Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания

 
 

Гуськова Анна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания

Наша история пронизана постоянным противоборством между тенденциями реформирования, изменениями в жизни общества и стремлением к сохранению устоявшихся традиций. В ходе этого процесса мы нередко сталкиваемся с социальными катаклизмами, которые вынуждают общество возвращаться к традиционной системе, выступающей своего рода устойчивым фундаментом, способным обеспечить его сохранность.

Позвольте вспомнить 1930-е годы, когда после эпохи НЭПа и гражданской войны восстанавливались и укреплялись традиции в различных сферах жизни, будь то культура, спорт, семейные отношения или подход к воспитанию детей.

Сегодня мы снова обращаемся к необходимости формирования и укрепления традиционных ценностей. Важно определить смысл этих понятий. В контексте нашего обсуждения термин «традиционные» тесно связан с понятием «консервативные». Важно отметить, что консервативное не следует воспринимать как нечто отрицательное. Оно предполагает сохранение, защиту устоявшегося порядка вещей. Современное общество меняется с поразительной скоростью, и в таких условиях возникает необходимость проверки нововведений на безопасность. В этом контексте консервативные ценности можно рассматривать как опорные точки, обеспечивающие стабильность и надежность в быстро меняющемся мире.

Не вдаваясь в аспекты аксиологии, отрасль философии, занимающуюся изучением ценностей, подчеркнем, что аксиома представляет собой утверждение, не требующее доказательств, и является естественным состоянием текущего порядка вещей. Когда мы обсуждаем ценности, мы говорим о том, во что люди верят, о том, что для них имеет значение, без предоставления доказательств. В период кризиса – будь то духовный, экономический, моральный или общественный – общество теряет свою безусловную веру в существующий порядок вещей, и в результате формируется поколение, которое может переоценивать ценности, которые кажутся неотъемлемыми для предыдущего поколения, например, значение семьи. Такие ситуации могут привести к тому, что устойчивые ценности для общества перестают быть таковыми.

Именно в такие времена становится важным вмешательство для сохранения особого порядка, установления определенных правил, которые позволят обществу функционировать и продвигаться вперед. В таких обстоятельствах необходимо активно работать над формированием и четкой артикуляцией ценностей. В условиях стабильного развития подобные вопросы обычно не ставятся специально. Однако в периоды кризиса решение этих вопросов становится необходимостью.

Мы должны четко осознавать, что наша система ценностей напоминает многослойный пирог. Этот пирог представляет собой смесь обычаев и традиций, зародившихся в прошлые эпохи. В нашей культуре сохраняются ценности, которые уходят своими корнями в древние времена, начиная с языческих обычаев, таких как обувание обуви при входе в дом, и продолжая религиозными практиками, зародившимися еще в эпоху Петра Великого и укоренившимися с развитием государства.

Еще одним слоем являются советские традиции, которые оставили свой отпечаток на нашей культуре. Важно отметить, что наши ценности не являются простым сборником идей какого-то одного философа и не просто заимствованы из книг. Они представляют собой результат нашей истории, которая формирует эти традиции.

Идея служения государству, например, имеет глубокие корни, уходящие еще в эпоху правления Петра Первого, когда она была транслирована и в определенной мере внедрена в общественное сознание. Национализм, который активно развивался в 19 веке, также не появился из ниоткуда. Он является результатом национальной идеи русской общности, которая стала наследием нашей культуры.

Историческое, литературное и музыкальное наследие – вот те составляющие, которые формируют ценности общества. Именно этим мы занимаемся на занятиях социально-гуманитарного цикла, стремясь полноценно осмыслить их значение. Сегодня мы обращаем особое внимание на необходимость целенаправленного формирования этих ценностей, возможно, даже более активно, чем ранее. Почему? Предположим, что возникла ситуация конфликта. Как поступает сторона, не заинтересованная в быстром и максимально безболезненном разрешении конфликта, а стремящаяся к своему разделению? Она атакует ценности. В таких ситуациях речь идет не о соблюдении священного, а об уничтожении всего, что связано с культурным наследием.

С точки зрения истории мы уже сталкивались с подобными кризисами не один раз. Учителя истории могут и должны обращать на это внимание, например, рассматривая раскол в христианской церкви, который породил религиозное противостояние, в рамках которого проявились личности, такие как Александр Невский и Владимир Мономах, защищавшие религиозные ценности.

В процессе формирования представлений и воспитания духовных ценностей учителю важно проводить аналогии между историческими событиями. Например, можно вспомнить Ливонскую войну, которая началась с противостояния с маленьким Ливонским орденом, но впоследствии переросла в конфликт с половиной Европы для московского царя. Или период Смуты, который привел к укреплению национализма и государственности.

В этой связи интеграция учебных предметов, таких как история России и обществознание, становится крайне важной. Эта важность требует очень тонкой социально-психологической настройки. Исторические факты следует «оживить», представить через призму чувств и эмоций. Если мы будем представлять особо значимые для человека идеи и ориентиры, раскрывающие идеалы добра, справедливости, истины и красоты, в виде простых определений, таблиц и презентаций, то речь о духовности изучаемых ценностей не пойдет.

Традиционные российские духовно-нравственные ценности являются своеобразным индикатором и отражением социально-исторического развития государства. Задача учителя социально-гуманитарных дисциплин, включая историю и обществознание, состоит не только в передаче знаний, но и в создании условий для того, чтобы у обучающегося была возможность проследить за этим процессом и осознать его в определенном контексте.

У нас существуют определенные тенденции в четком разделении обществоведческих предметов. Порой мы излишне активно разделяем историю и обществознание, явно определяя их границы. Однако тема, скорее всего, даже не тема, а суть, важная социально-педагогическая идея или цель, которую старшеклассники должны освоить, касается национальных духовных ценностей и указывает нам на необходимость интеграции курсов истории России и обществознания.

Если мы проведем контент-анализ и рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы по данной теме, то обнаружим, что наиболее частыми являются три вопроса:

1. Какие факторы влияют на формирование духовных ценностей в российском обществе?

2. Какую роль играют религиозные убеждения в формировании духовных ценностей в России?

3. Какие задачи помогут сохранить и распространить традиционные ценности?

Ответы на эти вопросы зависят исключительно от интеграции курсов истории и обществознания. Для примера, возьмем самое «тяжелое» интегрированное задание из государственной итоговой аттестации по обществознанию и добавим к нему небольшое, но очень значимое уточнение – при выполнении задания следует использовать исторический материал.

Обоснуйте необходимость формирования традиционных ценностей российского общества у молодёжи нашей страны. Назовите три традиционных ценности РФ. Каждую названную ценность проиллюстрируйте примером ее формирования в РФ. При выполнении задания используйте исторический материал.

Таким образом, интегрированное задание, объединяющее курсы истории России и обществознания, позволяет учащимся не только изучать традиционные ценности России, но и углублять свои знания в их формировании и развитии на протяжении истории страны.

Количество просмотров: 224  

Добавить комментарий

1. Индивидуальный человеческий капитал: просто о важном ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Методика формирования универсального умения решать задачи в условиях обновленного ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Задачи методического лидера учителей начальных классов: от методической сессии к заседанию муниципального методического объединения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Решение методической проблемы развития навыка смыслового чтения на уроках окружающего мира: сценарий заседания руководителей методических предметных кафедр и школьных методических объединений ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Методические особенности организации обратной связи от учителя к ученику ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Мастер-класс для коллег: рекомендации руководителю методического объединения учителей ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Методические кейсы в совершенствовании профессионализма учителя ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Методические рекомендации по проведению урока окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Методические особенности создания условий для присвоения традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа младшими школьниками на уроках ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Современный урок русского языка: методические рекомендации учителю ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности уроков математики на конкурсе «Мой лучший урок – 2024» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Методический анализ учебных занятий в контексте системно-деятельностного подхода ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Неформальное образование учителя: возможности информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Освоение старшеклассниками национальных духовных ценностей: потенциал интеграции курсов истории России и обществознания ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Трудные темы в обучении младших школьников математике: методические рекомендации на основе анализа результатов ВПР ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Обществознание: углубленный уровень. Интеграция социально-психологического знания в содержание учебного предмета «Обществознание» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Основные ориентиры современной оценки в условиях реализации обновленных ФГОС ОО ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
18. Объективное и стимулирующее к успеху оценивание качества знаний учащихся ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Трудные вопросы в обучении младших школьников предмету «Окружающий мир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Уклады школьной жизни ВЫПУСК №62, ДЕКАБРЬ 2015

Страницы