Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования

 
 

Васильева Наталья Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 
 
 

Чуркина Лилия Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 

Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования

В современном мире существуют высокие требования к творческим способностям детей. Многие педагоги сегодня уделяют особое внимание развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, так как этот период является ключевым для формирования основ физического, психического и нравственного здоровья.

Развитие творческих навыков у дошкольников – одна из главных задач системы дошкольного образования. Творчество способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка, закладывает фундамент для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни.

Творчество – это не только рисование или лепка, но и способность находить нестандартные решения, мыслить нешаблонно и проявлять любознательность.

Для успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста необходимо создать определенные условия:

Создание развивающей среды. Развивающая среда должна опережать формирующиеся возможности ребенка и стимулировать разнообразную творческую активность. Она должна мотивировать любопытство, желание экспериментировать и открывать новое. Разнообразие материалов, доступность инструментов и пособий, безопасное пространство для игр и исследований – все это способствует развитию творческих способностей.

Использование игровых методик. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому включение элементов игры в образовательный процесс делает его более эффективным и увлекательным для детей. Сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, игры-экспериментирования развивают воображение, коммуникативные навыки и умение решать проблемы.

Комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени способствуют актуализации познавательной и творческой мотивации. Субъективные неудачи не должны становиться препятствием, взрослому следует акцентировать внимание на успехах ребенка, а неудачи рассматривать как полезный опыт.

Поддержка индивидуальности. Каждый ребенок обладает уникальными талантами и склонностями. Важно создавать условия для их проявления и развития, не сравнивая детей друг с другом, а поощряя их личные достижения. Ненавязчивая и доброжелательная помощь взрослого допускается там, где это необходимо.

Сотрудничество с родителями. Вовлечение семьи в творческий процесс усиливает его положительное влияние. Совместные проекты, мастер-классы, выставки детских работ помогают родителям лучше понять своих детей и поддержать их интересы.

Первоначально основой для творческого развития служит активность и любознательность детей, их стремление познавать окружающий мир и самовыражаться. На основе этой активности формируется потребность в новых впечатлениях.

Детское творчество неразрывно связано со свободой самовыражения. Задача взрослого – предоставить ребенку своего рода «инструменты» для творчества, развивать воображение, учить создавать новые образы различными способами, поощрять экспериментирование и поиск нестандартных решений. Это возможно только в атмосфере доверия и сотрудничества между педагогом и детьми.

Отношения между воспитателем и воспитанниками имеют огромное значение для проявления творческой активности и раскрытия творческого потенциала детей. Это связано с эмоциональным фоном взаимодействия.

Для раскрытия индивидуальности ребенка крайне важно развивать его умение выражать свои чувства. Если педагог поддерживает это стремление, учит детей выражать разные эмоции, то взаимодействие между ними становится более глубоким, основанным на доверии и взаимопонимании.

Большую роль играет компетентность педагога в организации разных видов деятельности детей, умение выстраивать с ними диалог, использовать различные средства для создания условий взаимодействия. Чем более профессионален воспитатель, тем эффективнее он выстраивает взаимоотношения между собой и детьми, между самими детьми, а также во взаимодействии с родителями.

 

Таким образом, для реализации творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста необходимо целенаправленно создавать специальные условия, применять соответствующие методы, формы и средства. Так как творческая деятельность способствует всестороннему развитию ребенка, помогает ему адаптироваться к школьному обучению и дальнейшей жизни в обществе. Важно, чтобы воспитатель поддерживал и развивал творческие способности, это станет залогом успешного и гармоничного развития личности ребенка в будущем.

 

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011. – 124 с.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / СПб.: Питер Ком, 2009. – 368 с.

3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / М. –Просвещение, 2005. – 158 с.

Количество просмотров: 4471  

Добавить комментарий

1. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании
2. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО
3. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении
4. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика»
5. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР
6. Технология празднования мероприятий в современном формате
7. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике
8. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ
10. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность
11. Игра как средство обучения грамоте
12. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела»
13. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования
14. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор
15. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности
16. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада
17. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО
1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы