Воспитательный потенциал со-бытийных традиций ШРТК «Терем»

 
 

Афанасьева Юлия Юрьевна,

педагог-организатор, педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Воспитательный потенциал со-бытийных традиций ШРТК «Терем»

В основу воспитательного процесса Школы русской традиционной культуры «Терем» Центра дополнительного образования «Алые паруса» мы вкладываем понятие «событие» не в современном смысле как мероприятия, значительного происшествия, явление или иной деятельности как факта общественной или личной жизни, а в этимологической транскрипции, как со-бытиЕ, то есть совместное педагогически организованное времяпрепровождение на уровне всех субъектов образовательного процесса:

– внутри детского коллектива;

– в основе взаимодействия педагога и учащихся, педагога и родителей;

– совместного бытования детей и родителей при поддержке педагога.

Воспитательный потенциал этнопедагогики, собственно, и заложен в совместном бытовании, в совместном решении возникающих мировоззренческих проблем у детей всех возрастов от мала до велика, в открытом диалоге и взаимодействии всех участников с четко выстроенной иерархией главенства старшего и уважительного отношения к мнению младшего, в формировании добродетелей не через рассказ о ценностях, но через пример взрослого.

Ведущим методом формирования добродетелей является наш авторский метод эмоционально-содержательного погружения в русскую традиционную культуру, подтвержденный дипломами конкурсов различного уровня.

Применение метода эмоционально-содержательного погружения обеспечивает продуктивное взаимодействие ребёнка с традиционной русской культурой в трех важнейших отношениях:

– ребёнок усваивает культурные ценности своего народа, являясь объектом культурного воздействия;

– ребёнок функционирует в этнокультурной коммуникативно-образовательной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;

– ребёнок выступает в роли созидателя культуры, будучи субъектом культурного творчества.

Обобщение опыта современных педагогов и методистов свидетельствует о том, что нравственное воспитание должно быть направлено на эмоциональное развитие, на осознание детьми явлений социальной жизни, на формирование стремления сопереживать чужому горю, проявление радости и гордости за успехи других, формирование эталонных, правильных представлений о зле и добре и соответствующих моделей поведения – доверия и уважения к старшим, трудолюбия и ответственности за свою семью, Отечество.

Нельзя не оценить важность пространства, в котором находятся и живут наши дети, его влияние на нравственное воспитание. На детей с их еще не окрепшими душами сегодня обрушивается целый шквал негативной информации. Поэтому вопрос о нравственном воспитании детей в наше время стоит очень остро. В жизни наших детей должно быть что-то особенное, что поможет им, даст нужные ориентиры – это может быть и должна быть народная культура, познаваемая ребенком и родителем единовременно в со-бытиЕ.

Народное искусство синкретично по своему характеру. Отмечая эту черту, Т.Я. Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного творчества в воспитании детей. Только в этом случае народная культура, этот незаменимый источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес [1].

Мы в своей работе с детьми используем культурологический подход в воспитании, т. е. опираемся на принцип культуросообразности с учетом центральных положений этнопедагогики, который рассматривает воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культуры.

С этой целью в рамках авторского метода создаётся особая этнокультурная коммуникативно-образовательная среда, которая способствует эмоционально-личностному приобщению учащихся к исторической памяти народа и активизации их собственной творческой деятельности (прорисовывание и детское сочинительство как раздумье и осмысление духовно-нравственных идей и др.).

Этнокультурная коммуникативно-образовательная среда включает три базовых компонента:

– предметно-пространственный компонент (эстетика быта русского народа);

– компонент развивающе-игрового взаимодействия;

– компонент интеллектуально-творческого развития личности ребёнка.

И принцип со-бытийности реализуется в рамках каждого компонента:

– через привлечение родителей и детей к воссозданию (в том числе совместному) предметов быта, культуры, народных промыслов в рамках реализации авторского педагогического проекта «Чё пошили», посиделок для родителей, вовлечения детей и родителей в совместное участие в аутентичных фотосессиях, этнографических экспедициях и самостоятельный семейный поиск аутентичных этнографических материалов (устных, письменных, изобразительных и т.п.) для формирования репертуара ШРТК «Терем», оформления экспозиций этнографического музея;

– через вовлечение родителей в активное участие совместно с детьми в мероприятиях народного календаря, «погружениях», проводимых как в рамках ШРТК, так и на внешнем уровне, традиционных чаепитиях с домашним изготовлением традиционных блюд русской кухни, конкурсах, фестивалях и выставках по традиционной культуре, в семейных выходах и выездах на природу с организацией взаимодействия и досуга в традициях этнопедагогики;

– через организацию интегрированных мастер-классов, активное взаимодействие через социальные группы в ВКонтакте, instagram с предложением комплекса домашних заданий и занятий для всей семьи, онлайн-экскурсии и семейные выезды в аутентичные пространства традиционного быта.

Корни духовности, гражданственности, нравственности и самобытности личности в осознании человеком себя как части национальной культуры. Важнейшая задача воспитания на сегодняшний день – это осознание детьми к какой культуре мы принадлежим, где мы живем.

Воспитывать детей в национальных традициях – значит донести до их сознания, что они являются носителями и хранителями народной культуры. Достичь этого можно только при условии, что народная культура станет неотъемлемой частью их жизни, совместного бытования внутри каждой конкретной семьи, детского коллектива.

Литература:

1. Шпикалова Т. Я. Волшебный мир народного творчества: Пособие для детей 5-7 лет. – М. Просвещение, 2015.

Количество просмотров: 5235  

Добавить комментарий

1. Концерты для родителей как форма продуктивного взаимодействия
2. Важные аспекты подготовки и проведения интеллектуального конкурса для дошкольников «Хочу всё знать!»
3. Методические рекомендации «Применение гимнастических блоков на занятиях партерной гимнастикой»
4. Концертируем вместе (из опыта организации проекта «Городской фестиваль семейного музицирования «Музыка в кругу семьи»)
5. 10 лет модельной студии «Все звезды»: от взаимодействия с семьей до сотворчества и взаимопонимания
6. Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьей в рамках реализации социального проекта «Семейный альбом»
7. Особенности музыкального воспитания обучающихся дошкольного возраста через проектную деятельность
8. Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования как одна из эффективных форм сотрудничества с семьей
9. Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
10. Неделя безопасности как форма профилактической работы в центре «Точка роста»
11. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в современных условиях
12. Воспитательный потенциал со-бытийных традиций ШРТК «Терем»
13. Вовлечение через увлечение: от ребенка к родителю
14. Патриотизм – он не на словах, он в наших делах
15. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
16. Данс фитнес как средство обновления содержания и технологий физкультурно-спортивной направленности ДОД
17. Ментальная арифметика – партнерская программа
18. Индивидуальная образовательная траектория и возможности её реализации в процессе дополнительного образования детей
19. Организация педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся «Центра дополнительного образования «Лад»
20. Проблема взаимодействия «родитель-учреждение образования» в современных условиях

Страницы

1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста в процессе работы над иллюстрацией в дополнительном образовании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы