Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе

 
 

Звонкова Наталья Викторовна,

учитель-логопед МКДОУ детский сад № 1 «Сказка»

р. п. Коченево Новосибирской области

 

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает.

Основной объём информации об окружающем мире ребёнок получает благодаря зрению. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Поэтому важнейшей отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста выступает тот факт, что зрительное восприятие становится ведущим.

Зрительное восприятие – это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.

Как происходит развитие действий восприятия?

На первых порах ребенок (3-4 года) пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними. Для сравнения ребенку часто предлагают сенсорные эталоны. В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет. К 5-6 годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более планомерно обследовать и описывать предмет. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. К семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Благодаря работе процесса восприятия, они вполне успешно описывают его свойства, не действуя с предметом.

Для успешного обучения в школе ребенок должен владеть основными пространственными понятиями и свободно ориентироваться в пространстве. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, рисованию, письму, чтению и другим предметам, которые основаны на пространственных взаимосвязях.

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Объективно существует 3 вида (уровня) пространственных представлений.

1. Соматогнозис – схема тела.

2. Внешнее пространство (ориентировка в окружающем пространстве, восприятие пространственных отношений между предметами и ориентировка на плоскости).

3. Квазипространство. Это пространство, отраженное в речи, абстрагированное от наглядных чувственных образов. Это последовательно и грамотно выстроенные высказывания, которые отражают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, величину и размер, осмысление пословиц, поговорок, метафор. Это логико-грамматические конструкции, сложные смысловые и грамматические взаимоотношения слов, выраженные предлогами и флексиями. Это умение использовать в речи правильно все предлоги и сложные грамматические конструкции.

Следует отметить, что перечисленные уровни не только надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Формирование пространственных представлений начинается на самых ранних стадиях онтогенетического развития, а заканчивается только к концу начального школьного возраста. На первой стадии у ребенка начинает формироваться представление о собственном теле (соматотопические представления) и о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу. На этой стадии пространственный фактор тесно связан с кинестетическим фактором, и они вместе обеспечивают соразмерность и содружественность движений ребенка. После освоения прямохождения и передвижения в пространстве пространственные представления существенно расширяются. Появляются представления ближнего и дальнего пространства, больших и маленьких предметов – основа будущих метрических представлений. Двигательная активность имеет важное значение для формирования пространственных представлений и пространственной памяти.

С появлением речи (вторая стадия) становится возможным вербальное обозначение пространственных отношений. Ребенок начинает понимать, а позднее и употреблять в своей речи такие слова, как «близко», «далеко», «низ», «верх», «впереди», «сзади» и т. п.

На третьей стадии формирования пространственных представлений появляется так называемое квазипространство. Как пример, это представление о времени, нотная запись, понимание сложных логико-грамматических конструкций.

На четвертой стадии происходит формирование когнитивного стиля личности, определяющей индивидуальные стратегии оптико-пространственной деятельности, т.е. осознание и адекватное использование индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон своих психических функций.

Каждый ребенок, начиная с дошкольного возраста, должен уметь:

– ориентироваться в схеме собственного тела;

– определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве; моделировать пространственное расположение предметов;

– определять направление, двигаться в заданном направлении и изменять его;

– уметь ориентироваться на листе бумаги и графически воспроизводить направления;

– конструировать и копировать;

– понимать «квазипространственные» (логико-грамматические) конструкции.

Недостаточность же оптико-зрительного восприятия отрицательно влияет на формирование общего речевого статуса: задерживается развитие словаря, возникают трудности в грамматическом оформлении речи и проведении различных видов анализа (предложения, звукового, звукобуквенного, слогового). Несформированность оптико-пространственных функций приводит к трудностям дифференциации зрительных образов букв и цифр, оптическим дислексиям и дисграфиям, дискалькулиям, что затрудняет школьную адаптацию детей. И конечно же, в первую очередь, что видят педагоги у детей с нарушением оптико-пространственных функций – это проблемы с повествованием.

Методическая работа по формированию пространственной ориентации и оптико-пространственных представлений у дошкольников выстраивается с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Выделяются следующие этапы работы:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека».

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве).

Для развития оптико-пространственных функций у детей дошкольного возраста я использую одно из своих авторских пособий «Ориентир-коврик».

 

«Ориентир-коврик» выполнен из плотной ткани размером 1м х 1м. Коврик разделен на квадраты, в некоторые из них приклеены разные фигуры из фетра. Часть фигур приклеены так, что они могут использоваться как кармашки. Пустые клетки предназначены для стрелки, которая показывает начало движения.

Разработала следующие виды игр на «Ориентир-коврике»:

1. «Дойди до фигуры»

Дидактическая задача: Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны, вперед-назад. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровые правила:

1. Передвигаться по клеткам по словесному указанию и назвать загаданную фигуру.

2. Ребенок самостоятельно сначала проговаривает свой путь до заданной фигуры, затем его проходит.

2. «Найди клад»

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения; двигаться в заданном направлении, в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо).

Игровое правило: найти клад в соответствии заданной инструкцией.

3. «Фигуры»

Дидактическая задача: развивать умение определять свое местонахождение среди окружающих предметов.

Игровые правила:

1 вариант: Встать на любую фигуру и назвать, какая фигура впереди и сзади, слева и справа.

2 вариант: Встать так, например, чтобы круг был справа от тебя, а прямоугольник сзади.

Использование разработанного авторского пособия «Ориентир-коврик» будет способствовать формированию и закреплению пространственных ориентировок у детей разных возрастных групп. Количество вариантов игр, направленных на развитие пространственной ориентировки, зависит от творчества педагога, который сможет использовать их как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе.

Количество просмотров: 6828  

Добавить комментарий

1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы