Формирование музыкального вкуса обучающихся студии эстрадного вокала «Дети России»
Добившись больших результатов в своей педагогической практике, я часто слышу от коллег: «Как вам удается занимать первые места на конкурсах? В чем секрет?» Слагаемых успеха несколько, об одном из них я хочу поговорить с читателями в данной статье.
В настоящее время, на мой взгляд, сложилась противоречивая ситуация между необходимостью формирования музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу в системе дополнительного образования и тем, что мы можем наблюдать на современной эстраде, которая переполнена некачественными в художественном смысле текстами песен, банальными мелодическими оборотами и т.д. Конечно, современным детям и подросткам хочется подражать своим кумирам, но зачастую репертуар не отвечает требованиям.
Возникает вопрос, как формировать у подрастающего поколения достойный, хороший музыкальный вкус? Для начала выясним, что понимается под определением слова «вкус». «Википедия» говорит, что «вкус – это эстетическая категория, одним из предметов изучения эстетики как философской дисциплины». Краткий словарь по эстетике дает такое определение вкусу: «эстетический вкус – это способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, которая выражается в виде непосредственных эмоциональных оценок».
Проанализировав различные мнения ученых и философов по данному вопросу, я остановлюсь на трактовке российского философа В. В. Бычкова, который считает, что вкус – это «способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве». Следуя этому, можно сказать проще, вкус – это собственное мнение человека относительно определенного объекта искусства, выражение отношения и характеристика предпочтений человека касательно конкретного предмета искусства. Эстетический вкус предполагает избирательность человека в общении с миром искусства. И наоборот, человек, который «потребляет» все без разбора, считается человеком с отсутствием вкуса. По мнению специалистов, причиной отсутствия вкуса чаще всего является отсутствие интереса к тому или иному направлению. Так, если у человека нет интереса к литературе и ее изучению, то у него не сформируется литературный вкус, если нет интереса к музыке – то не появится и музыкальный вкус, и так далее.
Что же касается непосредственно музыкального вкуса, то по версии исследователя Л. И. Шариповой: «это способность адекватно воспринимать музыкальные произведения, а также эмоционально и эстетически оценивать их, выбирая среди произведений истинные и художественные». Иными словами, музыкальный вкус определяется как способность воспринимать, понимать, чувствовать, анализировать и оценивать музыкальные произведения.
Из своей многолетней педагогической практики могу с уверенность сказать, что музыкальный вкус – это не врожденная особенность человека, его можно формировать с самого раннего детства. У детей важно пробудить интерес к музыке, который станет основой для формирования музыкального вкуса. Формирование музыкального вкуса – это целенаправленная система занятий, основанная на трех составляющих: восприятие музыки, ее исполнение и оценка, анализ музыкальных произведений. Эмоции и интеллект здесь работают вместе.
В моем вокальном коллективе «Дети России» работа по формированию музыкального вкуса с детьми дошкольного возраста начинается с прослушивания знакомых детских песен (например, песенка «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь»). Этот музыкальный материал является доступным для детей, они хорошо знают текст песни, видели сюжет мультфильма.
Передо мной как перед педагогом стоит задача – донести до детей эмоциональную окраску песни, раскрыть замысел художника и адаптировать сюжет к исполнению на сцене. Здесь помогут приемы: игровой и наглядный. Например: детям предлагаю представить, что они попали в сказку. Там встретили сказочного медведя и совсем не страшного. Он варил себе варенье, а вы помешали ему. Медведь сердится. Дети, напугавшись, выбегают с визгом на сцену. Таким образом, мини-театрализация приводит к синхронному взаимодействию.
Систематическая работа в данном направлении развивает у детей способность слушать и воспринимать музыку. Групповые занятия качественно влияют на развитие слуха, интонации, музыкальной памяти. В базовом репертуаре дошкольного возраста я использую песни: «Про варенье», «Ладошки», «Про следы», «Снежинки», «Хочешь песню с нами пой». Такие простые и понятные песни формируют первоначальный вкус, накапливается багаж впечатлений и переживаний.
Еще одним способом формирования музыкального вкуса у обучающихся младшего и старшего школьного возраста является исполнение тематического эстрадного репертуара. Тематика семьи и Родины формируют чувство добра, благодарности, патриотический дух. Это самый доступный способ, который актуален для исполнителей всех возрастов, не зависимо от уровня обучения. Базовый репертуар: «Школа», «Девчонки и мальчишки», «Как люблю тебя я мама», «Мы дети твои, Россия» и т.д. В своей репетиционной работе я практикую сольные выступления. Для солистов составляю списки исполнителей и произведений с использованием интернет-ссылок на видео с концертов, рекомендуемых к прослушиванию. Считаю, что начинающему вокалисту для успешного развития необходимо слушать в день как минимум час хорошей музыки. Прослушав рекомендуемый материал, ребенок может самостоятельно или с помощью педагога выбрать для себя варианты песен в свой репертуар, в соответствии с характером голоса, диапазона, тембра. Это позволяет учащимся слушать музыку осознанно, внимательно.
Знакомя с новым музыкальным материалом, я провожу анализ песни: о чем поется, об истории ее создания, о том, что автор вложил в произведение, о ее структуре, динамическом развитии и кульминации, характере, музыкальных средствах выразительности (мелодии, гармонии, ладовых особенностях, наиболее распространенных типах движения мелодии), вокальных приемах. Это, на мой взгляд, помогает юному вокалисту почувствовать радость и удовлетворение от того, что он открывает для себя новые грани музыки. Этот эмоциональный подъем помогает ему расти дальше.
На своих занятиях я стараюсь вносить разнообразие в репертуар обучающихся. Слушать и исполнять в разных жанрах: советскую эстраду, современную российскую и зарубежную эстрадную музыку, поп, рок, джазовые композиции, произведения в жанре фолк, романсы и так далее. Благодаря этому мне удается добиться гармоничного, разностороннего развития вокалиста.
При выборе песенного репертуара для обучающихся я придерживаюсь правил:
– песня юного вокалистадолжна соответствовать хорошему музыкальному вкусу. Оригинал песни должен быть в образцовом исполнении, ведь ученик будет ориентироваться на него;
– песня должна подходить юному исполнителю по его вокальным данным и типу голоса;
– соответствие песни возрасту учащегося. Исполнение маленькими детьми взрослых песен, порой выглядит вульгарно и нелепо. Диапазон взрослых песен не соответствует детскому диапазону;
– учет особенностей характера, темперамента и личности юного вокалиста. Педагог должен знать, какие песни подойдут учащемуся, а какие – нет;
– желательно учитывать пожелания самого вокалиста. Если песня нравится учащемуся, то и работа над песней идет легко, быстро и исполняется с удовольствием;
– избирательное отношение к текстам современных песен, репертуар которых порой скуден и нередко содержит примитивные тексты и слабую, бедную музыку;
– при работе с песнями на иностранном языке следует хорошо знать их перевод, чтобы избежать казусов;
– включение в репертуар песен собственного сочинения педагога;
– работа с хореографом помогает в большей степени поднять исполнительский уровень укрепить здоровье, воспитать выносливость.
Творческий порыв, талант и активная жизненная позиция педагога эстафетной палочкой передаётся моим ученикам. Таким образом, подбор репертуара является основой для обучения вокалу, а следовательно, высоким достижениям конкурсной деятельности. Правильно подобранный репертуар формирует музыкальный вкус, значительно повышает результативность занятий, мотивирует к дальнейшему вокальному творчеству и, возможно, профессиональной ориентации обучающихся. Но самым важным фактором, по моему мнению, является увлеченность самого педагога музыкой, тогда он способен заразить своей увлеченностью и ученика.
Литература:
1. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. 556 с.
2. Шарипова Л. И. Формирование музыкального вкуса у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс].
3. Шацкая. В.Н. Эстетическое воспитание в детском доме // Сохраним то, что есть в детях: С. Т. Шацкий и В. Н. Шацкая. М.: Карапуз, 2011г.
4. Википедия. Вкус (эстетика). [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BA%D1%83%D1%81_(%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0) (ЭБС).
5. Краткий словарь по эстетике. [Электронный ресурс]. URL: https://esthetiks.ru/vkus-esteticheskii.html
6. Зак А., Мадорский Л. Как развивать музыкальный вкус. [Электронный ресурс]. URL: http://www.7ya.ru/article/Kak-razvivat-muzykalnyj-vkusChast-1/
Количество просмотров: 6229 |
Добавить комментарий