётные граждане, их вклад в развитие Сибири, промышленность, строительство, транспорт, просвещение, медицина, культура, спорт). Также умение работать с картой, объектами, сравнивать, находить общее и отличие. Неоднократно команды становились призёрами и победителями.
17. Активное участие учеников в городском конкурсе «Лукоморье». Для начальных классов предусмотрены две возрастные категории:1-2 и 3-4 классы. Ученики готовятся каждый год по определённой теме. Родители вместе с детьми могут поучаствовать в семейном конкурсе «Работа над ошибками».
Сахарова Софья была внесена в книгу Золотой Фонд и список лучших игры конкурса «Лукоморье – 2020».
18. Участие учеников в игровом международном семейном конкурсе по истории мировой культуры «Золотое Руно», где ребята вместе с родителями дома применяют свои знания или находят ответы на вопросы, используя книги, энциклопедии, совместную помощь друг друга.
Кузнецова Варвара – 1 место по региону, 1 место в общем зачёте 2020 г.
19. Участие учеников в международном конкурсе по естествознанию «Человек и природа». Здесь нужны не только знания учеников из книг, но и их умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, всё, что связано с окружающим миром, Вселенной.
20. Участие в городском конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Моё первое открытие». Здесь ученик демонстрирует подготовленный учебный проект – деятельность, направленная на решение заинтересовавшей ученика проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели, задач. Результат этой деятельности носит практический характер, важен и полезен как для самого ученика-открывателя, так и для других. Для этого ученику требуется прочитать и поискать определённую информацию во многих книжных источниках. Предположить, проанализировать, сравнить, обобщить, доказать, провести опыты, понаблюдать, сделать выводы. Работы учеников представлены в разных секциях: «Математика» Руслана Климова – район победитель, городи – лауреат; «История» Александр Седов – район лауреат; «Литература» Мария Атмашкина – район лауреат; «Краеведение» Алексей Ким – район лауреат, «Окружающий мир» Матвей Батылин – район лауреат.
21. Творческий конкурс по изготовлению закладок для книг.
22. Акция «Вторая жизнь книге» – ребята совместно с родителями подклеивают, ремонтируют книги. Составляют памятку бережного обращения с книгой, которую наклеивают в дневник. Приложение 4. Памятка бережного обращения с книгой.
23. Участие детей в дистанционных и открытых сетевых конкурсах по литературе, биографическим данным писателей, на социальные и нравственные темы, способствует побуждению учеников к чтению.
24. Смотр-конкурс «Книжка-малышка своими руками». Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми по самостоятельному изготовлению книг с использованием рисунков, аппликаций.
25. Выставки-обзор «Моя любимая книга», «Знакомство с детскими журналами». Содействие развитию интереса к детским журналам, книгам и их прочтению взрослых и детей в ходе организации цикла тематических выставок. Ученики делятся информацией с одноклассниками по своей любимой книге, журналу или новинкам журналов (здесь можно привлечь школьного библиотекаря в помощь для информирования).
26. Праздник – посвящение первоклассников в читатели (стал доброй традицией в нашей школе). Проводят его сотрудники школьной библиотеки, далее учеников записывают в библиотеку (ребята посещают её в определённый день с регулярностью).
27. Экскурсия в детскую библиотеку района с привлечением помощи родителей.
28. Творческий совместный конкурс учеников и их родителей «Написание синквейна» о книге, чтении, героях книг. 1-2 классы совместно с родителями, 3-4 самостоятельно. Это очень эффективный метод развития образной речи у учащихся, проявления их творческих способностей, подведение итогов изученного материала.
29. На неделе начальной школы ученики участвуют в конкурсе на лучшее высказывание о литературе; создают рисунки по заданным темам; выпускают газеты с кроссвордами, загадками, ребусами по произведениям книг; знакомят ребят других классов со своей любимой книгой; рассказывают интересный факт из жизни писателя; отвечают на вопросы викторины.
30. Творческий проект «Жар птица из книги, жар птица у нас». Ученики с большим желанием, творческой активностью подходят к выполнению таких проектов.
31. Ученики обращаются к книжным источникам при подготовке тематических классных часов, например «День заповедников и национальных парков России». Ученики выступают перед своими одноклассниками (идёт формирование личностных качеств: коммуникабельность, развитие речи, умение общаться, внимательно слушать собеседника, отвечать на вопросы). Ребята готовят рисунки, поделки.
В такой совместной работе учителя, учеников, родителей устанавливаются взаимное доверие, взаимопомощь. Участие в конкурсах и мероприятиях, различного уровня помогает сплотить коллектив учеников и родителей. Раскрыть для себя новые грани таланта каждой семьи.
Сухомлинский В.А. писал, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах. (3) Как нельзя лучше это подтверждает девиз нашего образовательного учреждения «В будущее вместе с нами» и вся работа, направленная на совместную плодотворную деятельность семьи и школы по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», – говорил В.А. Сухомлинский [4].
Литература:
1. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Д, Детская литература, 1989. – С. 95.
2. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1983. – 160с.
3. Сухомлинский, В.А. Потребности человека в человеке [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Сов. Россия, 1981. – 96 с. – (Человек среди людей).
4. Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: 1990.
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
6. Чезаре Като https://www.adme.ru/zhizn-dobro/uchitel-opublikoval-domashnee-zadanie-na-leto-dlya-uchenikov-i-proslavilsya-na-ves-mir-997860/.
Количество просмотров: 10638 |
Комментарии
Вадим О. опубликовано
Васильева Елена... опубликовано
Ольга опубликовано
Маргарита опубликовано
Николай опубликовано
Юлия опубликовано
Страницы
Добавить комментарий