Эффективное сотрудничество

 
 

Ярцева Татьяна Игоревна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ Гимназии № 15 «Содружество» г. Новосибирска

 

Эффективное сотрудничество

Воспитательная линия гимназии № 15 «Содружество» основана на базовых для нашего общества ценностях: семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье и человек. Общая цель воспитания в гимназии – личностное развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Семья и образовательная организация могут достичь этой цели только по пути сотрудничества.

Что же такое эффективное сотрудничество? Это процесс взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией и достижение единой цели. Наиболее эффективная стратегия взаимодействия между педагогом и родителем – это принятие решения.

Прежде всего, я стараюсь установить партнёрские отношения между педагогом и родителем. Это подчёркивание общих целей в защиту интересов ребёнка, объединение в команду, использование «мы»-высказываний, выработка совместной стратегии, позитивное описание ребёнка, его достоинств и успехов, отсутствие обвинений и угроз. Работать творчески, находить индивидуальный подход, ориентироваться на процесс, быть включённой в этот процесс – необходимое условие для осознания своей профессиональной позиции. Мне интересно знать, как ребёнку и семье сейчас, насколько комфортно или некомфортно. Педагог должен проживать и переживать вместе с детьми эмоции, события, уметь принять и понять ребёнка. Важно изучать внутренний мир ребёнка, важно обращаться к его переживаниям, иметь навыки понимания или владеть информацией, как реагировать на ситуацию. Я использую регулярные «хорошие вести»: в каких областях стало лучше и как именно, какую конкретно работу ребёнок проделал; описание характеристик ребёнка: какой он в классе, чем отличается от сверстников, что мне особенно нравится в ребёнке.

Важное место в моей работе занимают беседы с родителями.

Структура беседы с родителями такова:

1. Установление контакта.

2. Сообщение позитивной информации о ребёнке.

3. Обсуждение трудностей и препятствий, которые мешают ученику продвигаться вперёд.

4. Подведение итогов, обсуждение планов на будущее.

Приёмы ведения беседы:

1. Обращение по имени.

2. Использование просьбы, а не требования «Анна Ивановна! Не могли бы вы…», «Я прошу…»

3. Приглашение к активному участию «Вы не замечали, что в последнее время…», «Как вы думаете, с чем это может быть связано?»

4. Можно делиться своим беспокойством: «Вы знаете, меня очень тревожит, что… Как вы думаете, что может этому быть причиной?»

5. Непрямые вопросы: «Как вы думаете, с каким специалистом вам лучше обсудить это?»

6. «Мы»-высказывания: «Давайте вместе попробуем», «Давайте вместе подумаем, как мы можем помочь Саше…»

7. «Так ведь?», «Я правильно говорю?», «Не правда ли?»

8. В конце встречи уместно подвести итог: «Итак, мы решили…», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято…», «Что вы планируете предпринять?». Поблагодарить.

Бывает, что общаясь с родителем, мне трудно переключиться на стиль общения «на равных». Автоматически я продолжаю общаться в том же режиме, что и с их ребёнком. В любом человеке уже на биологическом уровне заложена потребность в равноуровневом общении. (Первый закон коммуникации)

Здесь помогают фразы-помощники: «Вы проделали большую работу как родитель», «Вы главный эксперт по своему ребёнку!», «Ваше мнение очень важно», «Какие стратегии вы используете дома?», «Ваш ребёнок любит вас и ориентируется на вас», «Представляю, как вам должно быть тяжело», «Меня впечатляет то, как вы справляетесь с трудностями».

Для эффективного сотрудничества я использую привлечение родителей: как бы они хотели поучаствовать в школьной жизни ребёнка? (например, учитывая их профессию). Мама-врач научила ребят правильно мыть руки, мама-предприниматель провела мастер-класс по изготовлению свечей из воска. «Год на отлично» – так называлась творческая программа родителей ко «Дню знаний».

В моей работе существуют три направления: укрепление отношений родитель – ребёнок, создание партнёрских доверительных отношений с родителями и утверждение своей позиции как учителя, авторитетного и ответственного за учебную программу и организацию работы в классе.

Мир меняется и нужно идти в ногу со временем. Без понимания себя, как специалиста, и анализа своей работы невозможно выстраивать эффективное сотрудничество и общение. Очень часто происходит расхождение между педагогом и родителями в плане ценностей. То, что от меня ожидают, не всегда совпадает с моими собственными представлениями. А что же думают о роли педагога родители?

Опрос по методике «Незаконченные предложения» (см. Приложение 1) показал, какими видят современного педагога и школу родители моего класса. Педагог должен любить детей, т.к. без любви, без принятия ребёнка таким, какой он есть невозможно работать с детьми.

По результатам исследования школ из разных стран канадские учёные сделали обзор успешности учеников. Не обучение в малых группах, не формирование классов по способностям, а учительские ожидания побеждают с большим отрывом. На успешность конкретного ученика в наибольшей степени влияет то, что вы от него ждёте. Родительская вовлечённость не менее значима, чем ожидание учителя. На втором месте – дискуссии в классе, положительная обратная связь и формативное оценивание. Исходя из требований к педагогу, он должен быть справедливым, адекватно реагировать на ситуацию поощрения и наказания, быть равным ко всем, какие бы ученики не были в классе. Быть воспитанным, сдержанным, учтивым, внимательным, не реагировать остро на конфликты и не идти на провокации со стороны родителей. Сохранять своё лицо. Во все года педагог был и остаётся эмоционально возвышенным над ситуацией. Педагог должен формировать взгляды детей, педагог-наставник, который влияет на мнение детей, на их точку зрения, на восприятие мира, на то, что происходит сейчас. Родители отметили готовность педагога и школы к инновационной деятельности: вводить новые методы, новые проекты, связанные с инновациями, которые могут привнести вклад в улучшение образовательного процесса. Это базируется и на личных качествах педагога – стрессоустойчивость, готовность к творчеству, готовность экспериментировать, пробовать новое (см. Приложение 2).

 

В научной среде к специфическим, специальным качествам педагога относят умение разрабатывать проекты, анализировать, выявлять ошибки, находить новые методы обучения и внедрять их. Эти качества необходимы для инновационной деятельности и являются неотъемлемыми не только для педагога, но и для образовательного учреждения. Это нужно и педагогу, и образовательной организации, и государству. Сегодня современное образовательное учреждение должно быть конкурентоспособным, оперативно ориентироваться в современном мире. А значит – эффективное сотрудничество между семьёй и школой через общение в современных условиях необходимо.

Список литературы

1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р.Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с. — URL: https://studfile.net/preview/5373676/  (Дата обращения 21.06.2021).

2. Мастер коммуникации. Надежда Владиславова, Елена Лопухина. Из серии: Психология. Высший курс. — URL: https://bookz.ru/authors/nadejda-vladislavova/master-k_297/page-3-master-k_297.html  ( Дата обращения 29.09 2021)

3. Образ учителя в системе современного образования. Федосеева И.А., Малиновская М.П. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-uchitelya-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya ( Дата обращения 7.09.2021)

4. Сотрудничество педагогов и семьи в условиях современной школы. Хуторянская Т. В. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-uchitelya-v-sisteme-sovremennogo-obrazovaniya/viewer ( Дата обращения 22.09.2021)

5. Курсы повышения квалификации и переподготовки по психологии и педагогике «Эффективная коммуникация между педагогом и родителем» Екатерина Верченова. Психолог, психодраматерапевт, СМИ – эксперт по вопросам семейной психологии. — URL: https://foxford.ru/teacher/courses/4319/landing (Дата обращения 12.08.2021)

6. Курсы повышения квалификации и переподготовки «Психология – учителю: работа с «трудными» учениками и родителями». Елена Трушина. Клинический психолог МГУ им. М.В.Ломоносова, детский психоаналитик. — URL: https://foxford.ru/teacher/courses/489/landing (Дата обращения 20.07.2021)

7. Родительское собрание. Одним из вопросов родители обсуждали правила дорожного движения. — URL: https://vk.com/wall-188490629_212

8. Как правильно мыть руки? Мама Павловой Вики рассказала об этом на классном часе «Все профессии важны» — URL: https://vk.com/wall-188490629_79, https://vk.com/wall-188490629_109

9. Урок – праздник «Семейный круг» — URL: https://vk.com/wall-188490629_25, https://vk.com/wall-188490629_41

10. День Матери — URL: https://vk.com/wall-188490629_5

11. «Год на отлично» Интерактивная программа для детей, созданная силами родителей. https://tayrc1.jimdofree.com/%D0%BC%D0%BE%D0%B8-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/

12. Семейные соревнования с Cuboro — URL: http://nachalochka15.blogspot.com/p/cuboro.html

Количество просмотров: 7175  

Добавить комментарий

1. Эффективное сотрудничество семьи и школы по воспитанию духовно-нравственной личности младших школьников через привитие любви к книге и чтению
2. Школа # 82. Делаем то, что важно!
3. Эффективное сотрудничество
4. Технология проектной деятельности как средство повышения читательской компетентности обучающихся
5. Обучение аудированию на уроках английского языка младших школьников
6. Основы формирования навыков безопасного поведения младших школьников на дороге
7. Листая страницы истории… (к 20-летию МБОУ гимназии № 9)
8. Работа над формированием функциональной грамотности в коррекционной школе
9. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в МАОУ Гимназии № 11 «Гармония»
10. Организация профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
11. Применение метода «Перевёрнутый класс» на уроках иностранного языка
12. Возможности технологии развития критического мышления через чтение и письмо для формирования читательской грамотности
13. Опыт организации проектной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО
14. Приготовьтесь, сейчас вылетит птичка: фототерапия как средство укрепления взаимоотношений с ребенком
15. Эстетическое содержание урока математики
16. Сотрудничество учителя начальных классов и родителей первоклассников по вопросу коррекции нарушений речевого развития у детей
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы