Технология проектной деятельности как средство повышения читательской компетентности обучающихся

 
 

Бородина Галина Олеговна,

педагог-библиотекарь высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 23» г. Озёрска Челябинской области

 

Технология проектной деятельности как средство повышения читательской компетентности обучающихся

Библиотеки не должны быть только хранилищами книг,

они должны быть центрами исследования,

которое обязательно для всякого разумного существа,

все должно быть предметом познания и все познающими.

Н. Ф. Федоров,

русский философ, деятель библиотековедения, педагог-новатор

В современных условиях ни одна образовательная организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг, использования новых технологий. Поскольку школьная библиотека является компонентом педагогической системы образовательного учреждения, то соответственно её работа должна строиться на внедрении в практику работы с обучающимися инновационных технологий. Взаимодействие с новейшими технологиями является условием успешной деятельности библиотеки. При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал.

Инновационные преобразования в организации МБОУ Лицей № 23 г. Озёрска и содержании деятельности лицейской библиотеки направлены на реализацию основной цели национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 № 10): «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций».

Эффективным механизмом развития такой личности является особый вид деятельности – проектная деятельность библиотеки. В соответствии с требованиями ФГОС и задачами национального проекта «Образование»[1] она способствует:

– «внедрению на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс»;

– «созданию условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства)».

Лицейская библиотека призвана развивать способности детей и молодежи, став площадкой для организации урочной и внеурочной проектной деятельности обучающихся. В концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Челябинской области (утв. Приказом Министерства и науки РФ от 15 июня 2016 г. №715)[2] указано, что «Школьная библиотека – это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков». В связи с этим и выбрано приоритетное направление – проектная деятельность, наиболее полно соединяющее в себе все требования, предъявляемые к школьной библиотеке в настоящее время.

Проектная деятельность – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в современной системе образования Российской Федерации, что нашло свое отражение не только в нормативно-правовых актах и документах, регламентирующих проектную и инновационную деятельность преподавателей в образовательных организациях РФ и ее субъектов, но и непосредственно в востребованности данного метода на практике. В современных условиях обучения, а именно в условиях реализации ФГОС третьего поколения, проектная деятельность является одним из наиболее эффективных дидактических средств активизации познавательного и творческого развития обучающихся, а также формирования их личностных качеств. (В частности, в соответствии с ФГОС ООО[3] «необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни»).

Проектная деятельность обучающихся под руководством школьного библиотекаря – перспективная форма повышения интереса к книге и чтению, расширения репертуара чтения, ведущих к положительным качественным, количественным и структурным изменениям в детском чтении. Задача библиотеки состоит в том, чтобы с помощью проектных технологий суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность, наполняя его ценным содержанием.

Деятельность лицейской библиотеки представлена долгосрочным проектом «Читай дальше!», который реализуется с 2014 года. Координатором проекта является педагог-библиотекарь Бородина Г.О. Проект осуществляется и является актуальным не только в рамках Лицея № 23, но и в рамках муниципалитета.

Особенности организации группового проекта «Читай дальше!»

Проект направлен на решение современной проблемы снижения интереса к чтению детей и подростков. Вопросам продвижения чтения в России уделяется в последнее время значительное внимание. Проект «Читай дальше!» реализуется согласно 2 целям Национальной программы поддержки и развития чтения[4]:

– «повышению читательской компетентности, росту читательской активности, которые должны достигаться за счет повышения доступности, качества и разнообразия выпускаемых изданий и их носителей»;

– «интереса граждан к регулярному чтению, за счёт вовлечения потенциальных читателей в мероприятия по его популяризации».

Целью проекта является формирование активной, творческой личности читателя, совершенствование ключевых компетенций обучающихся:

– информационной (работа с информацией, использование интернет-ресурсов);

– коммуникативной (готовность общения с другими детьми, написание текстов, выступления);

– кооперативной (готовность к сотрудничеству с другими людьми);

– проблемной (готовность к решению проблем);

– проектной (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).

Для её достижения необходимо решение ряда задач:

– создать особое творческое современное читательское пространство, выходящее за границы библиотечного помещения для повышения популярности и престижа чтения в детской и подростковой лицейской среде;

– развить у детей интерес к совместной творческой работе;

– формировать культуру и ценность чтения.

Данный проект реализуется с помощью организованных и четко спланированных действий руководителя проекта и его участников – творческих лицеистов, активных читателей лицейской библиотеки. Проект является социально значимым, т.е. способствует повышению интереса к библиотеке и чтению в обществе.

Он имеет практическую направленность и ориентирован на самостоятельную деятельность читателей. Педагог-библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей-участников проекта.

В практике проектной деятельности библиотеки Лицея имели место групповые и индивидуальные проекты.

Тип проекта «Читай дальше!» по организационной форме: групповой (количество участников 3-15 обучающихся).

Преимущества группового проекта в следующем:

– в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

– проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

– на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

– в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Вид проекта «Читай дальше!» по доминирующей деятельности – творческий, предлагающий интересный и нетрадиционный подход. Он всегда подчиняется конечному результату в логике интересов и совместной деятельности участников проекта.

Темы мероприятий проекта определяются в соответствии с ежегодным календарем знаменательных и памятных юбилейных дат писателей и литературных произведений:

Учебный год

Темы мероприятий

2014-2015

«Сказочный портал» (сказки народов мира)

2015-2016

«Любимых детских книг творцы» (проект посвящен книгам известных детских писателей-юбиляров года: К. Чуковскому, А. Милну, М. Твену, А. Толстому, Дж. Родари, Э. Успенскому)

2016-2017

«Волшебный мир книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере»

2017-2018

«Пеппи, вперёд!» (по творчеству А. Линдгрен)

2018-2019, 2019-2020

«Читая книги о войне» (к 75-летию Великой Победы)

Результатом проектной деятельности является создание литературных тематических праздников, аудиокниг, спектакля, акций, выставок творческих работ, буклетов, книг, лэпбука о библиотеке и чтении.

Одним из условий эффективности библиотечного проекта является стремление участников проекта к взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, а также некоммерческими организациями, выступающими в роли социальных партнёров.

Современная лицейская библиотека – центр формирования читательской и информационной культуры. Проектная деятельность в библиотеке по продвижению книги, чтения построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду. Однако зачастую возникает проблема недостаточного комплектования библиотеки художественными изданиями для детей. Сотрудничество с социальными партнёрами и организация ежегодной акции по сбору макулатуры «Бумажный Бум» в Лицее решает эту проблему. Часть средств идет на приобретение новых книг. Участники проекта предложили и свой простой вариант – дарить книги в детскую библиотеку в Международный день дарения книг. С этой целью стартовала акция «Читаем-дарим!» За 5 лет существования проекта для библиотеки было куплено и подарено 58 новых книг. Участники проекта сами выбирали, заказывали и дарили красивые издания книг.

Чтобы как можно больше ребят узнали о новых книгах в библиотеке, в Детском парке и Детской городской библиотеке для лицеистов и озерчан были проведены литературные квесты: «Сказочный портал», «Военная тайна», «Забытый День рождения», «Пеппи, вперёд!», квест по популярной книге «Гарри Поттер». На каждой станции участники проекта встречали ребят в образах сказочных героев.

Одним из ключевых в библиотечном проекте является сотрудничество с областной библиотекой для слабовидящих г. Челябинска, Городской детской библиотекой нашего города. Участники проекта «Читай дальше!» записали и передали для библиотек диски с рассказами писательницы Е. Ракитиной «Большое путешествие домой», рассказом Г. Черкашин «Кукла».

Активные участницы проекта (Мария Б. и Анастасия П.) считают: «Для чтения не должно быть границ, и нужно сделать все, чтобы книги были доступны и путешествовали из рук в руки и от сердца к сердцу».

Хотелось бы поподробнее рассказать о реализации проекта «Читай дальше!» по теме «Читая книги о войне...» в 2018-2019, 2019-2020 учебных годах.

2020 год Указом Президента России объявлен Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это одна из самых печальных дат в истории нашей страны и самая великая страница новейшей истории России XX века.

Мы знаем войну по рассказам родных, по книгам, фильмам и стихам. Пронзительные и незабываемые строчки стихов, документальных и художественных произведений остаются в памяти и вызывают у нас огромное уважение к людям, победившим в войне. Память о той страшной войне должна сохраниться, передаваясь от поколения к поколению.

Книги современных писателей о Великой Отечественной войне и детях войны, которые несли на своих плечах непосильную ношу военных лет, могут помочь передать память о Великой Отечественной войне и осознать ценности мирной жизни, а также, возможно, они смогут тронуть сердца юных читателей и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. Книги о Великой Отечественной войне способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину и сопричастности к её истории. Чтение этих книг помогает не прерваться живой нити, которая объединяет прошлое и будущее. Нужно сделать так, чтобы как можно больше детей нашего лицея имели возможность прочитать книги о Великой Отечественной войне.

Проект «Читай дальше!» был приурочен к этой знаменательной исторической дате и посвящён книгам о Великой Отечественной войне.

На подготовительном этапе был проведён анализ фонда лицейской библиотеки на наличие книг о Великой Отечественной войне и анкетирование лицеистов по выявлению круга читательских интересов к литературе по данной теме.

Вопросы анкеты:

1. Назовите годы Великой Отечественной войны.

2. О войне я чаще всего узнаю из (телепередачи, книги, интернет, рассказы взрослых, в школе на уроках). Нужное подчеркнуть.

3. Какие книги о Великой Отечественной войне вы знаете?

4. Я читал(а) книги о войне (название и автор).

Анкетирование проведено среди лицеистов 7-14 лет, в котором участвовали 292 человека. Проводимый опрос, связанный с детским чтением книг о Великой Отечественной войне, показал, что:

– Правильно указали Годы Великой Отечественной войны – 78% опрошенных.

– О войне чаще всего узнают из телепередач – 20%, книг – 31%, интернета – 17%, рассказов взрослых – 35%, на школьных уроках – 34%.

В лицейской библиотеке книги о Великой Отечественной войне составляют 5% от общего фонда. Они всегда пользуются популярностью у читателей. Среди знакомых книг о Великой Отечественной войне были чаще всего названы:

«Сталинградское сражение» С. Алексеева,

«Девятьсот дней мужества» В. Воскобойникова,

«Сын полка» В. Катаева,

«В списках не значился» Б. Васильева,

«А зори здесь тихие» Б. Васильева,

«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого,

«Девочка из города» Л. Воронковой,

«Рассказы о Великой Отечественной войне» С. Алексеева,

«Четвёртая высота» Е. Ильиной,

«Главное войско» Л. Кассиля,

а также книги, которые не имеют отношения к Великой Отечественной войне:

«Война и мир» Л. Толстого,

«Тимур и его команда» А. Гайдара,

«Республика Шкид» Г. Белых и Л. Пантелеева;

«Мальчиш-Кибальчиш» А. Гайдара.

Читали книги о войне – 44%, не читали – 56%!

Из тех, кто читал, чаще всего назвали книги:

– «Девочка из города» Л. Воронковой (13%),

– «Рассказы о Великой Отечественной войне» С. Алексеева (13%),

– «Четвёртая высота» Е. Ильиной (17%).

Всего 1% опрошенных знакомы с произведениями современных детских писателей о Великой Отечественной войне.

Это неудивительно, ведь в школьной библиотеке их всего 4. Нужно сделать так, чтобы их стало больше и чтобы как можно больше детей имели возможность их прочитать.

Результатами (продуктами) проекта являются:

– приобретение новых книг современных писателей о Великой Отечественной войне для детей;

– создание информационного печатного буклета о книгах;

– разработка сценария мероприятия-обзора «Читая книги о войне…» для читателей лицейской библиотеки о книгах современных детских писателей о Великой Отечественной войне;

– запись аудиокниги о Великой Отечественной войне;

– создание и размещение на сайте лицея интерактивной книжной выставки;

– оформление книжной выставки в библиотеке Лицея.

Проект «Читай дальше!» можно считать эффективным, т. к. фонд библиотеки Лицея пополнился книгами современных детских писателей о Великой Отечественной войне (Приложение. Список новых книг, приобретённых для лицейской библиотеки), что привело к их популяризации среди лицеистов. Очень важно, чтобы дети как можно больше читали, узнавали об интересных книгах о Великой Отечественной войне, проводили время с пользой, участвуя в интересных и познавательных мероприятиях. Благодаря этим книгам дети не забудут об истории своей Родины, своего народа, будут помнить и уважать старшее поколение наших соотечественников, защитивших нашу страну от фашистов и выживших в то тяжёлое время.

Участники проекта постарались внести свой вклад в заинтересованность лицеистов художественной литературой современных детских писателей о Великой Отечественной войне, разработали и напечатали информационный буклет, провели книжные обзоры для ребят 1-7 классов лицея, оформили книжную выставку в библиотеке Лицея, создали интерактивный обзор об этих книгах, который размещен на сайте лицея, а также представили свой проект на общешкольном родительском собрании, чтобы дети, родители и другие заинтересованные люди узнали о новых детских книгах, появившихся в лицейской библиотеке в результате проекта.

Проект поддержали социальные партнеры – Студия звукозаписи «Лофт». С их помощью участниками проекта была записана аудиокнига по произведению Г. Черкашина «Кукла». Дети, в том числе с проблемами зрения, смогут теперь послушать аудиокнигу по трогательному произведению Геннадия Черкашина «Кукла» об истории маленькой девочки из блокадного Ленинграда.

С результатами работы по проекту можно ознакомиться в интернете:

http://www.лицей23.рф/index.php/oge-i-ege/14

https://www.youtube.com/watch?v=fa-ce4pqKh4

https://vk.com/media.biblioteka?z=photo-170123708_457239188%2Fwall-170123708_141

В реализации каждого проекта следует уделить особое внимание обеспечению его устойчивости, т.е. перспективе развития.

Данный проект способствует повышению значимости лицейской библиотеки в информационном образовательном пространстве образовательного учреждения. Миссия библиотеки – информирование и продвижение современных идей и свежих мыслей, которые возникают в обществе.

Считаю, что школьная библиотека – это та информационно-образовательная и воспитательная среда, в условиях которой возможна организация совместной проектной деятельности обучающихся, направленной на решение одной из главных проблем современности – повышения интереса к чтению. Она позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам. Это дифференцированный подход с учётом психологических и др. особенностей, уровня читательской активности, способствует сплоченности детей, развитию коммуникативных навыков, умению работать в группах, совершенствованию межличностных отношений.

Использование метода проектов в школьной библиотеке позволяет влиять на структуру, качество чтения обучающихся. Наряду с развлекательным и «программным» чтением обучающиеся открывают для себя книги по многим отраслям знаний.

Современные проектные технологии могут стать инструментом, который способен развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему. Приобщение детей к чтению имеет огромное значение в формировании личности человека и в воспитании гражданина. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир, стать успешным. Школьная библиотека – средство воспитания и повышения интереса к чтению. Школьная библиотека – это территория культуры.

Список литературы

1. Национальный проект «Образование» Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 №10)

2. Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в Челябинской области – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ipk74.ru/priority/kontseptsiya-razvitiya-shkolnykh informatsionnobibliotechnykh-tsentrov-v-chelyabinskoy-oblasti/

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).

4. Национальной программы поддержки и развития чтения, разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российский книжным союзом – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf

5. Глазычев В. Л. Методология проектирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.glazychev.ru/courses/lecture_metodology_projecting.htm.

6. Жадько Н. В. Управление проектами для развития библиотек: Сб. материалов в помощь организации семинара / Н. В. Жадько ; Тверская ОУНБ им. А.М. Горького ; Институт «Открытое общество»;«Школа Рудомино» ВГБИЛ (Москва). – Тверь, 2000.

7. Социальные проекты в школьной и детской библиотеке. Библиотечные проекты как способ изменения ситуации в местном сообществе и развития территории. Проектный менеджмент как средство изменения реальности и преодоления проблем: https://lib.1sept.ru/article.php?ID=200702116

8. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/

 

[1] Национальный проект «Образование» Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 №10)

 

2 Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в Челябинской области – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ipk74.ru/priority/kontseptsiya-razvitiya-shkolnykh informatsionnobibliotechnykh-tsentrov-v-chelyabinskoy-oblasti/

3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

 

[4] Национальной программы поддержки и развития чтения, разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российский книжным союзом – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf

 

Количество просмотров: 6721  

Добавить комментарий

1. Эффективное сотрудничество семьи и школы по воспитанию духовно-нравственной личности младших школьников через привитие любви к книге и чтению
2. Школа # 82. Делаем то, что важно!
3. Эффективное сотрудничество
4. Технология проектной деятельности как средство повышения читательской компетентности обучающихся
5. Обучение аудированию на уроках английского языка младших школьников
6. Основы формирования навыков безопасного поведения младших школьников на дороге
7. Листая страницы истории… (к 20-летию МБОУ гимназии № 9)
8. Работа над формированием функциональной грамотности в коррекционной школе
9. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в МАОУ Гимназии № 11 «Гармония»
10. Организация профориентационной работы в общеобразовательном учреждении
11. Применение метода «Перевёрнутый класс» на уроках иностранного языка
12. Возможности технологии развития критического мышления через чтение и письмо для формирования читательской грамотности
13. Опыт организации проектной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО
14. Приготовьтесь, сейчас вылетит птичка: фототерапия как средство укрепления взаимоотношений с ребенком
15. Эстетическое содержание урока математики
16. Сотрудничество учителя начальных классов и родителей первоклассников по вопросу коррекции нарушений речевого развития у детей
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы