Организация профориентационной работы в общеобразовательном учреждении

 
 

Куратова Елена Ануаровна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 134 г. Новосибирска

 

Организация профориентационной работы в общеобразовательном учреждении

Сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка предъявляет все возрастающие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения в корне изменили характер и цели труда: возрастает его интенсивность, растет напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования, так как выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение.

Организация профориентационной работы в МБОУ СОШ № 134 является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса. С 2018 года наша школа является инновационной площадкой «СПЕЦИАЛИСТЫ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ. Повышение ресурсности будущих выпускников через участие в общероссийском движении Джуниорскиллс».

Профессиональная ориентация (профориентация) – это процесс, способствующий своевременному формированию готовности личности к сознательному выбору профессии. Максимальное совпадение субъективных желаний человека с потребностями общества – задача всей системы профориентации.

Профориентационная работа, проводимая в школе, помогает обучающимся ознакомиться с разнообразием современных профессий, вызывает у детей интерес к познанию себя и желание развиваться профессионально. Помочь учащимся осознанно выбрать профессию, сформировать у старшеклассников собственный взгляд на трудовую деятельность, научить их оценивать свои возможности – все это задачи профориентационной работы в школе.

Обоснованность и правильность профессионального выбора школьника справедливо можно считать одним из основных показателей эффективности профориентационной работы. Умение соотносить учащимся требований профессии со своими индивидуальными особенностями в будущем непосредственно будет оказывать влияние на успех в профессиональной деятельности.

В школе в 2020-2021 году реализовывались следующие значимые всероссийские и региональные проекты по профессиональной ориентации учащихся:

– проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов образовательных организаций «Билет в будущее» при поддержке Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия);

– проект по профессиональной навигации учащихся – Всероссийские открытые уроки по профессиональной навигации в режиме онлайн-трансляции на портале «ПроеКТОриЯ» для учащихся 8-11 классов;

– ученики 7-11 классов приняли участие во Всероссийском образовательном мероприятии «Урок цифры»;

– ученики приняли участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов» (профориентационное информирование о деятельности ведущих предприятий России популяризация профессий и специальностей, востребованных на рынке труда);

– учащиеся 9Б класса приняли участие в VIII Открытом региональном чемпионате "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" Новосибирской области в 2021 году (национальные проекты России WorldSkills Russia Новосибирская область Juniors).

Результаты: Федюнин Данил занял 1 место в компетенции «Неразрушающий контроль»; Замятин Александр участник в компетенции «Неразрушающий контроль»;

Михайлов Евгений участник в компетенции «Графический дизайн».

  

 

Работа с учащимися выпускных классов школы – одно из направлений профориентационной работы в нашей школе. Для этого направления в школе проводятся тематические беседы, проводятся открытые мероприятия с приглашением преподавателей, студентов колледжей и вузов, организованы экскурсии в учебные заведения, проводятся мастер-классы и конкурсы, что вызывает живой интерес к будущей профессии.

В Федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о введении в образовательный процесс сетевой формы взаимодействия, при которой осуществляется возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, которые осуществляют образовательную и воспитательную деятельность. Сетевое взаимодействие ОУ сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет нашей школе динамично развиваться.

Формы совместной работы МБОУ СОШ № 134 с образовательными организациями высшего и средне-профессионального образования города Новосибирска: дни открытых дверей, дни науки, проведение Дня профориентации на базе школы, встреча с преподавателями вузов и колледжей, организация олимпиад на базе школы, экскурсии и многое другое.

Отдельно хочется отметить многолетнее сотрудничество нашей школы и ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж». Новосибирский технологический колледж – имя хорошо известное в Кировском районе. С ним связывают свои надежды многие абитуриенты, мечтающие получить хорошие и пользующиеся широким спросом специальности.

Новосибирский технологический колледж — лауреат конкурса «100 лучших ссузов Российской Федерации-2019».

  

В 2019 году руководство ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж» – директор Фаттахова Надежда Ивановна и заместитель директора по УПР Молчанова Севда Самедовна – предложили принять участие учащимся нашей школы в реализации проекта «Политехническая школа» (двухгодичный курс для учащихся 10-11 классов). Директор нашей школы Ерисова Галина Фёдоровна, Отличник просвещения, поддержала инициативу колледжа-партнера.

С целью ознакомления с проектом в школе был проведен ряд мероприятий, на которых учащиеся, родители и педагогический коллектив МБОУ СОШ № 134 познакомились с проектом, инициированным ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж». Были проведены индивидуальные консультации учащихся и родителей, тематические родительские собрания и классные часы, обсуждения с педагогическим составом школы, был организован просмотр профориентационных видеороликов и роликов о колледже. Все участники образовательного процесса поддержали данную инициативу.

Политехническая школа – это современный образовательный комплекс, объединяющий содержание образовательных программ общего и профессионального образования, и ориентированный на получение школьниками востребованных профессий технической направленности.

Проект «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 134 в рамках модели «Политехническая школа» обеспечивает возможность ученикам осваивать образовательную программу общего образования и направленности с использованием ресурсов образовательных учреждений общего и начального профессионального образования.

Преимущества организации профильного обучения перед традиционной системой обучения заключаются:

– в возможности реализации образовательных потребностей обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования в общеобразовательных учреждениях;

– в обеспечении преемственности и вариативности предъявления содержания образования с использованием ресурсов образовательных учреждений общего и профессионального образования;

– в обеспечении возможности реализации начальной профессиональной подготовки школьников по профессиям (специальностям), соответствующим направлениям трудовой деятельности согласно желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда;

– в развитии проектного мышления и проектной деятельности, в рамках исследовательской и производственной практики учащихся;

– в формировании зрелой мотивации обучения, включая навыки организации самообразования;

– в оказании помощи школьнику в выработке и развитии способов самореализации на основе гуманистических ценностей, в приобретении опыта использования средств развития своей индивидуальности в различных сферах трудовой и профессиональной деятельности.

На образовательную ситуацию в МБОУ СОШ № 134 большое влияние оказывает её месторасположение — школа расположена в Кировском районе города Новосибирска. Основу промышленного комплекса Кировского района составляют 55 предприятий, представляющих отрасли машиностроения, металлургии, транспорта, производства строительных материалов, пищевой и легкой промышленности. В районе находятся такие известные предприятия обрабатывающей отрасли, как ОАО «Тяжстанкогидропресс», ОАО «Новосибирский оловянный комбинат», ОАО «Сиблитмаш», НПО «Элсиб», ОАО «Сибэлектротерм»; предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности: ОАО «Новосибирскрыба», ОАО «Вимм-Билль-Данн» (филиал ООО «Сибирское молоко»); второй по величине в стране полиграфический комбинат «Советская Сибирь» и другие.

Понимая важность политехнического образования в деле воспитания и социализации личности учащихся, школа ставит перед собой социально-значимую задачу: развитие способностей учащихся быстро осваивать различные технологичные средства, адаптироваться к различным видам деятельности и проектировать своё личностное и профессиональное развитие в процессе построения индивидуальной траектории развития.

Особо значимой при реализации проекта «Профессиональное самоопределение учащихся МБОУ СОШ № 134 в рамках модели «Политехническая школа» является возможность приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного их развития, формирования потребности и умения школьников включаться в социальные отношения трудового коллектива на основе собственного опыта. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса в технологической подготовке, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов, регламентирующий образовательный, воспитательный процесс, внеурочную деятельность.

Материально-технические ресурсы:

– в МБОУ СОШ № 134 – компьютерный класс, локальная сеть, интерактивное оборудование;

– в ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж» – локальная сеть, современное оборудование, техника.

Кадровые ресурсы:

– привлечение преподавателей ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж»;

– повышение компетентности педагогов МБОУ СОШ № 134 в области политехнического образования и воспитания.

Информационные ресурсы:

– сеть Интернет;

– сайт МБОУ СОШ № 134 и ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж»;

– библиотечный фонд МБОУ СОШ № 134 и ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж».

Мотивационные ресурсы:

– системы стимулирования инновационной деятельности педагогов;

– удовлетворение потребности обучающихся в познании.

Для реализации проекта был заключён договор с ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж» о совместной реализации образовательной программы в рамках реализации программы «Политехническая школа» и профессиональной ориентации учащихся, направленной на профессиональное самоопределение и социальную адаптацию школьников, и в сентябре 2019 года на базе МБОУ СОШ № 134 начала свою работу «Политехническая школа», в которой приняли участие учащиеся 10А класса нашей школы.

Программа Политехнической школы была рассчитана на 2 года (10-11 классы), обучение осуществлялось в свободное от занятий время на базе школы, где созданы все условия для реализации проекта, и в современных лабораториях и мастерских колледжа.

17 июня 2021 года учащиеся, проходившие обучение по проекту «Политехническая школа» на базе ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж», выполнили контрольные работы и задания, которые были предложены им в качестве квалификационной работы и показали хорошие знания компьютерных программ и отработанные умения и навыки.

Торжественное вручение свидетельств выпускникам МБОУ СОШ № 134 состоялось в школе 28 июня 2021 года. Директор школы Ерисова Галина Фёдоровна вручила одновременно с аттестатом о среднем общем образовании документы государственного образца «Свидетельства о профессии рабочего, должности служащего» с присвоением квалификации оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин второго разряда по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», которое позволит заниматься не только трудовой деятельностью уже после выпуска из школы, но и уже более осознанно выбрать направление своего профессионального развития и дальнейшую образовательную траекторию.

  

 

Поздравляем учащихся с приобретением новых знаний! Желаем всем выпускникам не сворачивать с намеченного пути и покорять любые вершины и высоты!

Мы очень благодарны нашим партнёрам и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Количество просмотров: 11526  

Добавить комментарий

1. Эффективное сотрудничество семьи и школы по воспитанию духовно-нравственной личности младших школьников через привитие любви к книге и чтению
2. Школа # 82. Делаем то, что важно!
3. Эффективное сотрудничество
4. Технология проектной деятельности как средство повышения читательской компетентности обучающихся
5. Обучение аудированию на уроках английского языка младших школьников
6. Основы формирования навыков безопасного поведения младших школьников на дороге
7. Листая страницы истории… (к 20-летию МБОУ гимназии № 9)
8. Работа над формированием функциональной грамотности в коррекционной школе
9. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в МАОУ Гимназии № 11 «Гармония»
10. Организация профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
11. Применение метода «Перевёрнутый класс» на уроках иностранного языка
12. Возможности технологии развития критического мышления через чтение и письмо для формирования читательской грамотности
13. Опыт организации проектной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО
14. Приготовьтесь, сейчас вылетит птичка: фототерапия как средство укрепления взаимоотношений с ребенком
15. Эстетическое содержание урока математики
16. Сотрудничество учителя начальных классов и родителей первоклассников по вопросу коррекции нарушений речевого развития у детей
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы