Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования

 
 

Береговых Ирина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова г. Новосибирска

 

Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования

В настоящее время здоровьесбережение детей, наверное, самая важная задача общества. Загрязненная экология, плотная загруженность в учебе, длительное использование гаджетов и компьютеров, некачественное питание, длительный просмотр телевизора, отсутствие прогулок на свежем воздухе – все это отрицательно влияет даже на сформированный здоровый организм человека. Что тогда говорить об организме детей, которые еще только формируются, растут, крепнут, и набираются сил. Поэтому принципиально важно снижать пагубное влияние всех факторов, способных привести к ослаблению организма, к нарушению опорно-двигательного аппарата и к серьёзным функциональным заболеваниям. Путем решения этих проблем является использование здоровьесберегающих технологий.

Педагога дополнительного образования, а именно хореографического коллектива не может не волновать состояние здоровья воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Все эти состояния можно укрепить, развить, «насытить». И лучше всего это активно реализовывать с детьми младшего школьного возраста (7-9 лет), когда у детей появляется свое мнение, свой выбор, свое видение мира. Именно в это время детям нужно помочь, направить их на правильный путь. В этом возрасте у них формируются привычки, и задача педагога сделать эти привычки правильными, не вредящими здоровью.

При использовании здоровьесберегающих технологий занятия хореографией способны восполнить здоровье детей, дав организму оптимальную физическую нагрузку, сформировав правильную осанку, восстановив положительный энергетический тонус, устранив умственные перегрузки, развив интеллектуальные способности, обогатив духовный мир, при этом обучив здоровому образу жизни.

Дети, приходящие в хореографический коллектив, недостаточно физически развиты, замкнуты, зажаты. У детей 7-9 лет уже наблюдается сутулость, нарушения осанки, гиперактивность или малоактивность, нарушена или не сформирована саморегуляция. И для того чтобы ребенок мог в дальнейшем результативно и безопасно заниматься хореографией, важно постоянно уделять внимание его психофизическому развитию, создавать условия для психоэмоционального благополучия и физического здоровья. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе хореографической студии крайне важно и значимо для современных детей.

 

Согласно статистике, проводимой медицинскими институтами и учреждениями, здоровые дети составляют не более 10 % от общего числа детей, и, соответственно, необходимость двигательного развития детей младшего школьного возраста приобретает социальную значимость. Врачи подсчитали, что на двигательную активность детей приходится всего 15 % суток, а 85 % времени дети находятся в состоянии гиподинамии. Между тем у детей, занятых двигательным развитием: повышается ферментативная активность крови, улучшаются показатели иммунитета, уменьшается частота функциональных изменений осанки, средняя за год заболеваемость снижается, уровень физической и умственной работоспособности повышается.

В своей работе я использую разные ритмопластические направления и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Для развития мышечной силы и гибкости детей использую нетрадиционную методику раздела игропластика, которая основана на элементах древних гимнастических движений и упражнений стретчинга, а также рабочие тетради, где дети графически изображают выученные упражнения.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Поэтому на своих занятиях применяю игровые методы и метод упражнений для формирования правильной осанки у моих обучающихся. Что касается опорно-двигательного аппарата, то здесь у каждого второго обучающегося наблюдаются отклонения в виде плоскостопия или сколиоза. На своих занятиях я как можно больше стараюсь использовать упражнения для стопы и различные виды шагов.

На мой взгляд, один из главных принципов работы с детьми – принцип создания оптимальных санитарно-гигиенических условий: проветренный танцкласс, освещенность, чистота помещения. Большую роль играет выбор правильной одежды и обуви для занятий танцами. Для этого наша студия ввела единые требования к форме для занятий, в ней детям комфортно и легко, она не сковывает движений.

Еще важный принцип – принцип начала занятий с разминки. Она занимает 15 минут, здесь важно разогреть все мышцы тела. В приоритете занятия строятся следующим образом – показ движений и связок, разучивание, отработка. Паузы (отдых) являются обязательной составной частью занятия. Во время пауз дети могут передохнуть и попить воды.

Удобное расписание, традиция приветствия друг друга, музыкальное оформление, красивый танцкласс, улыбка педагога, включение в структуру занятий взаимных мастер-классов, взаимооценки и практикумов актерского мастерства, работа над командообразованием и коллективизмом – все это позволяет мне создать психологически комфортную обстановку для детей, которые учатся выражать свои эмоции, состояние души посредством танца и музыки, а также развивают креативность.

Моя технология вовлечения детей в здоровьесберегающую деятельность основывается на применении проекта, целью которого является вовлечение детей в здоровьесберегающую деятельность. В процессе реализации проекта «Моё здоровье» (2020-2021гг.) я проводила беседы с детьми о продуктах здорового питания, о питьевом режиме, о гигиене, о здоровом образе жизни, о полезных привычках, о правильном разогреве тела вовремя тренировок, о правильном растяжении мышц и дыхании. Также я использовала различные видеоматериалы и фильмы на здоровьесберегающие темы. В проекте я использовала не только теоретические, но и практические материалы, так, например, мы изучали основные элементы фитнес-танцев («Зумба», «Беллиданс», «Club sensation» и др). Обязательно привлекала родителей, с ними также проводила беседы о здоровьесбережении детей и выдавала раздаточный материал, в котором кратко и понятно изложены принципы здорового образа жизни, правильного питания, гигиены и др. На данный момент, в этот эпидемиологически тяжелый период я вижу результаты реализации проекта – 90 % детского состава на занятиях психологически легко переносят этот период и активного занимаются своим здоровьем, вовлекли родителей в это направление. Здоровым стало быть «модно», и я очень этому рада.

Учитывая тот факт, что хореография сама по себе является арт-терапией – «Хореотерапией», то применяемые педагогом-хореографом педагогические технологии должны соответствовать интересам и потребностям обучающихся и легко вводить в область здорового образа жизни. Советую всем педагогам обращать пристальное внимание именно на здоровье детей. Дети – наше будущее, и только от нас зависит, насколько здоровым оно будет.

Количество просмотров: 4345  

Добавить комментарий

1. Сохранение здоровья детей как педагогическая проблема
2. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков в МБУ ДО «ЦДО «Лад»
3. Психологическое здоровье педагога как фактор формирования безопасной образовательной среды
4. Применение здоровьесберегающих технологий в хореографии с детьми 7-9 лет в условиях дополнительного образования
5. Здоровьесберегающие технологии на уроках в Детской школе искусств
6. Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста
7. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков студии спортивного бального танца «Шарм» МБОУ ДО «ЦВР «Пашинский»
8. Применение в работе с младшими школьниками здоровьесберегающих технологий на занятиях в детском объединении «Вязание»
9. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками
10. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни в условиях учреждения дополнительного образования
11. Активные формы туристско-краеведческой деятельности детского объединения «Сусанин»
12. Развитие математического и логического мышления у дошкольников
13. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографией
14. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников
15. Особенности работы с детьми с разной двигательной активностью на подготовительной ступени студии современного танца «Драйв»
16. Формирование здорового и безопасного образа жизни как система воспитания и образования профилактической работы в объединении «Самбо» «ЦДО «Лад»
17. Взаимосвязь мышечной свободы и здоровья ребенка в эстрадном вокале
18. Самоуправление в детском коллективе как фактор развития психического здоровья школьников. Из опыта работы фитнес-студии «Максимум»
19. Тенденции развития экологического просвещения детей в дополнительном образовании детей
20. Использование интеллект-карт на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования

Страницы

1. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы