Развитие математического и логического мышления у дошкольников
Одним из мощных факторов интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей является математическое развитие. Вот уже не один год я работаю с воспитанниками школы раннего развития по авторской программе «Размышляйка» в этом направлении.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем мире, но и способствует его общему умственному развитию.
Но чтобы ребёнок научился рассуждать логически, мыслить нестандартно – обычных арифметических и геометрических задач недостаточно. Поэтому на каждом занятии я стараюсь выработать у детей привычку выполнять задания и упражнения на развитие логического мышления. Через систему специальных заданий и упражнений создаю ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры в процессе знакомства с математическим содержанием Все арифметические и геометрические задания я пропускаю через призму логики.
Благодаря правильно построенным занятиям с включением приёмов логических действий ребёнок учится:
– рассуждать, аргументировать, анализировать и делать логические выводы;
– развивает сообразительность, память, внимание и интеллект;
– такие занятия и достигнутые успехи повышают самооценку, интерес к обучению в школе.
Для комплексного развития логики у ребенка я использую задания 5-7 типов.
Хочу предложить для рассмотрения возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различные приемы умственных действий на математическом материале.
Среди самых интересных и популярных категорий заданий на логику и смекалку у детей являются:
Классические логические задачи. Они учат детей анализировать текст, выделять главное, рассуждать и делать выводы. Пример таких задач:
1. Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино: Печкина, Шарика и Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкина и Шарика, а Галя не рисовала Печкина?
2. Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
3. В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и не в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины?
Арифметические ребусы. Отличная отработка арифметических действий сложения и вычитания, а также ключевых мыслительных операций: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение и другие.
Пример.
При изучении действий сложения и вычитания хорошо использовать не только классические примеры, но и примеры такого типа:
Такие задания помогают детям, не используя цифры, понять сам смысл арифметических действий сложения и вычитания, закрепляют в сознании такие логические приемы, как анализ и синтез, и очень нравятся детям.
Логические сетки – самые любимые задания для моих воспитанников.
Для детей 3-4 лет использую логические сетки с яркими картинками и одним неизвестным. В старшем возрасте, когда с детьми знакомимся с цифрами, даю сетки с цифрами, также в этом возрасте активно использую логические сетки с цветом. С детьми подготовительных к школе групп использую все виды сеток, но более сложные.
Пример.
Отработав приемы работы с логическими сетками, дети хорошо справляются с японской головоломкой Судоку.
С теми детьми, которые не сразу понимают смысл заданий, занимаюсь индивидуально. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и не боялся нового. Тем детям, которые опережают уровень развития, я выбираю более сложные задания, чтобы они не потеряли интерес, не скучали, чтобы у них не пропало желание заниматься. Для таких детей я всегда имею набор дополнительных заданий. Часто в таких случаях использую такие задания, как: «Рисуем по цифрам», «Повтори узор», «Зеркальное отображение», «Лабиринты» и другие.
Изучая геометрические фигуры, использую такие приемы логических действий, как анализ и синтез. Анализ – выделение свойств объекта, синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.
Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое я предлагать детям уже на первом году обучения. Хорошо использовать для отработки этих приемов блоки Дьеныша. Цель таких заданий – формировать умение разделять фигуры по одному признаку: по форме, по цвету, по размеру. К анализу и синтезу относятся и такие задания, как умение найти предмет и объяснить, почему он лишний.
Также я активно использую графические задания следующего типа:
В более старшем возрасте задания усложняются:
Задания такого типа развивают зрительную память и пространственное мышление.
И хочется отметить, что каждое занятие сопровождается динамическими паузами, сюрпризными моментами, видеоматериалами и дидактическими играми. За годы работы мною накоплена богатая видеотека. Дети хорошо усваивают материал, если они могут и визуально познакомиться с ним.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет мне устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создать условия для смены видов деятельности обучающихся. И если в начале года дети с тревогой идут на занятия, то впоследствии этот предмет становится одним из любимых.
Количество просмотров: 5553 |
Добавить комментарий