Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья детей.
«В РФ 53% детей имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания», – сообщил председатель комиссии Общественной палаты РФ Евгений Ачкасов, добавив, что «лишь 10 % выпускников школ можно назвать здоровыми. По его словам, за последние пять лет общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 16 %, в возрасте 15-17 лет – на 18 %».
Основными направлениями развития образования является поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях по укреплению здоровья детей, снижению заболеваемости и повышению выносливости детского организма.
Идея гармоничного и здорового развития подрастающего поколения существует с древних времен, еще Аристотель рекомендовал уделять большое внимание закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. Пифагор использовал музыку, танцы и поэзию для предупреждения душевных расстройств. Он утверждал, что под их влиянием «происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей».
Проблемы здоровья четко вырисовываются и в трудах Авиценны. Он утверждал, что основной задачей медицины является сохранение здоровья, а лечение – лишь тогда, когда появится болезнь или травма [6].
Из опыта зарубежной педагогики можно обратиться к теории Джона Локка. Он считал, что физическое воспитание – это основа всего последующего воспитания, оно обеспечивает «здоровый дух в здоровом теле». Джон Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Если счастье есть цель жизни человека, то оно должно быть и целью воспитания [3, с. 64].
Научная деятельность В.М. Бехтерева имела колоссальное значение для последующих исследований в области психологии и физиологии ребенка. В работе «Личность и условия развития ее здоровья» он доказал зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. В.М. Бехтерев сделал вывод, что рациональное воспитание должно развивать в ребенке «тот бодрый дух, который столь необходим с житейскими невзгодами». Этот вывод весьма актуален и сегодня, особенно при организации занятий с использованием здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования [1].
Анализируя научные труды Лесгафта Петра Францевича, который стал признанным автором научно обоснованной системы физического воспитания, мы определили, что его важнейшие принципы – единство с умственным, нравственным и эстетическим. Он считал, что в первую очередь необходимо развивать у человека умение владеть своим телом, что достигается, по Лесгафту, естественными движениями. Важно, чтобы все физические упражнения были бы не подражательными, а осознанными. Особую роль он отводил подвижным играм, ценил их за многосторонность, так как в них есть физические упражнения для различных групп мышц, они формируют характер, содействуют нравственному и умственному развитию [5, с. 310].
В трудах Каптерева Петра Фёдоровича подчеркивается, что целью обучения является саморазвитие личности ученика. Исходя из этого, он определял содержание образования, методы и приёмы обучения, которые вели к активизации учебной деятельности. Он подчёркивал связь физического и духовного воспитания. Здоровье и сила организма в достаточной степени способствуют укреплению силы духа личности. По его мнению, невозможно ограничиваться «внутренней духовностью», необходимо её отстаивать и укреплять. Физические и духовные силы ребёнка равноценны, неразрывно связаны и могут совершенствоваться. Для этого нужны постоянные упражнения, которые и должны составить основу педагогического процесса, осуществляемого учителем [4, с. 364].
Забота о здоровье считал Сухомлинский Василий Александрович – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьёй. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые два года обучения детей в школе – это беседы о здоровье малышей. Здоровье ребёнка зависит от того, какие домашние задания даются ребёнку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска процесса самостоятельного умственного труда дома. Если ребёнок берётся за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов [2, с. 411].
Каждый из этих учёных внёс огромный вклад в развитие здоровьесбережения, отмечая разные аспекты проблемы. Поэтому единая точка зрения на современное состояние проблемы здоровьесбережения, охватывая широкий комплекс медико-биологических, педагогических, психологических, социальных и других наук, определяющих различные взгляды на данное явление, подходы, организацию и технологию, во многом должна формироваться под комплексным влиянием взглядов прошлого с учётом современных тенденций и направлений.
Вопросы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе рассматривались в работах таких педагогов, как М.В. Антропова, В.И. Ковалько, В.Р. Кучма, Н.Н. Куинджи, Т.В. Карасева, О.Л. Трещева, Н.К. Смирнов, Е.А. Менчинская и др.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого учащегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их развития назрела необходимость систематического проведения профилактической и оздоровительной работы с вовлечением родителей в учебно-воспитательный процесс.
Подобный подход предъявляет особые требования к профессиональным качествам педагогов, работающих с детьми, и предполагает активную позицию родителей. Крайне важна осведомленность педагогов дополнительного образования в широком круге проблем, касающихся здоровья, включая факторы, влияющие на его формирование, вопросы физиологии развития детей, профилактики и оздоровления, а также ориентированность в области социальной педиатрии и педагогики.
В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование здоровья, здорового образа жизни.
В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий для сохранения здоровья обучающихся и других участников образовательного процесса, предполагающих участие в нем различных специалистов, призванных обеспечить: воспитание у детей потребности в здоровье, у педагогов – идеологии здоровья; физиолого-гигиеническое обоснование учебных программ, условий, режимов обучения, труда и отдыха; валеологическую оценку педагогических технологий; формирование научного понимания сущности здорового образа жизни; проведение контроля и коррекции формирования здорового образа жизни обучающихся и педагогов; контроль обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья); организацию оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях; посещение уроков, в том числе уроков физического воспитания, и внеурочных мероприятий, занятий групп продленного дня для контроля за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности; наблюдение за состоянием здоровья школьников (по данным субъективного статуса и медицинской документации).
Основными средствами педагогики являются воспитание потребности здоровья, обучение методам и способам его сохранения, разработка учебных программ, педагогических технологий, режимов учебных занятий, оценка работы педагога на основе концепции здорового образа жизни. Эти средства должны способствовать выработке индивидуальной стратегии и тактики развития и сохранения собственного здоровья, так как на этой основе можно формировать у детей потребность в здоровье.
Обозначенная цель может быть достигнута средствами дополнительного образования при целенаправленной совместной деятельности педагогов и родителей. Целенаправленность процесса сотрудничества педагогов и родителей означает устойчивое стремление к созданию ими оптимальных условий для развития детей как субъектов здоровьесозидающей жизнедеятельности. Формирование культуры здоровья детей дошкольного и школьного возраста может рассматриваться как процесс и одновременно результат целенаправленного овладения понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», появлением у личности устойчивого здоровьесозидающего поведения, которое необходимо для успешной жизнедеятельности.
Литература:
1. Абдуллина С.В., Тутатчиков А.Т. Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. – № 16. – С.123 -127.
2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения. // Школа. - 2005. -№3. - С. 52-87.
3. История социальной педагогики: учебное пособие / под ред. М.А. Галагузовой. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 544 с.
4. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учебное пособие / Д. И. Латышина. Москва: Гардарики, 2005. 603 с.
5. Лушников А.М. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений / А. М. Лушников. 2-е изд. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 1994. 368с.
6. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов // Директор школы. – 2004.– № 4. – С. 87-91.
Количество просмотров: 5074 |
Добавить комментарий