«Весело. Грустно»: урок музыки во 2 классе

 
 

Острецова Ольга Викторовна,

учитель музыки

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 2 г. Новосибирска

 

«Весело. Грустно»: урок музыки во 2 классе

На музыкальных занятиях мы акцентируем внимание на личностном развитии, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку. Музыка открывает перед нами возможности для познания чувств и мыслей человека, развивает способность переживать.

Какая бы историческая эпоха ни наступила, какие бы непростые времена ни переживал русский народ, всегда человеку помогают перенести тяжёлые испытания надежда, сострадание, вера в Бога. Сразу же вспоминаются проникновенные слова Николая Семёновича Лескова: «Ведь ты русский человек? А русский человек со всем справится». И мы, читатели, не перестаём восхищаться талантом писателя, его любовью к Родине, к простому человеку.

По повести «Очарованный странник» есть очень много замечательных планов уроков литературы, с которыми мы можем ознакомиться в Интернете. Предлагаю вниманию читателей свой урок, который адресован, прежде всего, молодым специалистам. В «Год педагога и наставника» мне будет очень приятно, если кто-то из учителей, начинающих работать в школе, возьмёт что-то для себя из этого урока.

Предмет: музыка.

Класс: 2.

Тип урока: комбинированный, структура урока построена в системе развивающего обучения.

Вид урока: проблемный, частично поисковый.

Тема: «Весело. Грустно».

Цель урока: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений.

Задачи урока:

Образовательные:

– подготовить детей к усвоению материала посредством осознанно выразительного отношения к музыке;

– познакомить детей с основными музыкальными ладами – мажором и минором в процессе слушания музыки.

Развивающие:

– научить вслушиваться в музыкальное произведение и определять его характер и настроение, побудить учащихся к самостоятельному поиску движений, передающих настроение и характер музыки;

– развить музыкальный слух через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений, развитие коммуникативных навыков;

– развить умение передавать смену лада своими движениями, развить творческое мышление и воображение на основе используемого музыкального материала.

Воспитательные:

– воспитать любовь к музыке посредством постижения ее характера в различных видах музыкально-творческой деятельности;

– способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать мышление, внимание; развитие доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость настроения в музыке для дальнейшего обучения.

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё утверждение; находить общее решение; слушать и слышать других.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать музыкальное произведение, высказывать своё мнение.

Личностные: уважительное отношение к чужому мнению, развитие доброжелательности.

Метапредметные: самостоятельное формулирование темы и цели урока, умение слушать и слышать других.

Межпредметные связи: музыка, литература.

Ресурсы:

Основной – аудиозапись музыкальных произведений.

Дополнительные – стихотворение.

Основные понятия: «лад»«мажор», «минор».

Методы: проблемный, метод самостоятельной работы, наглядный метод.

Формы работы: работа в группах, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, наглядный материал.

ХОД УРОКА

1. Эмоциональный настрой.

Цель – создание эмоционального настроя.

Вход в класс под музыку. Выпрямили спинки, все готовы к уроку? Улыбнулись друг другу, передали частичку своего хорошего настроения другому. Ребята, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю, чтобы вы получили хорошие оценки и ушли с урока с новыми впечатлениями.

2. Этап мотивации: подведение учащихся к целеполаганию, к поставленной проблеме.

– Добрый день, ребята! Сегодня наш урок необычный, мы с вами отправимся в путешествие под названием – музыка. И в начале урока послушайте два музыкальных произведения и скажите, чем они отличаются?

Слушают музыкальные произведения: «Резвушка» и «Плакса» Д. Кабалевского (портрет Д. Кабалевского на доске).

Дети отвечают: одно весёлое, другое грустное.

У вас лежат карточки с именами прилагательными, характеризующими музыку: выберите те карточки, которые, по вашему мнению, подходят к каждому из прослушанных произведений.

Дети отвечают, один ребенок держит карточку, второй отвечает.

Слова: весёлый, унылый, радостный, грустный, резвый, печальный, задорный, плаксивый.

Образуйте от прилагательного «резвый» существительное с уменьшительным суффиксом «ушк».

Резвый – резвушка.

Молодцы, одна пьеса называется «Резвушка». Так еще называют резвых девочек. А от прилагательного «плаксивый» образуйте существительное.

Дети отвечают: плаксивый – плакса.

Да, так называют детей, которые плачут, и так называется вторая пьеса «Плакса». Вы подобрали правильные слова. Эти две пьесы называются «Резвушка» и «Плакса», сочинил их композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Дети, под резвушку что хочется делать? Конечно, хлопать. А когда грустная музыка – покачивать руками, как деревья осенью покачивают во время ветра свои ветви, им грустно, потому что скоро зима. Давайте еще раз послушаем и выполним движения. Молодцы, вы правильно выполнили.

3. Формулирование темы урока.

А теперь сформулируйте то, о какой музыке мы сегодня с вами будем говорить?

Дети отвечают: мы сегодня будем говорить о веселой и грустной музыке.

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Дети отвечают: весёлая и грустная музыка. Да, тема нашего урока «Весело. Грустно».

4. Постановка проблемы. Ответ детей.

Цель: через постановку проблемы выйти на осмысление трудного для 2 класса понятия «лад».

Чтобы познакомиться с новым музыкальным понятием, я хочу прочитать стихотворение:

Ласточка зеленеет,

Летит… к нам солнышко

Блестит, с весною в сени

Травка

Скажите, дети, вас удивило то, что я прочитала? Дети отвечают: было непонятно.

Стихотворение вы не поняли, тогда посмотрите на картину, может, на картине понятнее изображение? (фрагмент рисунка «весна», всё расположено без определённого порядка).

Что об этом вы можете сказать? Дети отвечают: непонятно, что изображено.

Как бы вы это назвали одним словом? Ответ детей: беспорядок.

Одним словом – разлад. Я специально неправильно прочитала вам стихотворение и поменяла части картины.

Что надо сделать для того, чтобы понять смысл стихотворения и увидеть художественный образ картины?

Ответы детей: привести всё в порядок: расставить правильно слова и фрагменты картины.

Давайте выполним задание в группах. Дети в группах составляют: одна группа стихотворение, другая группа картину.

А как правильно будет звучать стих?

Дети читают:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

И давайте разложим правильно фрагменты картины. Дети выполняют.

Итак, ребята, делаем вывод, чтобы понять стихотворение, увидеть картину, надо чтобы слова и фрагменты картины были на своих местах и в нужном порядке. Был РАЗЛАД – убираем три буквы в начале и получаем слово – ЛАД.

5. Введение новых музыкальных понятий.

Цель: сформировать навык определения лада.

С каким музыкальным термином мы познакомились?

Ответ детей: лад.

Лад – новое понятие (в переводе со старославянского означает мир, порядок, дружбу, любовь).

Вспомните русские пословицы и поговорки, где есть слово лад.

Ответы детей:

– Сядем рядком да поговорим ладком.

– Где лад, там и клад.

Лад – это выражение настроения в музыке. Начинается наше с вами путешествие: побываем в гостях у двух братьев: одного брата называют «мажор», а второго – «минор».

Скажите, дети, светлый мир нам открыл какой брат?

Ответ детей: мажор.

Правильно: светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (звучит гамма до мажор).

А мир полумрака, грусти, печали какой брат нам открывает?

Ответ детей: минор.

Правильно, дети, мир, в полумрак погружённый, лад нарисует минорный (звучит гамма ля минор).

Давайте послушаем музыку, и вы, ребята, определите, где поёт брат мажор, а где брат минор.

Прослушивание произведений: Л. Бетховен «Сурок» – рисунок сурка, портрет Бетховена.

Д. Кабалевский «Клоуны» – рисунок клоунов.

Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях?

Ответы детей: в произведении Бетховена чувство тоски, грусти, печали. Скажите, не странно, почему рядом с портретом Бетховена я поместила рисунок этого зверька? А какой это зверёк, вы знаете? (это сурок). Произведение называется «Сурок» Л. Бетховена.

А сейчас ещё послушайте произведение Д. Кабалевского, догадайтесь, какое название этого произведения?

Ответы детей: клоуны.

А музыка Кабалевского изображает клоунов весёлых или грустных?

Ответ детей: весёлых.

Физкультминутка: давайте, ребята, под музыку Кабалевского попробуем изобразить при помощи мимики и движения рук и ног весёлых клоунов (слушаем и изображаем).

6. Этап самостоятельной работы.

Давайте над картинками сурка и клоунов разместим тучку и солнышко в соответствии с настроениями музыкальных произведений.

Дети, выходя к доске, размещают над сурком тучку, над клоунами – солнышко.

Знаете, почему «клоуны» такие весёлые? Потому что над ними солнышко ясное, давайте с вами пропоём мажорное трезвучие «Солнышко ясное».

А знаете, почему «сурок» такой грустный, потому что над ним сгустилась тучка тёмная, которая прольётся дождём на бедного одинокого сурка. Давайте споем минорное трезвучие «Тучка тёмная».

7. Этап включения в систему знаний и повторения.

Если мы понятия мажор и минор, перенесём в нашу повседневную жизнь то, к чему мы должны с вами стремиться: к мажору или минору? Почему?

Потому что жить и шагать вместе нам с вами было весело. И песню «Вместе весело шагать» мы с вами споём радостно и приподнято, как учил нас брат мажор.

Исполняем песню «Вместе весело шагать».

8. Рефлексия деятельности.

Цель: подвести итог урока.

Дети, а сейчас каждый из вас должен показать то настроение, какое было у вас сегодня на уроке. У кого было весёлое, мажорное настроение – поднимите солнышко, а у кого грустное, минорное – поднимите тучку.

Мы с вами уходим с позитивным настроением, так как большинство подняли солнышки. Мы уходим с мажорным настроением. Домашнее задание: в рабочей тетради на странице 23 раскрасить костюмы персонажей, передав радостное настроение.

Вывод: Сегодня на уроке мы с вами научились определять в музыкальных произведениях весёлое и грустное настроение, познакомились с новыми понятиями: лад, мажор и минор. На этом наше с вами музыкальное путешествие подошло к концу, большое спасибо за урок.

Выставление оценок.

Количество просмотров: 2641  

Добавить комментарий

1. «На крыльях мечты»: проект для младших школьников
2. Сценарий воспитательного события для обучающихся 4 классов по теме «Тайна пластикового стаканчика»
3. Сценарий тематического занятия для старшей группы, посвященного Дню Победы «Спасибо за Победу»
4. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника в условиях ДОО
5. Сценарий музыкального развлечения-квеста для старших дошкольников «В огороде у Бабушки»
6. Немного о наставничестве…
7. Развлечение «Жуки против комаров». Дифференциация согласных звуков [Ж] – [З]
8. «Весело. Грустно»: урок музыки во 2 классе
9. Экскурсия выходного дня как эффективная форма взаимодействия детского сада с семьей
10. Мой педагогический секрет
11. Планирование специальной физической подготовки бегунов на короткие дистанции
12. Методические разработки «Совершенствование техники броска мяча в процессе игры в баскетбол», «Развитие прыгучести у баскетболистов 16-17 лет»
1. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы