Особенности музыкального воспитания обучающихся дошкольного возраста через проектную деятельность

 
 

Бродникова Анна Степановна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО Центр «Юность» СП ДДТ «Романтика»

 

Особенности музыкального воспитания обучающихся дошкольного возраста через проектную деятельность

Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для эстетического развития. Подобно сказке и игре, мир музыки является для детей естественной, органичной, легкой средой обитания. Через восприятие музыкальных явлений и самостоятельное музыкальное творчество дошкольник осознает собственную значимость. Одновременно с этим музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.

Мир искусства огромен и неповторим, каждая встреча с ним приносит детям огромную радость. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества», – писал педагог-новатор В. А. Сухомлинский.

Дети дошкольного возраста особенно нуждаются в досуговой деятельности. В нашем учреждении успешно реализован социально-значимый проект «Музыкальная мозаика». Основной целью проекта является создание условий для развития эмоционального, интеллектуального, творческого начала дошкольников в возрасте 5-7 лет.

В рамках проекта «Музыкальная мозаика» реализовывается досуговая программа по четырем направлениям:

1. Музыкальное направление.

Формой участия являются концерты исполнителей-инструменталистов по классу фортепиано, гитары и вокалистов для юных слушателей и родителей. Концерты «И музыка, и слово», «Все краски музыки» знакомят слушателей с произведениями русских и зарубежных композиторов, с различными формами и жанрами музыки.

Творческие мероприятия позволяют показать связь музыки, изобразительного творчества, литературы и усилить эмоциональное переживание слушателей и исполнителей.

Посещение концертов обучающимися дает возможность творческого общения между исполнителями и слушателями одной возрастной группы, реализовывается педагогический принцип «равный – равному».

2. Театральное направление.

Формой участия является посещение музыкальных театральных спектаклей Новосибирского театра теней по мотивам русского фольклора «Волк и лиса», современных русских сказок «Кошка, которая гуляла сама по себе», которые проводились на сцене ДДТ «Романтика». Спектакль теневого театра имеет свои особые средства выразительности, которые позволяют находить новый подход к теме, освещать ее под неожиданным углом зрения. Театральное действие представлено на большом экране с помощью диапроектора. В качестве действующих лиц используются теневые куклы, которые приводятся в движение за счет управления ими человеком. Фоном служат цветные декорации. Показ сюжета в лирико-юмористической манере, использование в спектакле музыкального и речевого воспроизведения – это одна из интересных особенностей театрализации.

3. Танцевальное направление.

Форма участия обучающихся – концерты, в которых принимали участие дети дошкольного возраста. Проведены концертная программа «Сударушка» и игровая досуговая программа «Русский хоровод».

Особое значение придается знакомству с элементами русского народного, классического и историко-бытового танца. В концертах учащимися приобретаются навыки исполнительского мастерства через танцевальную культуру.

4. Литературное направление.

Форма участия – просмотр театрализованных представлений, выставок книг и детского рисунка, участие в викторинах. Реализация направления проводилась в два этапа:

– Первым этапом является оформление выставки иллюстрированной детской литературы «В царстве сказок и добра», «Что за прелесть, эта сказка». Выставка раскрывает богатство и многообразие, духовную красоту устного народного творчества. Выставленные экспонаты объединяет одно - тема добра, мудрость и счастье.

– Вторым этапом направления стали: викторина по сказкам «Добрым молодцам урок», театрализованное представление «Мы все вышли из сказки», викторина «Вернисаж сказочных фантазий». Театрализованное представление включало участие обучающихся студии ДПИ «Калинка» – показ моделей русских костюмов и участие театральной студии «Угол» с героями русских народных сказок. Игровая и творческая форма проведения мероприятий пробуждает фантазию детей и желание творить. Знакомство через литературные источники с традициями русского народа и малых народностей России формирует духовно-нравственное начало личности.

Интерактивная форма многих из перечисленных мероприятий, позволяет включиться в творческую деятельность происходящего, быть инициатором и активным потребителем музыкальной и художественной культуры, обогащая свой опыт и знания необходимым объемом полезной информации.

Особенность социально-значимого проекта «Музыкальная мозаика» заключается в следующем:

– Для детей дошкольного возраста открывается доступ к различным жанрам искусства: музыкального, литературного, театрального и танцевального.

– Духовно-нравственное воспитание и развитие детей проходит через знакомство с русской народной культурой.

– Привлечение квалифицированных специалистов, педагогов дополнительного образования убрать.

– Возможность выявления талантливых детей и привлечения всех желающих в творческие коллективы учреждения.

– Возможность реализации большого количества мероприятий с привлечением родителей детей.

– Совместное участие детей и родителей в массовых творческих мероприятиях способствует укреплению института семьи.

– Способствует качественному, разнообразному проведению культурного досуга у детей и родителей.

В рамках проекта дети дошкольного возраста не только заняты досуговой деятельностью, но и одновременно получают знания через различные формы обучения: индивидуальные, групповые занятия, концерты, спектакли, выставки, знакомятся с творческими коллективами учреждения дополнительного образования.

В результате проект дает возможность качественно и эффективно заполнить время досуга детей, получить дополнительное образование по различным жанрам искусства.

Список литературы:

1. Боровик Т. Звуки, ритмы, слова – Минск: Музыка, 2000.

2. Вейс П. Ступенька в музыку. Пособие по сольфеджио. – М.: Музыка, 2002.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М.: Феникс, 2006.

4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

5. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм: Развитие чувства ритма у детей. – СПб.: Дрофа, 2007.

6. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Феникс, 2006.

7. Мерзлякова С.И., Струве Г.А. Музыкально-литературный материал для детей 5-8 лет. Встречи у портрета А.С. Пушкина – М.: Феникс, 2000.

8. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком: Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. – Ярославль, 2002.

9. Стоклицкая Т.Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. – М.: Музыка, 2000.

10. Фролова Ю.Я. Сольфеджио. Подготовительный класс: Учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2017.

Количество просмотров: 4442  

Добавить комментарий

1. Концерты для родителей как форма продуктивного взаимодействия
2. Важные аспекты подготовки и проведения интеллектуального конкурса для дошкольников «Хочу всё знать!»
3. Методические рекомендации «Применение гимнастических блоков на занятиях партерной гимнастикой»
4. Концертируем вместе (из опыта организации проекта «Городской фестиваль семейного музицирования «Музыка в кругу семьи»)
5. 10 лет модельной студии «Все звезды»: от взаимодействия с семьей до сотворчества и взаимопонимания
6. Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьей в рамках реализации социального проекта «Семейный альбом»
7. Особенности музыкального воспитания обучающихся дошкольного возраста через проектную деятельность
8. Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования как одна из эффективных форм сотрудничества с семьей
9. Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
10. Неделя безопасности как форма профилактической работы в центре «Точка роста»
11. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в современных условиях
12. Воспитательный потенциал со-бытийных традиций ШРТК «Терем»
13. Вовлечение через увлечение: от ребенка к родителю
14. Патриотизм – он не на словах, он в наших делах
15. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
16. Данс фитнес как средство обновления содержания и технологий физкультурно-спортивной направленности ДОД
17. Ментальная арифметика – партнерская программа
18. Индивидуальная образовательная траектория и возможности её реализации в процессе дополнительного образования детей
19. Организация педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся «Центра дополнительного образования «Лад»
20. Проблема взаимодействия «родитель-учреждение образования» в современных условиях

Страницы

1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста в процессе работы над иллюстрацией в дополнительном образовании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы