Сказкотерапия как средство нравственного воспитания

 
 

Захваткина Анна Васильевна,

учитель начальных классов

МАОУ Технический лицей № 128 г. Новосибирска

 

Сказкотерапия как средство нравственного воспитания

Сказка помогает… В чём же помогает сказка? А когда мы помогаем – мы проявляем заботу.

Сказка лечит… Что же лечит сказка? Ответ на этот вопрос прост: «Сказка лечит душу и сердце».

В ноябре 2022 года вышел Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (9 ноября 2022 года № 809), в п. 4 дано чёткое определение традиционных ценностей. В п. 5 выделено, что к традиционным ценностям «относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Без этих ценностей очень сложно представить будущее, будущее нашего народа с его богатым историческим наследием и уникальной культурой.

Именно сейчас в нашем обществе происходят самые различные влияния на подрастающее поколение: стирается грань между истинной свободой и безмерной вседозволенностью, между добром и злом, между тем, что действительно достойно уважения, и тем, чего надо опасаться и избегать. Виртуальное пространство не дремлет и старательно увлекает души молодых людей без внутреннего стержня.

Как же быть? Обратимся к образованию. На данном этапе образование – это не только образовательные услуги, а, скорее, «особая духовно-нравственная категория, закрепляющая фундаментальные основы бытия человека и духовно-нравственные ценности российского общества» (специальный выпуск № 11 (233) Ноябрь 2022 г. «Вестник Новосибирской митрополии»).

Вернёмся к сказке. Сказка проживает все эпохи, собирая в себя самое ценное, сохраняя главное, бережно пряча в метафоры и образы героев и антигероев, в жизненные сюжеты, в описание сказочных мест, волшебных предметов и чудес. Сказка работает вестником, услышать которого можно лишь душой. Сказку можно назвать «самоучителем жизни». Учит слышать сказку метод комплексной сказкотерапии, автором которого является Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. У истоков сказкотерапии стояли многие авторы: А. В. Гнездилов, Д. Соколов, И. В. Вачков. И каждый автор выделяет, что сказка способна менять внутреннее состояние человека. Ресурсы у сказки велики и непознанны: это и волшебство безопасного получения опыта, и система миропонимания, система образования, система защиты своего разума и души, система воспитания. Настолько глубока госпожа Сказка.

Сказкотерапия – один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. Взрослеющий человек, воспитанный на богатстве слова сказочного, имеет возможность адекватно оценивать происходящее вокруг него, не только оценивать, но и своевременно реагировать, контролируя своё поведение, имеет возможность прогнозировать поведение других людей и принимать важные верные решения. Читая, анализируя, проигрывая сказочные сюжеты, мы помогаем нашим воспитанникам исправить или возродить любую утраченную «душевную пружину», взрастить добрые черты своего характера.

Благодаря применению в своей практике методик, разработанных в комплексной сказкотерапии, имею возможность в процессе общения и обучения детей создавать условия для формирования и развития самосознания, саморегуляции, социальной чуткости, способности управлять своими эмоциями. И это помогает реализации задач воспитания.

Обратимся к п. 7-8 Указа от 09.11.22 № 809: «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность».

Обращение к сказкам, включение их в учебные занятия, воспитательные мероприятия позволяет формировать и поддерживать систему ценностей моих ребят. Рассказывание, чтение, инсценировка, создание собственных сказок – это звучание живой речи, тёплая межличностная коммуникация. И это тоже ещё один кирпичик в фундамент формирования качеств доброго характера. Постепенно из прочитанных и услышанных, прожитых и понятых душой и сердцем сказок создаётся копилка жизненных ситуаций и решений, а также повышается уровень сознания, общекультурный уровень человека.

Взращивая сокровища души, напитывая добрыми качествами внутренний стержень человека мы, взрослые, создаём будущее!

Какими инструментами? Я назвала свои инструменты «волшебными ключиками». Это и слово, и музыка, и воображение с соображением (создание собственных сказок), и эмоции (игры, двигательные упражнения), и волшебные палочки (карандаши, фломастеры, кисти). И о каждом моём «ключике» можно много говорить! Все они открывают путь к «добрым сокровищам доброго Сердца»! Наверное, каждый, кто прикасается к таинству воспитания, знаком с произведениями Ш. Амонашвили! Моя настольная книга как учителя, как сказкотерапевта, как сказковеда-воспитателя доброго характера «Без сердца что поймём». Есть там такие слова: «Доброе сокровище доброго Сердца! Что в нём? В нём чувства утончённые и огненные. В нём красота и величие Любви, вдохновение Веры, творящее терпение Надежды, возрождающая влага Доброты, гордость и суровость Долга, торжество Справедливости, цветы Признательности, искра Искренности, радость Покаяния, посевы Благородства. Чувствознание и знание чувств есть Весы Небесные, есть Совесть». В этих словах Ш. Амонашвили вся суть воспитания!

Я не коснулась понятия нравственность. Заглянем в словарь С. И. Ожегова: «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Помогает взрастить духовные качества метод комплексной сказкотерапии.

Закончу словами Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой: «Сказка, живущая внутри вас, развернёт перед вами сокровища вашей Души». Задача взрослых – помочь взрослеющему Человеку найти и сберечь эти сокровища для «сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Список литературы:

1. Амонашвили Ш. Без сердца, что поймём / Ш. Амонашвили. – М.: Амрита-Русь, 2020. – 64 с. – (Воспитание и образование).

2. Башкиров В. (протоиерей) Родители как воспитатели. /Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. – 27 с.

3. Защиринская О. В. Сказкотерапия в работе психолога: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2016. – 134 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по Сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2014. – 320 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Зинкевич А. Воспитание Доброй Сказкой. Сказкотерапия для детей и родителей / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Зинкевич А. – СПб.: Портал, 2021. – 288 с. – (Серия «Мама без драмы»).

Количество просмотров: 472  

Добавить комментарий

1. Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимосвязь между духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием младших школьников с ОВЗ на внеурочных занятиях ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Краткосрочный курс по истории как способ формирования патриотизма у обучающихся основной школы ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в национальных костюмах» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Гимназическое сообщество как условие и средство гражданского воспитания школьников ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семейные традиции как способ формирования профессиональных и трудовых династий ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Родина наша вокруг: формирование образа отечества у детей среднего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Формирование патриотических чувств дошкольников через реализацию проекта «Береза – символ России» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Комплекс воспитательных событий «Пасхальная роспись тарелочек, выполненная в технике папье-маше» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проектная деятельность как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольника ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Некоторые аспекты выбора репертуара в контексте нравственно-патриотического воспитания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Духовно-нравственное воспитание детей через семейные традиции ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Игра и её значение в нравственном воспитании дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Осмысление собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию сквозь призму изысканий К. Д. Ушинского ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Городской фестиваль «Династии Новосибирска-2023»: история семьи в истории города и страны ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Я и моя страна». Актуальные вопросы формирования детских сообществ в духе мира и добра ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы